Административно-правовое регулирование управления иностранными делами, внешними экономическими и культурными связями с зарубежными странами
Важными внешними функциями государства, которые реализуются в административно-политической сфере управления, является дипломатическая деятельность, осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. Законодательство Российской Федерации закрепляет полномочия органов управления и их должностных лиц в данной сфере деятельности: 1) Президент Российской Федерации – определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею. 2) Совет Федерации – решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами государства; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира. 3) Правительство Российской Федерации – осуществляет меры по реализации внешней политики государства. Непосредственное управление иностранными делами осуществляется системой специальных органов государства: 1) Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в сфере иностранных дел. К его основным задачам в соответствии с Положением о МИД России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» относятся: 1. разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ; 2. реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ; 3. обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями; 4. обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене; 5. защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом; 6. содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федераций и реализации ее международных прав и обязательств; 7. координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации; 8. содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом. К числу основных функций Министерства иностранных дел Российской Федерации относятся: - разработка для Президента РФ предложений по вопросам внешней политики; - обеспечение главы государства необходимой внешнеполитической информацией; - руководство и координация деятельности дипломатических и консульских представительств; - осуществление постоянного контакта с консульскими и дипломатическими представительствами зарубежных стран на территории России; - оформление паспортно-визовой документации; - регистрация международных договоров РФ в секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций. Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия: - вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекта других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности; - реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов; - обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли РФ как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем; - участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; - содействует развитию международных связей субъектов РФ и осуществляет их координацию; - осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; - заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России; - оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию; 2) Дипломатические представительства образуются в странах, с которыми РФ установлены дипломатические отношения. Они представляют Россию в стране пребывания, реализуют в ней внешнюю политику российского государства. Посольство возглавляет Чрезвычайный или Полномочный Посол РФ.. 3) Консульские учреждения образуются в крупных городах, портах страны пребывания на основе двухсторонней консульской конвенции, которая заключается РФ с данной страной. Основными функциями консульских учреждений являются: - информирование соответствующего дипломатического представительства и МИДа России о социальной, культурной, политической жизни в стране пребывания; - учет граждан и регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, находящихся за границей; - выполнение нотариальных функций; - выдача и продление паспортов граждан РФ; - оформление виз на въезд, выезд и транзит на территорию России. Важную роль в осуществлении внешнеэкономических связей РФ играет Министерство экономического развития и торговли. В его ведении находятся торгово-экономические представительства России за рубежом, а также Федеральная таможенная служба. В управлении культурными связями участвуют различные органы исполнительной власти, научные учреждения, учреждения культуры: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Российская академия наук и т.д. В данном виде деятельности активное участие принимают и соответствующие органы управления субъектов Федерации. 50. Административно-правовое регулирование наукой и образованием. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Правовой основой управления в области образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: 1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций. Предметом государственного управления в Российской Федерации является научная (научно-исследовательская) деятельность, т.е. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает в себя следующие виды деятельности: - фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; - прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Правовой основой научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области науки. Государственное управление в области образования и науки осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. При этом не должна неправомерно ограничиваться свобода педагогической и научной деятельности. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники. Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III "Управление системой образования" Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". В соответствии с этим Законом к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы: - формирование и осуществление федеральной политики в области образования; - правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; - обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования; - разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; - формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; - согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; - установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; - установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; - разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; - установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; - установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере. В ведении субъектов РФ в области образования находятся вопросы в области образования, не относящиеся к компетенции Российской Федерации в области образования. К ним относятся: установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта РФ, лицензирование образовательных учреждений; установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации); - организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; - создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; - учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области науки и научно-технической деятельности определены Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Органы государственной власти Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: - утверждают уставы федеральных государственных научных организаций; - осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного федеральным государственным научным организациям имущества; - осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций, исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |