Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины и факторы формирования гендерной идентичности



2016-01-26 1560 Обсуждений (0)
Причины и факторы формирования гендерной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок




Международный опыт СР с детьми.

Новейшие зарубежные технологии «Мобильная СР» (США), сущность: контроль за той частью подростков, которая не склонна обращаться в соц. службы, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности.

Принцип МСР – установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир подростка склонного к правонарушению (так называемая уличная СР) – поиск таких детей.

Формы МСР: организация спорт. мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс и др.).

СР в заподноевропейских странах предусматривает целый ряд мер помощи: консультативные пункты для детей и родителей, организация свободного времени, реализация образовательных программ, спорт. мероприятия, познавательные экскурсии (в Германии).

Спец. учреждения для несовершеннолетних:

· Соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Основными задачами центра являются: профилактика безнадзорности и беспризорности, а также соц. реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС.

· Соц. приют для детей. Оказание экстренной соц. помощи несовершеннолетним, оказавшимся в ТЖС.

· Центры помощи детям, оставшимся БПР. Временное содержание несовершеннолетних, оставшихся БПР и содействие в их дальнейшем устройстве.

· Образовательные учреждения.

· Учреждения СО (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками; соц. приюты).

· Учреждения здравоохранения (дома ребенка, специализированные интернаты).

Первичная социализация детей – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

· От 1 до 3 лет ребенок общается с родителями (в основном, с матерью).

· 4-5 лет – полоролевая идентификация (ребенок подражает родителю своего пола, примеряет роли).

· 6-7 лет – кризис (начало учебы в школе, смена ролей, ребенок-учитель, ребенок - родители, ребенок – сверстники).

· 11-15 лет – это кризис половой идентификации, который характеризуется психологическими особенностями:

- негативизмом по отношению к родителям, проявляемым грубо, демонстративно. Родители теряют свой авторитет и насаждать его силой бесполезно.

- реакцией эмансипации – стремление к свободе, самостоятельности тем сильнее, чем жестче воспитание в семье.

- увеличением активности или наоборот «уходом» в депрессию (потеря интереса, необщительность, быстрая утомляемость, одиночество, недоверие своему и чужому опыту).

Главная задача подростка – желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрослому.

Соц. дезадаптация – процесс обратимый, можно не только предупреждать отклонения в соц. развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации соц. дезадаптированных детей и подростков.

В силу того, что сложившееся система соц. профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой соц. политики профилактики детской безнадзорности и соц. сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их соц. реабилитации: психолого-медицинская помощь детям попавшим в безвыходное положение; формирование у детей положительного опыта соц. поведения; навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; психологическая и педагогическая подготовка – ликвидация кризисных состояний личности; содействие возвращению в семью; обеспечение возможности получить образование; забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

СР с сиротами.

Дети-сироты – дети, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся БПР – дети, которые остались БП единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Соц. сироты – когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основное содержание СР с детьми-сиротами и детьми, оставшимися БПР, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, соц. реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Защита прав детей-сирот и детей, ОБПР, возлагаются на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, ОБПР, а также по контролю за условиями их содержания. Они обязаны в 3-х дневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Действия СР-ка: информация готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если вопрос стоит о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддерживать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредотачиваться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных.

Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, ОБПР, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам).

Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей ОБПР, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание на срок, установленный договором. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений.

Сиротство – это перманентная соц. проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому соц. политика государства должна осуществляться в 2-х направлениях:

Профилактика соц. сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение).

Развитие системы СЗ и воспитания детей ОБПР.

Соц. помощь детям-инвалидам:

В функции СР-ка входят: организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и др. помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психологическая помощь: диагностика проблем психологического климата в семье, псих. консультация и коррекция псих. состояния и поведения членов семьи, работа с окружающими.

Диагностика: изучение причин инвалидности, мед. карты, изучение условий развития, возможностей и потребностей семьи, составление плана реабилитации.

ИПР – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей клиента и всей семьи. Разрабатывается вместе с родителями и командой специалистов на 6 месяцев и более.

Ребенок-инвалид в семье – часто приводит родителей в стрессовое состояние, нередко становится причиной распада семьи.

Задача СР-ка: направлять усилия семьи на следующие моменты: выбрать наиболее рациональный путь действий, психологическая работа с семьей, организационная работа – контакты с различными учреждениями, важно сохранить комфортные отношения в семье.

Тяжело больной ребенок препятствует родителям в их проф. деятельности, досуге; усугубляет экономическое состояние семьи: возникает необходимость платного ухода, мед. консультаций, лекарства, дополнительного питания, затраты на реабилитационные средства.

Органы СЗ вносят изменения и дополняя по соц. обеспечению, предоставляются льготы и услуги, организация материальной и др. видов помощи, санаторно-курортное лечение, оформление в спец. учреждения, профориентация ребенка с ограниченными возможностями, трудоустройство матери и отца, обучение ребенка на дому (в интернатах, спец. школах), оказание психолого-педагогической помощи и организация содержательного досуга.

Технологии СР в ситуации насилия.

Диагностика: наблюдение (внешний осмотр лица, тела, одежды, незаметный осмотр под предлогом), наблюдение за поведением ребенка), изучение документов; анализ сноведений; психологическое тестирование (незаконченные предложения).

СР-ки, психологи, врачи, сотрудники ОВД должны дать объективную картину происходящего и пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения его в учреждения соц. реабилитации (органы опеки и попечительства). Соц. гостиницы и приюты служат убежищем для женщин и детей, где им оказывается психологическая, юридическая и материальная помощь.

Тема 38. Гендерный подход в практике социальной работы

Определение и структура гендера. Гендерная система, гендерная социализация, гендерные контракты. Мужчина и женщина как субъекты общества. Проблемы социального конструирования половых различий. Гендерные стереотипы. Роль гендерологии в изучении и преодолении гендерных и «женских» проблем.

Понятие гендерной индентичности. Гендерные стереотипы. Сексизм и гендерная дискриминация. Влияние нормативного и информационного давления на формирование гендерной роли.

Гендерно-чувствительная социальная работа. Учет гендерной принадлеж-ности в практике социальной работы.

 

Впервые внимание к женской теме возникает на рубеже 19-20 веков.

Основные факторы:

1) Первая волна феминистического движения (ФД) – 2 половина 19 века (по странам Зап. Европы, Англии, Франции, Скандинавских стран, США и отчасти Россия).

Особенности: на этом этапе ФД выступает в форме суфражизма (франц. – равенство) борьба за признание равенства в правах.

2) Появление общественного интереса к женскому вопросу.

Особенностью первых исследований по женской проблематике являлся их популярный характер и исследования посвящались жизнеописаниям выдающихся женщин (биографии).

1960-1970 г.г. на этом этапе формируется особое направление в науке, получившие название «женская история».

Симона де Бовуар (1753) – работа «Второй пол». В этом исследовании был поднят вопрос о неравноправии полов существующих в обществе (неравенство в возможности реализации прав).

Факторы, способствующие становлению женской истории:

1) Вторая волна ФД – 1960 г.г. (центр движения США). В начале 60-х г.г. в США появляется первая массовая женская организация «Организация американских женщин», ее лидер Сулони Файрстоун. Их цель – движение за равенство в возможностях реализации прав (лозунг – феминистическая революция).

2) Массовое участие женщин в леворадикальных движениях, в экстремистских движениях (США, Франция, Италия – пиковые движения в 68 году).

3) Сексуальная революция и порожденный ею бунт мужчин. Известное движение «Хиппи», они отказывались от традиционных идеалов, от традиционной семьи, от понимания традиционного места и роли мужчин.

В 60-70 г.г. женские исследования развиваются в противовесе традиционной науке (объяснение в том, что традиционная наука под маской изучения человека изучает почти исключительно мужчин). Женские исследования развиваются в рамках критики традиционных ценностей, они были ориентированы на изучение малой истории «снизу». Предметом изучения была повседневная обыденная жизнь.

Основной целью исследования стало создание особой женской истории, альтернативной мужской – традиционной.

На рубеже 1970-1980 г.г. в ЖИ на первый план выдвигается новая категория анализа «гендерная» (американский социолог Столлер, 1968 г.).

Гендер – определяется как автоматическое определение рода – мужского и женского; представление индивидов во всей совокупности его биологической и социальной сущности, с акцентом на социальное. Это означает, что во всех культурах существует представление об идеальных образах мужчины и женщины. Реакция представлений происходит на 2-х уровнях:

1. Формальный уровень (система законодательства, образ-Я, властные структуры).

2. Неформальный уровень (существующие в обыденном сознании неписанных правил поведения мужчин и женщин, грань между мужскими и женскими правами и обязанностями).

Категория гендера в научных исследованиях отождествляется с категорией пола – рода и противопоставляется категории пол – секс (пол – секс связывает соц. предназначение и поведение индивида с его биологическими свойствами; мужское и женское поведение заданы изначально природой сексуальных различий).

Категория гендера или пола – рода связывает соц. поведение индивида непосредственно с обществом. Образцы мужского и женского поведения не задаются изначально, а конструируются обществом на формальном и неформальном уровнях.

Гендер – это соц. ожидание, относительно поведения, которое рассматривается как соответствующее для мужчины и женщины.

Гендер не означает физических и биологических различий между полами, а означает соц. формируемые различия в маскулинности и фемининности.

В гендерных исследованиях отмечается наличие в обществе 2-х моделей поведения: маскулиной и фемининной – разные модели, но их могут придерживаться в равной степени и мужчины и женщины.

В современной литературе выдвигается несколько теорий гендера, 4 основные теории:

1) Теория социального конструирования гендера (гендер –как соц. конструкция). Речь идет о создании таких различий между полами, которые не являются биологическими.

2) Понимание гендера как некой структуры, которая существует в рамках других соц. структур. В рамках социализации человека навязываются определенные образцы поведения, которые приемлемы для политической, экономической, религиозной жизни.

3) Понимание гендера как некой культурной метафоры, господствующей в обыденном сознании. В обыденном сознании конструируются идеальные образцы мужчины и женщины, но характеристики оказываются противоположными друг другу.

Мужской образ – рациональность поведения, божественность (духовность).

Женский образ – эмоциональность, телесность, греховность.

4) Псевдогендерный подход.

Гендер понимается как соц.-демографическая категория и под видом гендерных проблем анализируется положение женщин и детей в обществе. Наличие 2-х гендеров понимается как данность изначальная от природы.

Структура гендера как соц. феномена:

Джоан Скотт в сер. 80-х г.г. работа «Гендер – полезная категория исторического анализа». Гендер включает в себя 4 компонента:

1. Культурные символы (традиции, нормы и правила поведения в обществе).

2. Нормативные убеждения, господствующие в обществе (религиозные, педагогические, научные, правовые и политдоктрины).

3. Соц. институты и организации, которые существуют на 2-х уровнях: микроуровень (семья и домохозяйство) и макроуровень (рынок рабочей силы, система образования и особенности государственной власти и управления).

4. Самоиндификация личности – человек придерживается той или иной модели в обществе.

Появление новых категорий анализа гендера привело к изменениям содержания исследования.

2 особенности нового исследования:

1. Наряду с женскими возникают и мужские исследования (включая и мужские и женские исследования).

2. Постепенно исследователи пришли к анализу не констатации положения женщины в обществе, а к анализу того как гендер присутствует и воспринимается в обществе.

Основные направления гендерных исследований:

1980 – 1-я половина 90-х г.г. сформировалось 3 основных направления ГИ:

1) Хозяйственное направление. Цель – проанализировать роль и место в хозяйственных отношениях на примере эволюции буржуазного общества.

2 пол. 18-нач. 20 века – завершение промышленной революции, возникает четкое разграничение 2-х сфер жизни общества (превратная и публичная сферы). Женский труд – превратная сфера, мужской труд – публичная (женщины должны заниматься домашним хозяйством).

В 1 пол. 19 века появляется соц. феномен – материнство – вынашивание, рождение и воспитание ребенка. Массовое вовлечение женщин в сферу общественного производства, причина этому – дешевизна женского труда. Следовательно, массовая мужская безработица, наблюдается в 1820 годы в Англии. Возникли первые профсоюзы – юнионы (они требовали ограничения продолжительности рабочего дня и запрета ночного труда, а женщин принимали в профсоюзы чтобы вернуть их в приватную сферу).

2) Изучение истории семьи и частной жизни.

Основоположники направления: Стоун (Англия) в начале 1880-х г.г. появилась его работа «Семья, секс и брак в Англии в 1500-1800 г.г.». Б. Ханавал «Связующие узы: крестьянские семьи в средневековой Англии».

По мнению Стоуна вплоть до начала 19 века семья и любовь друг с другом не совмещались (в семье любви нет – отсутствует любовь к детям – брак на основе экономической выгоды; наличие любовников – естественно).

В начале 19 века появляются сентиментализация семейных отношений, т.е. их красивость, чувственность.

Стоун анализирует семьи, принадлежавшие к высшим слоям общества, где существует экономическая выгода в браке.

Ханавал анализирует крестьянские семьи, где существует брак по любви, это привело к изучению массовой документации (например: церковно-приходные документы, где свидетельствовались браки, рождения, кончины; частные документы личного характера – мемуары, дневники).

3) Изучение влияния женщин на принятие решений в публичной сфере.

В рамках этого направления основным объектом становится изучение женских сетей влияния – это особые связи между женщинами, которые формируются между представительницами одного и того же соц. слоя (высшее).

Леди Хонор Лилль – сети влияния (ни одно решение не принималось без ее участия – наличие могущественного покровителя).

В нач. 1990 г.г. в Англии и в США существовали 2 точки зрения на явление феминизма:

1. Феминизм как течение политической мысли и как движение (формируется во 2 пол. 19 века).

2. Феминизм формируется еще в середине 17 века в Англии (события памфлетной войны; формируются 2 лагеря – мизомнисты (женоненависты) и профеминисты (добродетели)).

Подозрительное отношение к женщинам в обществе проявляется периодически под влиянием глубокой структуры: сдвигов в общественной жизни. В результате ГИ перестали быть чисто историческими, появляются междисциплинарные исследования (новые направления: гендерная лингвистика, гендерная социология).

Гендерная система и гендерные контракты:

В 1960-1970 г.г. складывается Советская гендерная система.

Гендерная система – это многоуровневый феномен, объединяющий в себе социальные, институциональные, символические практики, посредством которых мужчины и женщины противопоставляются в обществе по половым признакам. В рамках гендерной системы формируются различные типы гендерных контрактов, т.е. своеобразные договоры о взаимных обязанностях. Между личностью и государством гендерные системы включают 3 компонента:

1. Разделение труда по половому признаку.

2. Социальное выражение сексуальности.

3. Гендерный дисплей, т.е. созданный в общественном сознании идеальных образцов мужчины и женщины (мужчина – образ офицера).

ГК в современной России:

Начинают оформляться в 90-е г.г., на особенности повлияли:

1. Крах социальной идей и гендерной системы;

2. Переход к рыночной экономике.

Современная ГС находится в стадии формирования и представляет переходный вариант:: содержание наследственного прошлого и инновации.

Особенности ГС:

1. Появляется разграничение 2-х сфер жизни: приватную и публичную (напоминает классическое западное разделение на 2 вида труда: домашний и общественный).

2. Сексизм рассматривается с одной стороны – это то, что существует на уровне обыденного сознания – дискриминированное поведение по отношению к представителю противоположного пола (мужчина к женщине), с другой стороны – на формальном уровне – институциональная практика, когда представителям противоположного пола навязывают подчиненное положение.

В современной ГС развиваются 2 основные тенденции:

1. Наблюдается трансформация прежних гендерных контрактов.

2. Возникают новые, еще не установленные ГК.

1) Легитимный контракт распадается на 2 контракта, в центре и того и другого – работающая мать:

1. Работающая мать с акцентом на работу.

2. Работающая мать с акцентом на материнство, на дом. хозяйство.

Государство в 90-е г.г. устраняется от своих обязанностей, оно не обеспечивает в полном объеме все льготы, контрактные отношения с семьей или со своими соц. слоями.

2) Антилегитимный контракт выходит наружу, связано с отменой ст. УК о проституции и гомосексуализме.

3) Теневой контракт – на базе прежних формируется новые модели поведения (наибольшее значение приобретает имидж, сексуальность, реальная жизнь отражается в СМИ).

Появление новых ГК:

1. Женщины ориентированы на карьеру, бизнес-леди (не подразумевается наличие семьи, нет долга перед обществом в рождении ребенка).

2. Женщина-домохозяйка – профессионализация домохозяйка. Статус домохозяйки не определен (нет стажа), не считается занятой частью населения, не относится к безработным.

3. Женщины на содержании, женщины – барби и др. (самый неустойчивый тип контракта). В развитии контракта обнаруживаются варианты: 1. переход от теневого контракта к антилегитимному; 2. переход в антилегитимный контракт (занятие проституцией).

Проблемы соц. конструирования половых различий в патриархальном обществе.

До рождения происходит конструирование жизненного пути ребенка. Особенно активно этот процесс наблюдается в первые годы жизни ребенка. Именно на это нацелено воспитание, на развивающее обучение.

Биологическое и социальное в обыденном сознании тесно переплетены. Модель соц. поведения выводится из принадлежности к тому или иному полу и та или иная модель предписывает соц. нормы и выход за рамки считается соц. патологией.

Формы контроля: моногамный брак, возлагание на женщину безусловной ответственности за вынашивание и выкармливание детей, отождествление женщины и домашнего труда, экономическая зависимость женщины от мужчины, патриархальный характер соц. связей и институтов общества (женская карьера).

Сексуальность. В обществе противопоставляется 2 института: мужская и женская сексуальность. Противопоставление состоит в том, что мужская и женская сексуальности приписываются различные качества.

Мужская сексуальность – предполагает активность, а женская – пассивность. Нарушение этой нормы приводит негативным последствиям. Женщина отчуждена от продукта своего труда, от тела (стереотип: женщина до той поры имеет ценность пока она молода и красива).

Материнство. Особую роль играет применение различных методов репродуктивных технологий. Не женщина – решает сколько необходимо иметь в семье детей, это решение зависит от 2-х факторов: экономические условия (уровень развивающегося общества, прим. дет. труда), стремление мужчин контролировать рождаемость.

Реализация отчуждения притворяется и в таком феномене как материнство, где женщина занимает вторичную роль. Материнство (вынашивание, рождение, воспитание детей (социализация)).

Теория дуальных систем Хайди Хартмаин, Джульетт Митчелл. По их мнению, статус и функции женщины в обществе определяется теми ролями, которые женщины играют в 2-х основных сферах жизни общества:

1. Воспроизводство и производство.

2. Рождение детей, их воспитание и сексуальность.

Гендерная идентичность – индивидуальное осознание человеком своей гендерной роли в зависимости от принадлежности к тому или иному полу (результат соц. конструирования).

Основные теории формирования гендерной идентификации.

1. Когнитивная. Процесс формирования идентичности начинается с постепенного осознания ребенком своих половых признаков, в основе осознания - называние принадлежности (в 2-х, 3-х летнем возрасте ребенок уверенно определяет свою половую принадлежность, но не считает это свойство неизменным; его пол – это физические свойства, примеряет чужие маски). К 5-6 годам ребенок начинает понимать, что его половая принадлежность неизменна. Ребенок выбирает образец для подражания – родителей своего пола. Приемлемое поведение одобряется окружением. Называние – оформление – принятие принадлежности гендерной идентичности, гендерной роли. Главный недостаток – называние принадлежности, ребенок узнает о своем поле со стороны, со стороны внешнего окружения.

2. Теория соц. обучения или соц. научения. Наблюдение (за родителями/окружающими) – идентичность – имитация (ребенок повторяет поведение родителей – выбирает образец для подражания, чтобы вызвать одобрение окружающих – гендерная роль. Эта теория вызывает наименьшую критику. В основе формирования идентичности – санкции и поощрения.

3. Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Восприятие ребенком своих половых органов (в 5 лет ребенок начинает обращать внимание на различия в строении тела мальчика и девочки – появляются особого рода фантазии, в которых ключевую роль играют фигуры родителей и постепенно ребенок идентифицирует себя с родственниками своего пола и повторяет действия ролевой модели). Фантазии – имитация – идентичная – гендерная роль. Теория вызывает наибольшую критику в литературе (М. Мид показала уязвимость этой категории на исследованиях первобытных племен).

При всех различных теориях результатом формирования становится теория соответсвущей модели поведения, зависящее от половой принадлежности.

Соц. нормы становятся гендерными стереотипами, а выход за рамки считается соц. патологией.

Причины и факторы формирования гендерной идентичности.

1) Роль нормативного давления (человек выстраивает свою модель поведения в соответствии с требованиями соц. норм и преследуется 2 основные цели:

1. получит соц. одобрение,

2. избежать наказания.

Существуют 3 основных механизма подстраивания под требования соц. норм:

1. механизм уступчивости (человек внутренне не согласен с требованиями, но подчиняется, чтобы избежать наказания),

2. механизм одобрения (полностью согласен с требованиями)

3. механизм идентификации (человек копирует поведение ролевой модели).

2) Роль информационного давления (поведение окружающих считает абсолютно правильным).

Факторы:

1) Влияние родителей: формирование гендерной роли ребенка протекает на бессознательном уровне, родители неосознанно конструируют и навязывают стереотипы, которые существуют в обществе.

Несколько способов конструирования гендерной роли ребенка:

1. способ манипуляции (озабоченность родителей внешностью ребенка, особенно в отношении девочки).

2. способ вербальной аппеляции (словесное подчеркивание красивости ребенка).

3. способ направления внимания ребенка на определенные предметы, соответствующие полу ребенка.

4. способ демонстрации деятельности, когда внимание детей направлено на занятие матери или отца.

2) Влияние телевидения: выделяются 2 типа передач – телесериалы и спортивные передачи.

В сериалах: мужчины и женщины изображаются по разному – женщины гораздо моложе мужчин на 5-10 лет, ценность мужчин в их возрасте, мужчины имеют престижные профессии, женщины либо заняты дом. хозяйством, либо имеют традиционные женские профессии (мед. сестры, воспитательницы), мужчина активен, агрессивен, сами сделали карьеру; женщины пассивны, жертвы, ждут принца.

В спортивных передачах: около 80% демонстрируют мужские виды спорта и лишь 20% женские виды. Мужские передачи (футбол, хоккей, бокс, борьба) нацелены на агрессивность, преодоление препятствий. Женские виды спорта (гимнастика, плавание, фигурное катание) – представление о молодости, красоте.

3) Влияние рекламы (телевизионной, стендовой).

Выделяются 3 основных женских образа рекламы:

1. образ сексуальной красотки (очень дорогие товары, где потребители мужчины).

2. образ прилежной домохозяйки,

3. образ женщины – эксперта (косметика, продукты питания, товары быт. химии).

4) Влияние фейсизма (популярные журналы, детская литература). Фейсизм - это тенденция в разной степени выделять в изображении мужское и женское лицо и тело.

В изображении мужчины в центре оказывается голова (лицо) мужчины как правило старше женщины.

Женщина изображается во весь рост, они моложе (выделяется красота).

В детской литературе Фейсизм – это тенденция по-разному изображать занятия мальчиков и девочек.

5) Влияние детских игр и игрушек.

В общественном сознании господствуют 2 основных стереотипа:

1. дети сами выбирают себе игры,

2. дети сами выбирают себе игрушки.

Как правило игры навязываются родителями и они не покупают игрушки, которые не соответствуют полу ребенка даже если он просит (дети играют когда чувствуют внешнее наблюдение). Игрушки для мальчиков ориентированы на активность, на развитие фантазии, на конструирование и развитие интеллекта. Игры для мальчиков упакованы в яркие коробки. Игрушки для девочек ориентированы на пассивность, на будущую роль матери – домохозяйки.

6) Влияние нормального литературного и разговорного языка. Как правило, языковые нормы демонстрируют мужское мировосприятие. Наиболее ярко, влияние языковых норм проявляется в назывании профессии (поэт – поэтесса, драматург – драматургинья, критик – критекесса), происходит уничижение, неполноценное восприятие.

7) Влияние детской литературы (картинки: мальчики строят–активны, девочки – пассивны).

Значение сказки (основная масса является гендерно-ориентированной) представлены традиционные образы мужчины и женщины; женщины – жертвы, которые ждут спасения, а мужчины – активны. Жертвенная любовь вознаграждается. Все, что допускается для модели поведения мужчин, не допускается для женщин (осуждается обществом). Вся соц. реальность как бы распадается на 2 мира – мужской и женский, где действуют разные правила игры.

Тема 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ

Женский вопрос и его эволюция. Женское движение: история и совре-менность. Положение мужчин и женщин на рынке труда и в сфере домашнего хозяйства. Понятия горизонтальной и вертикальной сегрегации женского труда. Проблема мифологизации современного домашнего труда. Сравнительный анализ положения мужчины и женщины в России и за рубежом.

Деятельность кризисных центров. Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку женщинам в трудных жизненных ситуациях.

 

1. Горизонтальная (жен. Занимает низшие места в трудовой иерархии в силу небольшого опыта работы, недостаточного образования).

2. Вертикальная (при равном уровне квалификации с муж.)

2 подхода к объяснению причин дискриминации:

- Теория человеческого капитала (жен. Сама чувствует себя неполноценным работником и выбирает низкое место)

- Теория патриархальной сегрегации (жен. Занимает тоже место что и в обществе. На рынок труда переносится разделение на 2 сферы общества).

До нач. 70х гг. дом труд как особый вид вообще не рассматривался. (не имеет стоимости выражения). Особенности дом труда:

· Монотонные, рутинные занятия

· - не имеет временных ограничений;

· - отсутствие трудового коллектива;

· - имеет низкий статус;

В наст. время 2 стереотипа в оценке дом труда:

1. дом труд занимает все меньше времени (технич. новшества);

2. разделение дом обязанностей.

Дом. насилие- соц феномен, проявляющийся в физическом, словесном, экономическом, духовном оскорблении, с целью контроля, запугивания, внушения страха. Препятствие для решения: отсутствие информации о проблеме, взаимозависимость жертвы и мучителя, отсутствие доступа СРб и медиков, не относится к уголовной ответственности. Любовь и семейная жизнь. До 19г семья и любовь не совмещались. Брач. Узы скрепляются на основе экономических соображений. В сем отношениях любовь существует в форме партнерства:

- общие экономические интересы,- чувства привязанности и ответственности, - забота о детях.

В нач 19в – синтиментализация семейных отношений. Мед просвещение, пропаганда валеологич знаний, планирование семьи входят в обязанности СРб.

3 типа задач помощи жен: спасение их жизни и здоровья, поддержание соц функционирования, соц развитие.

Приюты-стационары, соц убежища, соц гостиницы с комплексом соц услуг. Центры соц помощи семье и детям (экстренная соц помощь, адресная). Кризисные центры, центры планирования семьи. Службы занятости.

В соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, провозглашенной резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, насилие в отношении женщин означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Выделяют следующие виды домашнего насилия:

• Физическое насилие.

• Сексуальное насилие.

• Психологическое насилие.

• Экономическое насилие.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это намеренное использование физической силы или орудий для причинения женщине повреждений или травм.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Это насильственный половой акт, заставляющий женщину вступить в сексуальный контакт без ее согласия, неудавшийся или половой акт, совершенный с больной женщиной или инвалидом, под давлением или под влиянием алкогольного или наркотического опьянения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это контроль над женщиной или ее изоляция, а также ее унижение.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это отказ женщине в доступе к средствам к существованию и контроль над ней.

Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой.

Практически все исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия:

Фаза 1. Напряжение

Первая фаза характеризуется отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными или эмоциональными.

Фаза 2. Инцидент острого насилия

Эта фаза отличается наиболее интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными всплесками в их самой негативной форме, а также осознанием того, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы.

Фаза 3. "Медовый месяц"

Следующий за второй фазой "медовый месяц" может показаться счастливым финалом затянувшейся семейной драмы. Во время этой фазы мужчина может преобразиться и стать очень любящим, демонстрировать необыкновенную доброту и раскаяние в содеянном.

Кризисный центр «Лана» Оказыв<



2016-01-26 1560 Обсуждений (0)
Причины и факторы формирования гендерной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины и факторы формирования гендерной идентичности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)