ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова
Традиционная: Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание. Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы. Задачи: 1) Выявление памятников культуры, объектов природы, отражающих исторические события или природные явления. 2) Приобретение этих предметов в собрании и формирование его в историческую базу для музейной деятельности и профильных наук. 3) Научная организация музейного собрания 4) Сохранение, создание условий для использования этих предметов
Комплектование одна из главных видов деятельности музея. Тематика комплектования не имеет устойчивой темы, меняется в зависимости от концепции, настроений в обществе, от изменений направления профильных дисциплин. Направление комплектования: · Систематическое: пополнение собрания однотипными предметами. · Тематическое: разные типы источников предметов, но одна тема. Комплексное комплектование – это системное + тематическое.
Предметы в собрании должны быть подлинные (редко копией).
Отбор предметов имеет свои критерии: 1) Информативность (предмет отражает явление или процесс); 2) Аттрактивность (внешний вид привлекает к себе); 3) Экспрессивность (вызывает чувства); 4) Коммуникативность(предмет должен транслировать ту информацию, которая в нём заключена).
Формы комплектования: · Дарение; · Закупка(выделяемые деньги/спонсорские); · Обмен(редко); · Целевые заказы на выполнение организационных работ копий, макетов; · Комплектование на выставках(обычно на художественных); · Комплектование «по горячим следам»; · Научная командировка; · Экспедиция.
Комплектование по Решетникову: Критерии предмета: 1) Комплексность источников (отражение в предметах всего комплекса темы); Нужно учитывать все источники! 2) Неделимость фонда (комплекс предметов находится в одном музее); 3) Изучение среды бытования предметов (собрание информации во время его комплектования, история бытования, легенда от собственника; эти данные украшают информативность предмета, что позволяет предмету быть коммуникативным с посетителями); Атрибуция: название (или несколько), датировка, материал и техника. Информацию фиксируем, потом проверяем. 4) Краеведческий принцип (ценность играет большую роль в определении предмета в музей); 5) Мемориальность (прибл. информативность. Предмет уникальный. Ценность предмета, большое информационное поле); 6) Достоверность (подлинность предмета, его информационная достоверность).
Структура концепции научного комплектования как составляющая часть научной концепции музея: 1) Определение состава памятников, тематики коллекций с учётом профильности музея и направленности его деятельности. 2) Определение направлений изучения среды бытования. 3) Изучение источниковой базы. 4) Определение целей, направлений, форм комплектования, обеспечение необходимой учётной документацией, совершенствование и разработка новых методов комплектования. 5) Обеспечение подготовки кадров, которые могли бы профессионально осуществлять научное комплектование. 6) Обеспечение материально-технической и финансовой базы. 7) Заключение договоров на хозяйственные работы и научные исследования. 8) Создание научно-справочного аппарата, необходимой информационной системы с базой данных об объектах комплектования. 9) Определение принципов и критериев отбора памятников из среды бытования в музейный фонд. 10) Разработка планирования (перспективного и текущего). 11) Разработка классификационной схемы систематического каталога музея. 12) Координация деятельности по комплектованию с музеями, архивами, научными учреждениями и общественными организациями. 13) Привлечение к научному комплектованию краеведов и создание сети общественных корреспондентов.
Научное комплектование определяет направления, пути, формы и методы комплектования. Они могут быть самыми разнообразными и в различном взаимном сочетании. От того, какая выработана концепция комплектования, зависит состав музейного собрания и полнота его коллекций. А это, в свою очередь, определяет формы деятельности музея. формированию музейного собрания и выработке форм деятельности музея предшествует разработка научной концепции комплектования.
11. Цель и задачи комплектования музейных предметов. Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание. Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы.
12. Правила и направления комплектования музейных предметов. Комплектование музейных фондов – целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. различают три основных вида, или способа, комплектования – систематическое, тематическое, комплексное. Систематическое - регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций. Тематическое - заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а также формировать и пополнять тематические коллекции. Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях. Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это могут быть закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания; целевые заказы на выполнение оригинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспедиции – археологические, этнографические, историко-бытовые, естественно-научные. Они часто проводятся совместно с другими музеями или научными учреждениями. Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган – фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. В некоторых музеях существуют две раздельные комиссии – фондовая и закупочная. Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема, который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное заключение.
13.
- документ, в котором отображаются цели и задачи комплектования, критерии комплектования. Начало: обзор коллекций и предметов, их анализ. След шаг: постановка целей и задач комплектования. Цель должна быть актуальной. Часть концепции посвящена финансовому вопросу (из каких источников брать деньги). Определение форм, принципов отбора комплектования. Ответственность за комплектование по темам. Часть концепции - планы комплектования: краткосрочные (1-2 года) и долгосрочные (5-10 лет). След шаг: определение форм комплектования, критериев комплектования.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |