Основные принципы и задачи психологии
Основные принципы психологии. Принципы современной психологии – исходные положения психологической науки, лежащие в основе ее методологии и методики. Принцип детерминизма (причинная обусловленность): • психика обусловлена объективной действительностью; • все психические явления обусловлены деятельностью мозга; • при изучении психических явлений обязательно установление причин, их вызвавших; • психика определяется образом жизни. Принцип единства сознания и деятельности: • деятельность - форма активности сознания; • сознание - результат поведения и деятельности; • сознание образует внутренний план деятельности; • изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. Принцип генетический - развития: • психика постоянно количественно и качественно развивается, изменяется; • характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей: - в данный момент; - в истории его возникновения; - в перспективе его изменений. Задачи психологии. Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения человеком объективного мира, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и моментами субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов, психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных значений, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Задачи психологии в основном сводятся к следующим: • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся науки и отрасли; • быть теоретической основой практики психологической службы. Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Общая психология выполняет ряд функций: • теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому; • методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы исследований. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюционном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики человека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных. Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей. Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. В частности, школьный психолог помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям, оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение психологии как науки. 2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений. 3. Назовите психические процессы, психические состояния, психические свойства и дайте им характеристику. 4. Какие методы психологических исследований вы знаете?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |