Тема 6. Формы государства в зарубежных странах
1. Принцип разделения властей: содержание, предназначение. Разделение властей и система сдержек и противовесов: соотношение категорий. 2. Форма правления: понятие и конституционное оформление в различных государствах. 3. Принципы территориального устройства государства. 4. Виды политико-территориальных единиц: субъекты федераций, государственно-автономные и административно-автономные образования. 5. Федерации: исторические причины возникновения и виды. 6. Регионалистические государства (унитарные квазифедерации). 7. Унитарные государства: виды и демократический потенциал. Конституционное регулирование территориального устройства.
Методические указания Прежде всего, следует иметь в виду, что в зарубежных странах категория «форма правления» достаточно конкретна. В основе классификации форм правления лежит порядок замещения должности главы государства. Однако любая классификационная система относительна, и в одном государстве некоторые признаки различных основных форм правления могут сочетаться. Наибольший интерес представляют разновидности основных форм правления. Надо четко различать понятия «государственный режим» и «политический режим». При изучении монархии необходимо понять ее характерные черты, учесть историческое развитие, выявить особенные признаки ее разновидностей. Предполагается, что студенты обратят внимание на возможность существования выборной монархии и отметят ее отличия от республики с пожизненным президентством. Наиболее распространенная форма монархии в современном мире – парламентарная (Япония, Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Дания, Нидерланды и др.). Следует обратить особое внимание на порядок престолонаследия, взаимоотношения главы государства с правительством и парламентом. Надо уделить внимание институту контрасигнатуры, вытекающему из принципа «король не может быть неправ». Студенты должны уметь выявлять государственные режимы, характерные для монархии, определять различия между ними. Переходя к изучению следующей формы правления – республики, следует начать с понятия. Представляется важным обратить внимание, что некоторые государства сразу определялись как республики (Швейцария), а часть государств приходили к республике через неоднократную реставрацию монархии (Франция). Существуют в мире и республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Особый интерес представляют советские республики, отличающиеся своеобразным государственным режимом. Изучая разновидности республики, постарайтесь обнаружить те сущностные черты, которые определяют характер отношений между законодательной и исполнительной властью. Уяснив характерные черты дуалистической монархии, вы найдете некоторые сходные черты и в дуалистических (президентских) республиках (США, многие страны Латинской Америки и др.). Самое главное – конституционные гарантии реализации принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов». Важно, чтобы студенты ориентировались в текстах конституций и могли демонстрировать на их основе понимание взаимоотношений между главой государства, законодательной и исполнительной властью и связи этих взаимоотношений с партийной системой. Необходимо выявить сходство и различие между парламентарной республикой и парламентарной монархией. Различия существуют в статусе главы государства. Изучая тексты конституций, и определяя взаимоотношения органов власти, следует помнить, что в этих странах «слабый» глава государства. Уясните для себя, какие государственные режимы возможны при этих формах правления. Сочетание признаков президентской и парламентарной республик имеет в теории название «смешанной (полупрезидентской) республики». Возможны различные варианты такого сочетания. Очень важно студенту при рассмотрении конкретной страны с такой формой правления определить на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие – от парламентарной республики и по возможности установить, какие преобладают на практике в конкретной стране. Надо иметь в виду, что иногда конституционная характеристика формы правления с научной точки зрения бывает, неточна (ч. 1 ст. 1 Конституции Болгарии, ч. 1 ст. 2 Конституции Казахстана). Для того чтобы проверить, насколько успешно вы овладели знаниями по данной теме, попробуйте проанализировать тексты конституций некоторых стран и определить хотя бы форму правления. Чтобы выявить государственный режим, необходимо прочесть специальную литературу о данной стране или получить соответствующее представление из регулярного чтения прессы. Вначале следует уяснить понятия «территория государства», «территориальное устройство», «государственное устройство», «территориальное деление государства», «политико-территориальное устройство», «политико-территориальное деление», «политико-административное устройство», «политико-административное деление территории», «административно-территориальное деление», понять, чем один термин отличается от другого. Попробуйте выявить отличительные признаки политико-территориальных и административно-территориальных единиц. Определите понятие и виды административных округов. Некоторую сложность у студентов вызывает понятие территориальной автономии. Следует учесть, что по объему выделяются обычно государственная и местная автономия. Выявите соотношение этих видов автономии и приведите примеры. Необходимо выяснить понятие и специфические признаки федеративного и унитарного государства. Попробуйте их найти в текстах конституций. Следует разобраться в .конституционных основах централизации и децентрализации, симметрии и асимметрии территориального устройства. Определите уровень демократичности централизованного и децентрализованного, федеративного и унитарного государства. Проанализируйте современные тенденции в развитии политико-административного деления (укрупнение низовых единиц, регионализация и др.) При определении федерализма следует обратить внимание на существующие трактовки его обоснования как наиболее предпочтительной системы организации управления. Используя термины «федеральный», «федеративный», «союзный», попробуйте выделить их общие и отличительные признаки, определите случаи верного их использования. Определите возможные способы изменения состава федерации. Попробуйте подтвердить это конституционно (Конституция США, германский Основной закон, Конституция Италии). Для характеристики федераций важен анализ конституционно-правового статуса субъектов федераций. Мировая практика знает множество федеративных объединений, субъекты которых обладают различным правовым статусом и объемом полномочий. Проанализируйте государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство. Продемонстрируйте эти признаки на основе анализа текстов конституций. Разграничение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами суть один из основных моментов федеративного устройства. Студенты должны выделять несколько моделей конституционно-правового распределения компетенции. Выявите существо американской, германской, индийской и австрийской моделей регламентации компетенции. Определите свои предпочтения. Обратите внимание на термин «презумпция компетенции штатов». Отметим, что для разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами, как правило, конституционно устанавливаются необходимые процедуры. Следует уяснить понятие и правовой режим федеральных территорий, статус зависимых территорий (владений). Необходимо разобраться в организации государственной власти субъектов федерации и иных государственно-автономных образований. Уясните статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов таких территориальных единиц. В местных территориальных единицах может осуществляться как местное управление, так и местное самоуправление. Важно определить различие этих понятий. Целесообразно выделить системы демократической организации на местах - англо-американскую и европейскую и определить характерные для каждой из них функции местного самоуправления. Студенты должны усвоить формы контроля центральной власти за деятельностью местных органов. Проанализируйте некоторые конкретные модели соотношения местного управления и самоуправления. Найдите элементы этих систем в текстах конституций зарубежных стран (конституции Польши, Болгарии, Италии). Нужно уяснить также понятие конфедерации. Определите отличительные признаки конфедерации, отделяющие ее от унитарного и федеративного государств. Проконтролируйте качество изучения материала составлением сравнительной характеристики по данному предмету России и двух-трех зарубежных стран, выявите общие и различные черты.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |