Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности
· Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развития ребенка: · сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; · 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. · Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве. · Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведмой, но потенциально доступной для познания. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. · Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога. · включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; · проблематизация содержания; · вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; · работа над развитием всех (сильных и слабых) детей. Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Эта цель достигается следующими путями: · Создание педагогом проблемной ситуации; · Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности; · Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми; · Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности; · Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий; · Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности; · Оценивание не только конечного результата (правильно - неправильно), но процесса деятельности ребенка; · Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи. Литература Дошкольное воспитание: № 10-2010 г., № 12-2010 г., № 2-2011 г. Л.Свирская «Ты меня понимаешь?»
2.3 Педагогические ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММЫ “СООБЩЕСТВО” К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш Одной из ярких находок, является инновационная программа «Step by Step» («Шаг за шагом»), в большей мере знакома педагогам как технология программы «Сообщество», дающая прекрасную возможность раскрытия уникальных способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их. Концепция программы «Сообщество» - дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом. Общая философия программы «Шаг за шагом» (Сообщество») основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В этой философии также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Цели программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом: - цели развития возможностей и способностей ребенка; - цели развития ребенка как субъекта определенных видов деятельности. При этом в программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности. Принцип этот, заметим, особенно адекватен специфике дошкольного возраста, когда образование, собственно говоря, является не предметным, а комплексным. Программа, однако, предполагает также развитие и специальных способностей ребенка, основанных на конкретных знаниях, умениях и навыках (в сфере математики, письменной и устной речи, естествознания и т.п.). Задачи развития, соответственно, подчинены целям, однако в качестве одной из самых важных выступает задача индивидуализации образования, которая с очевидностью вытекает из всей философии программы. Именно задачу индивидуализации можно считать стержнем программы, на который «нанизываются» все используемые в ней образовательные технологии. В качестве основных принципов, которые отличают программу «Сообщество» от всех других, следует выделить: - особую организацию развивающей среды; - участие семьи в образовании детей. В основе философии программы «Сообщество» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Таким образом, философия программы: 1. Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше. 2. Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество. 3. Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения. 4. Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом. 5. Учитывать интересы детей. 6. Учитывать индивидуальные возможности детей. 7. Поддерживать совместную познавательную активность.Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. «В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным». Дети: Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности. Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития. Проходят через закономерные стадии развития. Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе. Особенность программы:организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям Задачи педагога: 1. Организация среды. 2. Стимулирование общения и любознательности детей. 3. Наблюдение за детьми. 4. Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей. Технология программы «Сообщество» основана: · На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
· всемерном участии семьи. Мобильность программы
Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач. Технология программы «Сообщество» позволяет решить образовательные задачи и реализовать целостное содержание работы с детьми за относительно небольшой отрезок времени. За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |