Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки и особенности возникновения права



2016-01-26 1057 Обсуждений (0)
Предпосылки и особенности возникновения права 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины возникновения государства:
1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально– классовое расслоение общества.
Если обобщать, то можно выделить:
-социальные
-политические
-экономические
В целом ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА аналогичны причинам, породившим государ- ство. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. Является результа- том его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и об- острения социальных противоречий и конфликтов.

9. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (ин- дивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. Общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный орга- низм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направ- ленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования. Необходимость управления обществом обусловливает в нем присут- ствие такого феномена, как власть.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой).
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминиро- вать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан по- следним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотно- шение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого яв- ляется властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным. С точки зрения общесо- циальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно на- личие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (ду- бины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: «автори- тет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздей- ствие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и все- гда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Существуют различные виды власти. Власть можно классифицировать по различным осно- ваниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть сред- ством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями полити- ческой власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или не- демократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполи- тической.

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) мо- жет быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафи- озные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «ле- гитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризу- ет правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этиче- ской оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления.

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родитель- скую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую дав- нюю историю.
С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государ- ственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государ- ственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно

быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной. Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь го- сударственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государ- ство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной сторо- ны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть раз- личными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: ни- какая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуще- ствляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на изда- ние общеобязательных правил поведения - юридических норм.
6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

10. Понятие государства


Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению кон-

кретных интересов (классовых, общечеловеческих) в пределах определенной территорий.

Государство характеризуется следующими признаками:

наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная .власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); 


система налогов, податей, займов (для содержания государственного аппарата); 


территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и за- 
щитой всех людей, населяющих его территорию); 


право (государство не может существовать без права). 


суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независи- мость в международных отношениях); 


• государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. 
Верховенство государственной власти означает:

• ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; 


• монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения), кото- рыми не располагают другие субъекты политики; 


• осуществление властных полномочий в специфических формах, юридических (право- творческой, правоприменительной и правоохранительной); 


• прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов поли- тики. 


Государственный суверенитет включает основополагающие принципы, как единство и не- делимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невме- шательство во внутренние дела.

Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией,

определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета - существование стабильного, сложившегося государ-

ства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, об- щепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право на- ций на самоопределение.

11. Сущность и социальное назначение государства


Сущность - совокупность наиболее важных глубинных связей, присущих данному явлению.

Является устойчивой категорией.

В настоящее время сложились 2 основных подхода к трактовки сущности гос-ва:

Классовая сущность государства: сущность государства определяется интересами и во- лей господствующего класса и навязывания этой воли всему обществу. Присущ марксистско- му пониманию государства, которое рассматривается в в виде классовой организации того, кто у власти, а сам аппарат власти = аппарат насилия.

Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все об- щества, разрешать возникающие проблемы, достигать согласия и компромисса.

Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

• основывается на общечеловеческой природе государства, которое должно управлять в 
интересах людей. 


• направляет на демократические методы управления обществом, поскольку иначе ком- 
промисса не достичь.
Оба подхода присущи государству, но удельный вес разный. социальное назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. 
Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность госу- дарства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социаль- ного компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме 
Характерными условиями социального государства признаками являются: 


1. Демократическая организация государственной власти. 


2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государ- ства. 


3. Мощный экономический потенциал. 


4. Социально ориентированная структура экономики. 


5. Правовое развитие государства. 


6. Существование гражданского общества. 


7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства. 


8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

• а) достойных условий существования; 


• б) социальной защищенности; 


• в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 


9. Наличие развитого социального законодательства.
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятель- ства:

1. ему присущи все традиционные функции; 


2. о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении); 


3. можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. К последним относятся: 


. 1) поддержка социально незащищенных категорий населения; 


. 2) охрана труда и здоровья людей; 


. 3) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 


. 4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между раз- личными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 


. 5) поощрение благотворительной деятельности (путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятель- ность); 


. 6) финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; 


. 7) борьба с безработицей; 


. 8) поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государ- 
ства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; 


. 9) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных 
программ, решение общечеловеческих проблем; 


. 10) забота о сохранении мира в обществе. 


12. Понятие типа государства. Историческая типология.


Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном

с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.
В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный

и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ произ- водства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства произ- водства. Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос- ва и права с другими социальными явлениями.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: ра- бовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Формационная типоло-

гия опирается на материалистическое понимание истории. Главный принцип организации и функционирования:

• рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства произ- водства и рабов; 


• феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепост- ная зависимость крестьян; 


• капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; 


• социалистического - государственная собственность на средства производства. 
Достоинства данной типологии:

• продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факто- ров; 


• показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:

• она во многом однолинейная; 


• недооцениваются духовные факторы (религиозные, культурные). 
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкрет- ных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы. 
В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. 
Достоинства данной типологии:

• выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 


• в связи с расширением количества Духовных критериев получается более «заземлен- ная» типология государств. 
Слабые стороны:

• недооцениваются социально-экономические факторы; 


• это типология не столько государства, сколько общества. 
Выделяют этапы цивилизации: 
- локальные цивилизации - существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шу- мерская, эгейская, индская и др.). 
- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) 
- всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой ду- ховности. 
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отли- чается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. 
Государство первичной цивилизации – являются частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.). 
Государство вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в каче- стве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевро- пейское, североамериканское, латиноамериканское и др.). 


12, 13, 14 Понятие «тип государства». Историческая типология. Формационные и цивилизационный подход

Тип– общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупно­ сти государств и раскрывающие закономерности их организации и развития
Типология – высшая форма классификации, так как формируются по самому главному кри­ терию – типу государства.

Типология государства это его специфическая классификация, проводимая в основ­ ном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономиче­ ские признаки. Именно базис (тип производственных отношений) является решающим фак­ тором общественного развития.

Главный критерий: способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений.
Базис определяет надстройку (совокупность культурно-нравств. И политич. Институтов) Базис и надстройка в совокупности составляют общественно-экономическую форма­ цию. Каждой формации кроме первобытно - общинной присущ свой тип государства.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: ра­ бовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории. Глав­ ный принцип организации и функционирования:

∙ рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства произ­ водства и рабов;
∙ феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепост­ ная зависимость крестьян;
∙ капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности;
∙ социалистического - государственная собственность на средства производства. Достоинства данной типологии:
∙продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов; ∙показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:
∙она во многом однолинейная;
∙ недооцениваются духовные факторы (религиозные, культурные).

• Не подходит для восточных стран 


• Излишняя запрограмированность 


Цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответ­ ствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе ду­ ховных признаков, которые могут блокировать, частично парализовать или поощрять развитие государства.

Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западны­ ми мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией»понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация– это за­ мкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, нацио­ нальных, географических и других признаков» (А. Тойнби).

В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
Этапы цивилизаций:

1) Локальные.В отдельном региона (Шумерская, Эгейская и др.)

2) Мировые.Затрагивали все человечество. (Египетская и др.)

3) Особенные цивилизации (Китайская, Исламская и др.)

Цивилизации:

1) Первичные.Играют ключевую роль в развитии соц-эк. Сферы. Обеспечивают не только политич, но и социальное развитие государства. Древнеегипетская, Ассиро- Вавилонская, Шумерская

2) Вторичные.Не так всесильна, как первичная (Восточноевропейская, Западноевро­ пейская)

Достоинства цивилизационного подхода в выделении особой значимости духовных, культурных факторов.
Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально – экономических факто­ ров и преобладании типологии общества, а не государства, а также схематизм, нечеткость. Так же существует универсалистскоенаправление, которое делит цивилизации на Тради­ ционные (нерасчлененность жизни на эк., полит., соц., дух.) Др. Египет, Индия и Техноген­ ные(решающий фактор - НТП)



2016-01-26 1057 Обсуждений (0)
Предпосылки и особенности возникновения права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки и особенности возникновения права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)