МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ: ТЕХНОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ Учебно-методическое пособие Для изучения дисциплины «Технология карьеры» Серия «Учебное пособие» Армавир АГПА
Рецензенты - И.Б. Котова - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Российская академии образования («Институт образовательных технологий» г. Сочи)
Л.В. Лидак - доктор психологических наук, профессор (Пятигорский государственный лингвистический университет)
Данное учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом для оказания помощи студентам в изучении курса «Технология карьеры» по ООП 44.03.01 Педагогическое образование. Методические материалы направлены на организацию обучения студентов в рамках реализации компетентностного подхода и конвергентных идей в образовании. Содержит практический опыт преподавания дисциплины «Технология карьеры» в Армавирской государственной педагогической академии.
Печатается в авторской редакции УДК - 378:371.13(075.8) ББК - 74.204
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к работнику, который выходит на рынок труда. И на передний план выходит такой качественный показатель, как конкурентоспособность. Конкурентоспособный работник - это профессионал, готовый адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи. Степень конкурентоспособности выпускника является одним из показателей качества образовательного процесса в большинстве образовательных учреждений, в том числе, в педагогических вузах. Только конкурентоспособный выпускник педагогического вуза способен достичь устойчивого положения на рынке труда, своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования и запросы рынка. Конкурентоспособный работник должен обладать профессиональной компетентностью, профессиональной мобильностью, способностью принимать ответственные решения, практико-ориентированным интеллектом и т.д. Кроме того, необходимо наличие у выпускников адекватных представлений о реальных и потенциальных возможностях профессионального становления, т.к. не всякий выпускник по окончании учебного заведения востребован. Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и рангов). Следствием этого стало тотальное стремление всех быть успешными в различных областях жизнедеятельности. Начинающие специалисты уже на этапе вузовского обучения обнаруживают эту тенденцию. Возможно, этому способствует начавшаяся в ряде последних десятилетий резкая дифференциация образовательных возможностей россиян, обусловливающая раннее включение растущей молодежи в жесткие конкурентные отношения. Если в 70-80-х годах XX века говорить о карьерном росте было не совсем корректно, то теперь, напротив, карьерные намерения из ситуативных превращаются в жизненно-значимые, включаемые в личные планы и проекты. Как показывают исследования, карьерные устремления делают жизнь осмысленной, ценной и целенаправленной. Конструкты «карьерный рост» и «карьерные достижения» завоевали не только массовое сознание россиян, но и стали предметом теоретических и эмпирических исследований. Названные конструкты входят в понятие «личные стремления», которые характеризуются как «…индивидуализированные цели, отражающие типичные или характерные задачи, которые человек стремится выполнить в своем повседневном поведении». Для теории и практики психологии развития, по всей вероятности, фундаментальное значение имеют ответы на вопросы о том, как и когда зарождаются карьерные цели личности, насколько они ею осознаются и рефлексируются, с помощью каких психологических механизмов регулируются и как участвуют в конструировании профессионального сознания. Предстоит выявить, насколько карьерные достижения являются личностно значимыми, как они связаны с развитием профессиональной «Я-концепции» и как карьерные цели трансформируют и развивают жизненные смыслы личности. Исследования успешности, в том числе карьерной, не являются принципиально новыми для психологической науки. Данная проблематика в течение достаточно длительного периода времени привлекала внимание зарубежных ученых и представлена в работах В. Фридриха, А. Хофмана и др. В отечественных исследованиях карьерная успешность стала особо востребована в последние десятилетия и отражена в публикациях В.С. Агапова, В.И. Андреева, Н.А. Батурина, Н.Н. Власовой, А.Н. Воронина, В.С. Гончарова, В.Н. Денисова, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, В.К. Шаповалова. Исследования успешности были проведены в различных сферах деятельности: производственной, военной, организаторской, спортивной, брокерской. При этом изучалась психологическая природа успешности, факторы, ее обусловливающие, специфика карьерной успешности в целом и ее отдельных этапов. Было установлено, что карьерная успешность зависит не только от внешних по отношению к субъекту факторов (социальных, экономических, политических, производственных и пр.), но и, в значительной степени, от индивидуальных характеристик субъекта карьерных достижений. Функционирующая система вузовской подготовки будущих специалистов в настоящее время не обеспечивает в должной мере высокую конкурентоспособность выпускников на рынке труда и создание у них личных резервов успешного карьерного роста. Одной из причин, затрудняющих карьерный рост, является неадекватность имеющихся у будущих специалистов представлений о факторах продвижения в профессиональной сфере. Одной из проявляемых тенденций является увеличение стремления обрести личностный и профессиональный потенциал, который дает возможность оказывать значимое влияние не только на близкий круг, но и на общество в целом. Все более остро в психологии развития ставится вопрос о том, какова природа и истоки человеческих устремлений. Нет сомнения в существовании взаимосвязи между карьерными намерениями, их реализацией и ощущением психологического благополучия человека: самоуважением, самоотношением, оптимизмом и наличием смысла жизни. Исследования карьерных представлений, возникающих на различных этапах жизненного пути личности, дают возможность более глубокого понимания психологической характеристики ее профессионального становления.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |