Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 6. Философия софистов и Сократа



2016-01-26 802 Обсуждений (0)
ВОПРОС 6. Философия софистов и Сократа 0.00 из 5.00 0 оценок




Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Характерные черты философии софистов.

Философия Протагора.

Философия Сократа.

1. Софисты – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в каче­стве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» – мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

- старших софистов (V в. до и. э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

- младших софистов – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разде­лял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, логически доказать правиль­ность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недо­казанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Видным представителем старших софистовявлялся Протагор(V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Че­ловек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относи­тельности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщи­ков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в спо­ре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Прота­гора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

 

4. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софисти­ке, был Сократ (469 – 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но во­шел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще наро­да, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуаль­ные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

- любое знание есть добро;

- любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, люб­ви, чести и т. д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном обра­зовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказатель­ства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Пла­тона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

ВОПРОС 7. Философия Платона

Общая характеристика личности и творчества Платона.

Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Триада»Платона – «единое», «ум», «душа».

Гносеология (учение о познании) Платона.

Проблема государства в философии Платона.

Платоновский проект государства.



2016-01-26 802 Обсуждений (0)
ВОПРОС 6. Философия софистов и Сократа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 6. Философия софистов и Сократа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)