Позитивизм. Огюст Конт. Аналитическая философия (неопозитивизм) и ее основные школы
Позитивизм по Конту – это нечто среднее между мистицизмом и эмпиризмом, а наука познает только явления, а не сущность. Так что философия, по мнению француза, должна исследовать факты и только факты, а не их причины и не предпосылки к их возникновению, не «внутреннюю сущность», далеких от науки проблем окружающего мира, а должна освободиться от оценочного характера и ценностного подхода при исследовании. Иными словами, наука не должна отвечать на вопрос «почему», а только на вопрос «как». Согласно Конту, процесс эволюционирования двойственен. Эволюция интеллектуальная и эволюция техническая как часть единого целого, несмотря на дуализм. В связи с этим, Огюст Конт выделил три стадии интеллектуального и три стадии технического развития. Что касается интеллектуального развития, то к его стадиям относится мировоззрение, основой которого является религия, то есть теологическая стадия. Затем следует интеллектуальное развитие, которое, впрочем, основано на вероятностном, несистематическом знании, то есть метафизическая стадия. И, наконец, основанное лишь на науке, знание, то есть позитивная стадия, подлинная. Под названием неопозитивизм объединились различные школы: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия и др. В общем виде неопозитивисты предприняли попытку изгнать из науки метафизику, объявив, что философия имеет право на существование не как «мышление о мире», а как «логический анализ языка». При этом все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. 1.решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; 2.любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Логический эмпиризм - один из вариантов аналитической философии, являющийся непосредственным продолжением логического позитивизма конца 20 - начала 30-х гг. 20 в. Осн. представители Л. э. - Карнап, Рейхенвах, Г. Фейгль, К. Гемпель, Г. Бергман, Франк. В качестве «эмпирического языка науки» Л. э. предлагал т. наз. вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Это не означало, однако, перехода на позиции философского материализма, поскольку принятие вещного языка не было связано для Л. э. с признанием теоретического утверждения об объективном существовании мира вещей. Л. э. отбросил и выдвинутый в период Венского кружка принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Однако в научных понятиях Л. э. видел лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации чувственно данного, а не отражение объективной реальности. Логический атомизм учение о том, что реальность состоит из некоторых неанализируемых логических атомов, из которых строятся все др. онтологические сущности и положения дел. Термин введен в 1918 5. Расселом, который и развивал это учение вместе со своим учеником Л. Витгенштейном. Рассел допускал существование двух видов логических атомов —индивиды и свойства. В дальнейшем он попытался ииндивиды представить как пучки чувственно воспринимаемых свойств, индивиды при этом оказываются неболее чем крючком, на котором висят чувственные качества, неким х (иксом), которому приписываются предикатные выражения. Витгенштейн в «Логико=философском трактате» в качестве атомов рассматривает предметы, вещи, из которых состоят положения дел. Он пытается обойтись вовсе без свойств и отношений, утверждая, что отношения между предметами можно выразить с помощью пространственного расположения знаков для индивидов. Лингвистическая философия (философия лингвистического анализа») - одно из осн. Направлений аналитической философии, получившее распространение в 40-50-е гг. 20 в., гл. обр. в Англии (Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малкольм и др.). Существовали две школы Л. ф.: «кембриджская», на формирование к-рой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн, и «оксфордская», испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Л. ф., по мнению ее сторонников, призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители «кембриджской» школы, «терапевтическую функцию». В своем стремлении «преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают «онтологическую метафизику» традиционной философии, но отрицают и гносеологическую «метафизику» логического позитивизма о его принципами «непосредственно данного», верифицируемости и др
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1113)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |