Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрим главные элементы реформ



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Рассмотрим главные элементы реформ 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции.

1.Познавательная и интеллектуально-развивающая-исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.

 

2.Практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

 

3.Мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

 

4.Воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

 

Или же:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.


3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.


4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.


2 Вопрос
Становление монополистического капитализма в России. Реформы Витте и Столыпина.

Россия практически одновременно с западноевропейскими странами вступила в стадию монополистического капитализма. Процесс создания отечественных монополий уско­рило несколько факторов: 1) высокая степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь; 2) дешевизна рабочей силы; 3) огромные ресурсы сырья и топлива; 4) необъятный внутренний рынок; 5) соседство с еще менее развитыми странами Востока, куда вместе с российским проникал и западноевропейский капитал. В то же время большинство населения продолжало заниматься сельским хозяйством на базе архаичной техники и ручного труда.

На рубеже 19-20 веков Россия как и другое ведущие страны, вступила на моно капиталистическую стадию. Первые монополии в России 80-90-х годах 19 века – это картели (соглашение между несколькими фермами, разделение рынка на доли с едиными ценами) и синдикаты (объединение предприятий в области сбыта)

1882 год-картель присоединяет рельсовую промышленность
Первым монополистическим объединением в России стал «Союз рельсовых фабрикантов», возникший в 1882 г. Процесс монополизации ускорился во время кризиса 1900—1903 гг., когда разорилось около 3 тыс. предприятий. В 1902-1903 гг. возникли синдикаты «Продамета», «Трубопродажа», «Медь», «Продуголь» и др. Весь сбыт железнодорожных вагонов объединил синдикат «Продвагон». Они диктовали цены на сырье и готовую продукцию, размеры производства и обсуждению дел внутреннего управления.

В целом Российская экономика характеризуется высокой степенью производства и капитала. На предприятии с численностью занятых более 500 было 54% промышленных работников (~~1913г) 52% всех банков капитал – в 7 крупных банках ( Питер, Москва, Варшава)

  1. Перед 1 мировой войной в России существует 150-200 монополистических объединений
  2. «Догоняющий» характер развития Россия отставала от передовых стран, но стремительно нагоняла темпы роста Российской экономики были высокими в 19 веке (90-е), в период перед 1 мир. Войной 1909-1913г. В начале 20 столетия- кризис; 9% в год темпы роста.

В следствии догоняющего характера Россия использовала опыт и технологии от передовых стран.
Особенности русских монополий — высокая концентрация производства и рабочей силы, обширное привлечение иностранных инвестиций (до 40% всех вложений в экономику) , зависимость от государственных заказов и кредитов. Создававшийся банковский капитал, зарождавшаяся финансовая олигархия были тесновато соединены с государством. Еще одна изюминка русского капитализма — преобладание экстенсивных форм хозяйственного развития. Капитализация страны способствовала складыванию новейших классов — буржуазии и рабочего класса; росла прослойка интеллигенции.

С. Ю. Витте -При нем был осуществлен ряд принципиальных мер: развертывание железнодорожного стройки и введение на стальных дорогах одного тарифа; введение винной монополии; государственное регулирование внутренней и наружной торговли; расширение частного предпринимательства; стимулирование иностранных капиталовложений; гибкое налоговое законодательство; укрепление государственной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля и т. Д. Витте были внесены предложения о разрушении фермерской общины, об улучшении положения рабочих, но они не нашли поддержки. В начале XX в. В стране наблюдалось обострение социально-экономических и политических противоречий. Власть оказалась неспособной разрешить их методом последовательных реформ как в экономической, так и в социально-политической области.


Экономическую политику с конца XIX в. Направлял министр финансов С. Ю. Витте. В 1892 г. царь назначил Витте министром финансов. С 1894 г. по его предложению была введена казенная винная монополия,обеспечившая до 215% всех поступлений в бюджет (за что его называли «пьяным бюдже­том»). Главным достижением Витте стала денежная реформа1897 г. Со­гласно ей, был введен золотой стандарт:рубль был девальвирован на 1/3 своей стоимости и отныне имел постоянный эквивалент в золоте, был разрешен свободный размен бумажных денег на золото. Это придало устой­чивость рублю и обеспечило приток капиталов из-за границы. Витте по­ощрял капиталовложения в промышленность и транспорт и выступал против военных авантюр на Дальнем Востоке, что вызвало ненависть к нему придворных кругов и в конце концов привело к отставке в августе 1903 г. «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Как министр финансов, Витте был озабочен положением о нуждах крестьянства — основного налогоплательщика. По его инициативе в январе 1902 г. было созвано «Особое совещание сельскохо­зяйственной промышленности», где столкнулись две линии: Витте пред­лагал перейти от общинного к подворному землевладению крестьян, что обеспечило бы их материальную заинтересованность и увеличило собира­емость налогов, а министр внутренних дел В.К. фон Плеве настаивал на сохранении общины и государственной поддержке дворянских имений. Малоземельных крестьян он предлагал переселить на Дальний Восток. Царь не решился поддержать никого и в марте 1905 г. распустил совеща­ние. Однако его наработки были впоследствии использованы П.А.Столы­пиным при подготовке его аграрной реформы, что дало Витте повод за­явить, что Столыпин «обокрал» его. Внутренняя политика правительства до начала революции 1905—1907 гг. колебалась между интересами частнокапиталистической промышленности, требовавшими динамичного развития, и сельского хозяйства, работавшего по старинке во имя сохранения доходов и власти дворян-помещиков. Усилива­лась диспропорция между тяжелой и легкой промышленностью, промышлен­ностью и сельским хозяйством, городом и деревней, властью и обществом.

П. А. Столыпин — премьер-министр России с июня 1906 г. Деятельность Столыпина началась в качественно но­вых для России политических условиях, созданных рево­люцией 1905 г. Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложения об аграрных преобразованиях (указ от 9 ноября 1906 г.). Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработ­чиком которой был Столыпин, было дано указом от 9 нояб­ря 1906 г. После очень сложного обсуждения в Государст­венной думе и Государственном совете указ 14 июня 1910 г. был утвержден царем как закон. Дополнением к нему по­служил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г.

Цель: продвинуть Россию по пути буржуазных реформ, не изменяя её политического строя, расширить социальную базу самодержавной власти за счет сотворения слоя зажиточных фермеров — собственников земли, по способности не затрагивая принадлежности помещиков, и, в конечном итоге, избежать новейших революционных потрясений. Главные направления аграрных преобразований: предоставление крестьянам права выхода из общины с получением в личную собственность общинных земель; передача Крестьянскому банку части государственных удельных земель для реализации крестьянам (банк также скупал с данной целью помещичьи земли) ; стимулирование переселения фермеров из Центральной России в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Реформа коснулась в основном только части фермеров (кулаки, зажиточный слой) . Основная масса фермеров воспротивилась насильственному разрушению общины. Переселенческая политика удалась только частично. Трудности, с которыми сталкивались переселенцы на новом месте, вынуждали многих из них возвращаться обратно. Аграрная реформа в целом способствовала созданию рынка свободных рабочих рук, приобщению части фермеров к товарному производству, т. е. продвижению России по пути капиталистического развития.

Рассмотрим главные элементы реформ.

Основным положением реформы Столыпина стало раз­рушение общины. Для этого была сделана ставка на разви­тие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба*.

* По указу от 9 ноября 1906 г. каждый крестьянин мог потребовать выделения своего хозяйства из общины в личную собственность. Если при этом он требовал соединить все свои полосы, разбросанные на разных участ­ках общинной земли, в один, то хозяйство называлось отрубом. Если к нему добавлялась площадь деревенской усадьбы крестьянина и сюда пере­носился жилой дом, то хозяйство называлось хутором.

Важный момент реформы: община разрушалась, а по­мещичья собственность на землю сохранялась в неприкос­новенности. Это вызывало резкое противодействие крестьян.

Разрушить общину должна была и другая мера, пред­ложенная Столыпиным: переселение крестьян. Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — это получить земельный фонд, прежде всего в центральных районах России, где малоземельные крестьяне не имели возможности создавать хуторские хозяйства и отруба. Вмес­те с тем они получали возможность освоения новых терри­торий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя и экстенсивным путем.

Политическая цель — разрядить социальную напря­женность в центре страны.

Итоги реформы - В период 1905-1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно треть от их численности в губерниях, где прово­дилась реформа. Это означает, что не удалось ни разру­шить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собст­венников.

Этот вывод дополняется данными о неудаче переселен­ческой политики. В 1908-1909 гг. число переселенцев соста­вило 1,3 млн. человек, но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведе­ние хозяйством, незнание местных условий и более чем сдер­жанное отношение к переселенцам старожилов. Многие скончались в пути или полностью разорились. В националь­ных районах страны у казахов, киргизов отнимали их зем­ли, чтобы расселить переселенцев.

Не были решены в результате реформы проблемы мало­земелья и безземелья, аграрного перенаселения, т.е. основа социальной напряженности в деревне сохранялась.

Таким образом, реформа не удалась ни в экономичес­кой, ни в политической части.

Кроме аграрной ре­формы Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течение 15—20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), кор­ректировки национальной политики (введение земского само­управления в западных губерниях) и др. Однако выполнить за­думанное Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 г. он погиб в Киеве.

 

3 Вопрос
Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Первая мировая война длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства (из 59 независимых государств) с населением более 1,5 млрд человек (87% населения планеты). Погибло и умерло от ран более 10 млн, ранено и искалечено более 20 млн человек. В ходе военных действий впервые участвовали танковые и химические войска, применялись авиация и подводный флот.

Причины войны. Война 1914-1918 гг. была следствием резкого обострения противоречий между крупнейшими державами: в связи с попытками пересмотреть итоги завершившегося к началу XX в. колониального раздела мира, в связи с судьбой распадавшейся Османской империи и др.

В годы, предшествовавшие войне, внешняя политика Российской империи определялась линией на сближение с Великобританией, закрепленное соглашением 1907 г. о разделе сфер влияния в Иране и Средней Азии. Это соглашение привело к окончательному оформлению Антанты – «сердечного согласия», военно-политического союза Великобритании, Франции и России. Антанте противостоял Тройственный союз Германии и Австро-Венгрии (к нему примыкали Турция, Болгария и др.). Особенно острыми были противоречия на Балканах, где Россия воздерживалась от решительных действий в ходе Боснийского кризиса (1908-1909 гг.) и двух Балканских войн 1912-1913 гг. Балканы, в свою очередь, давали ключ к обладанию Черноморскими проливами Босфором и Дарданеллами.

Россия как великая держава была, таким образом, втянута в сложный клубок противоречий, которые неизбежно вели к войне. Германия добивалась передела колониального мира, присоединения пограничных с Францией и Бельгией территорий, Прибалтики; Австро-Венгрия стремилась подчинить Сербию, господствовать на Балканах, отнять у России часть Польши; Великобритания стремилась сохранить свою колониальную империю и расширить ее за счет Среднего Востока; Франция боролась за присоединение Эльзаса, Лотарингии, Саара. Что касается России, то ее интересы состояли в овладении Черноморскими проливами, укреплении влияния на Балканах, присоединении Галиции, которая входила в состав Австро-Венгрии.


Поводом к войне стало убийство в Сараево эрцгерцога австрийского Фердинанда сербским националистом (июнь 1914 г.). Германия объявила войну России 1 августа 1914 г. (новый стиль). 6 августа война России была объявлена Австро-Венгрией.

Участие России в войне. Роль Восточного фронта. В военных действиях на Восточном фронте против России участвовали армии Австро-Венгрии, Германии, Турции, Болгарии. Российские армии (к 1915 г. их численность достигала 5,6 млн человек) сражались в Восточной Пруссии, Галиции, на Кавказе, на Балтийском и Северном морях.

Кампания 1914 г. на Восточном фронте. В начальный период войны 1-я и 2-я российские армии продвинулись на восточно-прусском направлении, но к середине сентября вынуждены были отступить. В Галиции был занят Львов и блокирована крепость Перемышль. Ситуация на Восточном фронте заставила немецкое командование перебросить часть войск с Западного фронта, что облегчило положение Франции и позволило ей отстоять Париж. Начались военные действия на Кавказе (провал турецкого наступления). Стало очевидным, что война приобретает затяжной характер.

Кампания 1915 г. на Восточном фронте. В 1915 г. Германия перешла на Западном фронте к позиционной войне, сконцентрировав все усилия на Восточном фронте. Цель состояла в том, чтобы разгромить российские армии и вывести Россию из войны. Последнее Германии и Австро-Венгрии не удалось, но Россия понесла серьезные потери, оставила Галицию, Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Войска испытывали острую нехватку вооружений. В августе пост Верховного главнокомандующего занял Николай II, что, по мнению его современников и историков, было его крупной ошибкой. Отныне ответственность за все неудачи ложилась непосредственно на него.

Кампания 1916 г. на Восточном фронте. На Восточном фронте война приняла позиционный характер. Германия развернула широкое наступление на Западном фронте, его целью было взятие Парижа. По настойчивой просьбе союзников Россия развернула наступление в Галиции (наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова). Знаменитый брусиловский прорыв поставил на грань поражения Австро-Венгрию, заставил Германию снять войска с Западного фронта. Стратегическая ситуация в целом не изменилась. Война затягивалась, к началу 1917 г. потери российских армий составили 2 млн убитыми и 5 млн ранеными.

Война и российское общество. В начале войны настроения в обществе безраздельно определялись патриотическим подъемом народа: массовое добровольческое движение, политическая поддержка практически всех партий и фракций IV Государственной думы, призывы к внутреннему миру вполне соответствовали охватившему обществу энтузиазму. Из революционных партий лишь большевики заняли резко отрицательную позицию по отношению к правительству. Был выдвинут лозунг «превращения войны империалистической в войну гражданскую», требование использовать военные тяготы для разжигания антиправительственных настроений и подготовки революции.

К 1915 г. ситуация в обществе изменилась. Война затягивалась, трудности возрастали, становились очевидными неподготовленность армии, военно-техническое отставание. Остро не хватало вооружений – от современных пулеметов, машин и др. до обыкновенных винтовок, патронов. Ощущались перебои с продовольственным снабжением. Все более частыми становились перебои с топливом, электричеством и пр. Создание Центрального военно-промышленного комитета, Особых совещаний по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, призванных скоординировать усилия государственных и частных предприятий дали лишь ограниченный эффект. Росло число жертв – убитых, искалеченных, раненых. Население со страхом ждало неутешительных новостей с фронта.

На смену энтузиазму первых месяцев войны пришли раздражение, недовольство, гнев, направленные против верхов. Активизировалось забастовочное движение, в 1916 г. недовольство проникло и в деревню. В армии учащались случаи братания, неповиновения приказам командования. Грозным предупреждением правящим кругам стала деятельность в Государственной думе Прогрессивного блока, объединившего кадетов, октябристов, представителей других фракций, все громче призывавших к созданию «министерства доверия». Неуклюжее поведение верхов («министерская чехарда», «распутинщина»), которые к тому же не могли справиться с продовольственным, топливным, транспортным кризисом, лишь усилило всеобщее недовольство.

 

Вопрос 4
Основы российской государственности по Конституции 1993 года.

Выборы в декабре 1993 г. новых органов государственной власти и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, открыли новый этап демократического обновления России. Новая Конституция способствовала стабилизации политической обстановки в стране, поскольку создавала основу для нормального развития политического процесса, делая легитимными новые политические институты и структуры и утверждая общие требования ко всем участникам политической жизни, которые должны были отныне действовать в обязательных для всех конституционных рамках. Вместе с тем, сложность обстановки, в которой принималась Конституция, и те события, которые ей предшествовали, не могли не отразиться на особенностях государственного устройства России и распределении власти в государстве, которые были закреплены в Конституции.

Конституция провозгласила российское государство демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция отвергает любые формы незаконного захвата власти или присвоения властных полномочий, которые согласно ст. 3 должны преследоваться по федеральному закону.

В новой Конституции впервые в истории российской государственности права и свободы человека и гражданина и их защита приведены в соответствии с международными стандартами. Гарантируется неотчуждаемость основных прав и свобод человека. Провозглашается равенство прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим в Конституции закреплено положение о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Важное значение имеет положение Конституции, наделяющее граждан Российской Федерации правом участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации, согласно Конституции, имеют равный доступ к государственной службе. В ст. 33 закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В отличие от советских конституции Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована. Государственный строй в Российской Федерации определяется Конституцией как конституционный, а не общественный. В ней признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст. 13). Главное требование Конституции в этой части состоит в том. что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Конституция провозглашает равноправие всех видов собственности - частной, государственной, муниципальной и др. Принципиально новым здесь является то, что частная собственность признается равноправной с государственной, а само право частной собственности в Российской Федерации согласно ст. 35 Конституции охраняется законом. В Конституции закреплено также право граждан Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом пли международным договором Российской Федерации, что невозможно было в условиях советского государственного строя.

Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве основного принципа осуществления государственной власти разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В рамках разделения властей Конституция предусматривает независимость и самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах установленных полномочий.

Согласно повой Конституции (ст. 11) государственную власть в стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды стране. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли Президента в системе государственной власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Конституции. Президент по Конституции наделен широкими правами. В качестве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство, решает вопрос об отставке Правительства, может отменять в установленном порядке постановления Правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный Суд РФ, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае трехкратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание - парламент, состоящий из двух палат. В верхнюю палату Федерального Собрания - Совет Федерации входят но два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Нижняя палата парламента - Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых первоначально проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина депутатов избиралась по одномандатным избирательным округам, другая половина - по партийным спискам, на основе пропорционального представительства. Установление смешанной избирательной системы на выборах в Государственную Думу в начале 1990-х гг. объяснялось отсутствием в России ко времени выборов Федерального Собрания первого созыва развитой партийной системы, что является главным условием установления чисто пропорциональной избирательной системы.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает участие нижней палаты парламента в формировании Правительства (Государственная Дума только дает согласие Президенту РФ на назначение кандидатуры па пост Председателя Правительства).

Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Принятие повой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия, строительства новой российской государственности. 28 апреля 1994 г. Договор об общественном согласии подписали представители органов законодательной власти и исполнительной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели и представители духовенства, руководители субъектов Федерации.

 

Вопрос 5
Методы и источники изучения отечественной истории; понятие и классификация исторического источника

Методы изучения истории:

1) хронологический– состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный– предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический– применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации– основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический– основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный– основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический– состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследованийприменяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.


Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

Источники изучения отечественной историивесьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития.

Примерная классификация источников:

1) археологические источники;

2) летописи и летописные своды;

3) этнографические источники;

4) архивные документы

5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства;

6) документы политических партий и движений России

7) произведения государственных и общественных деятелей России;

8) периодическая печать;

9) мемуарная литература;

10) музейные документы;

11) фото-, фоно– и кинодокументы;

12) электронные средства информации.

 

1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

- вещественные

- письменные,

- изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

- фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Вопрос 6
Роль ХХ столетия в мировой истории. Характерные особенности цивилизационного развития.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.

Ныне большинство историков считает, что эпохальным событием XX в., изменившим образ мира, является первая мировая война. С нее ведется отсчет времени новой исторической эпохи.

Одна из важнейших характерных особенностей XX в. – это глобализация социальных и культурных процессов, ведущих к формированию общепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории выступает утверждение монополистического капитализма, признаки которого проявились на рубеже XIX и XX вв. Производительные силы стали определяюще влиять на все сферы общественной жизни. Формирование в передовых странах Запада таких организационных экономических объединений, как картели, синдикаты, тресты и концерны привело к монополизации производства и сбыта выпускаемой продукции по диктуемым ими ценам. Одновременно происходило укрупнение и монополизация банковского капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии. Капитал стал экспортироваться в страны, где за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы прибыль будет больше, чем в митрополии. Экономическая экспансия стимулировала борьбу за передел мира между крупными колониальными странами. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий были в основе первой и второй мировых войн.

Кризис Западной цивилизации – это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. Провозглашенный в 1933г. «Новый курс» президента Рузвельта предполагал участие государства в регулировании экономических проблем, проведение государством активной социальной политики. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий, направленных на ограничение власти монополий, закрепление контроля со стороны государства за финансовой сферой, легализацию деятельности профсоюзов и установление продолжительности трудового дня, симулирование развития фермерских хозяйств.

Принципиально иным путем происходило преодоление кризиса в Германии, поражение которой в первой мировой войне и унизительные условия Версальского мира создали благоприятную почву для победы в стране фашизма. В отличие от итальянских германские фашисты называли себя «нацистами», поскольку их партия именовалась «Национал - социалистическая немецкая рабочая партия».

Фашизм – европейское, по преимуществу, политическое движение XX в. и особая специфическая форма государственного правления. Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути, для которого в качестве альтернативы выдвигались: жесткий государственный контроль за экономической жизнью; создание социально справедливого «народного общества» за счет эксплуатации или физического уничтожения (геноцида) других народов, объявленных неполноценными; отказ от демократии, тотальное огосударствление общества и объединение вокруг вождя (фюрера); контроль за всеми сторонами жизни, включая, личную и духовную.

Пришедший в 1933г. к власти в Германии фашизм во главе с Гитлером, ликвидировав социал-демократическую и коммунистическую оппозицию, сумел сплотить разные слои общества вокруг идеи мирового господства немецкой нации (арийской расы). Фашизм развязал в 1939г. вторую мировую войну и был разгромлен странами антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза.

После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владения собственностью (акционерной, кооперативной). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

XX в. характеризуется распадом колониальной системы, модернизацией стран традиционалистских цивилизаций. К XX в. была завершена колонизация огромных пространс



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Рассмотрим главные элементы реформ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассмотрим главные элементы реформ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)