Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Крещение Руси. Расцвет Киевского государства



2016-01-26 863 Обсуждений (0)
Крещение Руси. Расцвет Киевского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Важную роль в объединении Древней Руси сыграло христианство. До середины X в. Русь была языческой, хотя среди славян к этому времени распространились и другие религии. Христианство приняла еще княгиня Ольга, но крещение всего населения произошло при князе Владимире.

К X в. в основных странах Европы утвердились монотеистические религии. Причины принятия христианства прежде всего прагматические: необходимость укрепления государственности, власти великого князя и необходимость установления связей с христианскими государствами Европы, в том числе с Византией. С усложнением общественной жизни, социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологи­чески обосновывать происходившие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные отношения строились в соответствии с родоплеменными [24; 78].

При Владимире (980–1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени – обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

В 980 г. Владимир осуществил первую языческую реформу, пытался утвердить общерусский культ бога Перуна, первого среди богов, чтобы упрочить идеи единодержавия, целостность государ­ства. Однако реформа не дала результата. В 988 г. официально было принято христианство, но процесс христианизации затянулся, не везде проходил мирно, что во многом связано с варварскими методами введения новой религии. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. На окраинных землях Киевской Руси христианство установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде [1, c. 24; 13; 130].

Необходимо отметить, что крещение, принимаемое от Византии, было, с одной стороны, более удобным для молодого русского государства, так как исключало вмешательство в его внутренние дела римского первосвященника (папы), претендовавшего на наднациональную власть. С другой стороны, несмотря на ряд существенных различий между западной и восточной ветвями, христианство в тот период представляло собой еще единую религию, принимая которую Владимир преодолевал международную изоляцию Киевской Руси, вводя ее в семью христианских народов.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечной жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. Православные институты придавали характер богустановленности раннефеодальному государству и власти киевского князя. «Божий слуга» государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Утверждение христианства как государственной религии упрочило связи Киевской Руси с Византией и Западной Европой, ускорило изживание местных, племенных различий, способствовало этнической консолидации [42; 66].

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. На основе христианских ценностей стали формироваться новые отношения, развивалась новая культурная жизнь. Церковь и церковная иерархия (митрополит, епископы, монахи) заняли важное место в древнерусском обществе. Но христианство было принято в византийском варианте, что впоследствии (после окончательного разделения в 1054 г. на православие и католичество) стало одним из источников политического, культурного отчуждения от латинской Европы, утверждения иной модели исторического развития.

После смерти Владимира началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). При Ярославе Русь достигла широкого международного признания, Киев превратился в один из крупнейших и цветущих городов Европы. Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов – «Русской Правды».

«Русская Правда» является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере ранней «Правды Ярослава» мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности. В указанном документе допускается кровная месть, хотя видна тенденция к ее ограничению. В более поздней «Правде Ярославичей» кровная месть уже запрещалась, вводился денежный штраф – вира. Много внимания уделялось древнерусской общине – верви. «Русская Правда» подробно разбирает случаи, когда община помогает попавшему в беду ее члену, и когда он должен платить сам. Регламентируются отношения, возникавшие при взаимодействии общины и княжеского (боярского) хозяйства. В «Русской Правде» упоминаются различные категории феодально-зависимого населения: люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определенную ссуду, «купу», за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор, «ряд»), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию [1, c. 29-30].

Со смертью Ярослава между его потомками начались длительные усобицы, обусловленные, с одной стороны, личными амбициями князей и сложными династическими счетами, с другой, ростом могущества отдельных земель. Наступал процесс политической раздробленности Руси.



2016-01-26 863 Обсуждений (0)
Крещение Руси. Расцвет Киевского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Крещение Руси. Расцвет Киевского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)