Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Великой. Павел I



2016-01-26 728 Обсуждений (0)
Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Великой. Павел I 0.00 из 5.00 0 оценок




С именем Екатерины II (1762–1796) связана эпоха расцвета феодальной России. Самодержавный строй при ней приобрел черты «просвещенного абсолютизма» (его эпоха многими историками датируется 1762–1815 гг.).

В основу политики «просвещенного абсолютизма» были положены идеи европейских философов-просветителей XVIII в. – Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо и др. Критикуя феодализм, отрицая деспотию, они провозгла­сили необходимость преобразования государства на новых началах, идеях разума, свободы, гражданского равенства. В умах людей того времени господствовало представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Большое значение в организации нового общества мыслители отводили совершенствованию законодательства, распространению знаний, просвещению самого главы государства. Новую жизнь обретают представления о «философах на троне», которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

В политике отдельных государств просветительские идеи воплощались в различных формах и масштабах. В России приспособление идей Просвещения, в основном, происходило в русле теоретического обоснования самодержавного правления. При этом полностью игнорировались теории «естественного права» и «общественного договора» и заявлялось, что монарх-самодержец не может иметь каких-либо обязанностей перед подданными. Основным «фундаментальным законом» и «вечным правом» России Екатерина II полагала неизбежность монархического устройства как наиболее правильного и справедливого, когда на престоле находится «просвещенный монарх», более всего заботящийся о благе каждого человека в своем государстве.

Лучшим способом самоорганизации общества императрица признавала разработку идеальной системы законов. «Правильно» составленные законы, должны были стать гарантией четко дейст­вующего государства, делающего достижимым «блаженство каждого и всех». Отсюда и вытекает решающая роль просвещенного монарха, способного одарить общество «хорошими» законами. То есть абсолютная монархия существует для достижения общего блага и как единственный путь к нему.

В духе этой теории императрица решила устранить существующие недостатки в законодательстве и выявить нужды и настроения в обществе. С целью создания нового Уложения (т. е. свода законов, заменившего бы собой Соборное Уложение 1649 г.) в 1767 г. ею была созвана выборная Уложенная комиссия, в которую вошли депутаты от дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков, инородцев и др. Инструкцией для работы комиссии должен был послужить «Наказ» Екатерины II, написанный ею в духе идей французского Просвещения. Верховная власть, по мнению императрицы, могла быть только самодержавной. Однако самодержавие само по себе, без нравственной человеколюбивой цели, без заботы о благе подданных, есть зло, пагубное для государства. Необходимо, чтобы люди боялись законов и «никого бы, кроме них не боялись». Екатерина считала, что законы создаются для воспитания граждан: вольность – «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство понималось как право каждого сословия обладать дарованным ему положением: для дворян свои установления, для крестьян – свои.

Дебаты в комиссии отличались необычайной остротой и показали императрице чаяния различных слоев населения и в то же время непримиримые противоречия между ними практически по всем вопросам. Некоторые депутаты предлагали ограничить произвол помещиков в отношении крестьян. Но подавляющее большинство участников резко отвергло эти предложения. По настроениям депутатов Комиссии Екатерина поняла, что поднимать вопрос не только об отмене, но даже об ограничении крепостного права не следует. Дворяне незыблемо стояли на страже своих прав и привилегий, и борьба с дворянством могла кончиться для императрицы потерей короны. Уже в конце 1768 г. комиссия была распущена, не оправдав надежд Екатерины: нового Уложения так и не было создано. Дворянство показало себя как самая консервативная часть российского общества [1, c. 181; 42].

При Екатерине II крепостное крестьянство стало совершенно бесправным. В 1765 г. помещикам было дано право отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия, в 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков. Широко распространилась торговля крестьянами.

Повышенная социальная напряженность привела к восстаниям 60-х–70-х годов, крупнейшим из которых была крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773–1775 гг.). Крестьянская война охватила обширные территории Поволжья, Урала, где проживало недавно закрепощенное население, недовольное своим положением. Емельян Пугачев обещал казакам восстановление утраченных ими прав и привилегий, а крестьянам – волю. Гнев восставших выразился в погромах помещичьих усадеб, массовых казнях дворян. С большим трудом царским войскам удалось подавить «пугачевщину».

Ожесточенность и массовость сопротивления крестьянства политике закрепощения показали правящим кругам необходимость перемен.

В 1775 г. была проведена реформа управления на местах. Ее целями было создание упорядоченной системы губернского управления и предотвращение новых народных выступлений в стране. Наибольшие права получило дворянство: губернская администрация назначалась правительством из кругов дворянства, а состав уездной администрации избирался местными дворянскими обществами. После губернской реформы перестали функционировать столичные коллегии (исключая Иностранную, Военную и Адмиралтейскую), их функции перешли к губернским органам.

В 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты» городам и дворянству, регламентировавшие права и обязанности сословий [1, c. 182-183]. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект «Жалованной грамоты» государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

«Жалованная грамота городам» передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее. Согласно указу горожане делились на 6 разрядов: дворяне и духовенство, купцы, ремесленники и проч. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Жители города избирали органы самоуправления – городскую думу, городского голову и судей. Но все же реальная власть в городе находилась в руках городничего и губернатора, назначаемых свыше.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила все сословные права и привилегии дворян: монопольное право на владение крестьянами, землями, недрами земли, право основывать заводы и фабрики, освобождение от налогов и телесных наказаний, свободу в выборе занятий и проч. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имения. Судиться дворянин мог только с равными себе. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». Никто кроме дворян таких прав в России не получил.

На словах выражая стремление к ограничению рабства, всеобщему благосостоянию, свободе и вольности, Екатерина проводила по сути своей во многом традиционную, порой даже более консервативную политику, чем ее предшественники [44; 85].

Практическим выражением «просвещенного абсолютизма» была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, общество благородных девиц (Смольный институт), Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др.

В духе идей Просвещения Екатериной проводилась политика секуляризации церковных владений (объявленная еще Петром III). Указом 1764 г. монастырские, церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались государственной Коллегии экономии. Духовенство лишалось экономической базы, его содержание полностью брало на себя государство.

После Великой французской революции 1789 г. происходит резкая смена внутриполитического курса Екатерины II: на смену политики «просвещенного абсолютизма» приходит курс на искоренение «революционной заразы» в стране. Это находит выражение в ужесточении цензуры, репрессиях в отношении революционной интеллигенции (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.).

Наиболее успешным направлением деятельности Екатерины II стала внешняя политика. Итогом двух русско-турецких войн (1768–1774 и 1787–1791 гг.) стали выход России к Черному морю и присоединение Крыма. В результате трех разделов Польши (1773, 1793, 1795 гг.) к России отошли земли Правобережной Украины, Белоруссии и части Прибалтики.

Павел I (1796–1801), сменивший на троне Екатерину II, во внутренней политике многое делал вопреки матери. Став императором, Павел попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства. Часть историков называют его правление «непросвещенным абсолютизмом».

В 1797 г. Павел отменил прежний принцип престолонаследия по завещанию. Отныне престол должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей – к старшему из братьев.

Политическим идеалом Павла были петровские порядки. Желая их возродить, он проводил политику ограничения привилегий дворян: ликвидировал их свободу от обязательной службы, свободу от податей и повинностей, резко ограничил свободу дворянских собраний и выборов, стал применять телесные наказания к унтер-офицерам из дворян [1, c. 185-186].

Возмущение дворянства вызвало и вмешательство Павла в их взаимоотношения с крестьянами: Павел поощрял крестьянские жалобы; издал указ, рекомендовавший ограничение барщины тремя днями в неделю (1797 г.); указ, запрещавший продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка; запретил продавать дворовых людей и крестьян без земли (1798 г.). Этими мерами Павел восстановил против себя дворянство и был убит заговорщиками в марте 1801 г.

 

 



2016-01-26 728 Обсуждений (0)
Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Великой. Павел I 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Великой. Павел I

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)