Маркировка подшипников качения
В общем случае подшипники маркируют семизначным числом на торце, а чаще трех- или четырехзначным числом:
Первая и вторая цифры справа — внутренний диаметр, разделенный на 5. Это правило справедливо для диаметров от 20 до 495 мм, т.е. с номера 04 по 99. При диаметре от 10 до 20 мм цифры означают: 00—10 мм; 01 — 12 мм; 02—15мм; 03—17 мм. При диаметре до 10мм первая цифра означает диаметр, например:
Третья цифра справа означает радиальную серию: 1 - особо легкая; 2 - легкая; 3 - средняя; 4 - тяжелая. Четвертая цифра справа означает тип подшипника: 0 - шариковый, радиальный, однорядный; 1 - шариковый, радиальный, двухрядный; 2 - роликовый, однорядный, радиальный; 3 - роликовый, двухрядный; 4 - игольчатый; 5 - роликовый с витыми роликами; 6 - шариковый, радиально-упорный; 7 - роликовый, конический, радиально-упорный; 8 - шариковый, упорный; 9 - роликовый, упорный. Пятая и шестая цифры означают конструктивные особенности (канавка, бурт, защитные шайбы). Седьмая цифра означает серию по ширине. Кроме номера обязательно указывается завод-изготовитель (1ГПЗ, 8ГПЗ и т.д.). Существуют дополнительные обозначения справа от основного номера: Б- сепаратор бронзовый; Е - сепаратор пластмассовый; К- сепаратор кованый; Л - сепаратор латунный; С1,..., Сп — самосмазывающийся подшипник; Т1,..., Тп — подшипник, работающий при повышенных температурах; Ш - бесшумный подшипник; Я - подшипник из неметаллических материалов; V - повышенные требования по ширине. Расчет подшипников качения. Тип подшипника выбирается в зависимости от характера нагрузки, номер подшипника - в зависимости от диаметра вала. Составляется расчетная схема, и проводится проверка подшипника на долговечность. Определяется реакция подшипников RA и RВ (рис. 7). Далее определяется эквивалентная нагрузка на подшипник: Rэ=(XRKK + YFa)К6KT, где X -коэффициент радиальной нагрузки; Y - коэффициент осевой нагрузки; R - радиальная нагрузка (RA или RВ к зависимости от того, какой подшипник рассчитываем), берется большая из нагрузок; Кк- коэффициент вращения (если вращается внутреннее кольцо, Кк = 1, если наружное, Кк = 1,2); K6- коэффициент безопасности (К6 =1 ÷ 3; для редукторов К6=1,3 ÷1,4 ) КТ -температурный коэффициент(КТ= 1 при t< 100°С).
Далее определяется фактическая долговечность работы подшипника: где С — динамическая грузоподъемность подшипника (берется из таблицы для каждого подшипника). Если условие не выполняется, необходимо взять более высокую серию или другой тип подшипника и повторить расчет. При отсутствии осевой нагрузки Rэ = RKкK6KT —для радиальных подшипников; Rэ=Fа KкK6KT - — для упорных подшипников. При п < 10 об/мин подшипник на долговечность не проверяется. Кроме долговечности подшипник проверяется на статическую грузоподъемность: Rэ≤С0 где С0 — статическая грузоподъемность подшипника. Посадки деталей. Посадкойназывается степень подвижности соединенных деталей. Посадки бывают с натягом, когда d < D, и с зазором, когда d > D. Посадка бывает в системе вала, когда вал — основной размер, а отверстие подгоняется, и в системе отверстия, когда вал подгоняется. Основной размер обозначается: Н -отверстие; h - вал. Посадка подшипника на вал производится в системе отверстия (обозначается Н6 или Н7), а посадка подшипника в гнездо - в системе вала (обозначается К6 или h6). Буква означает характер посадки, цифра - квалитет. Посадка зубчатых колес принимается или . Если посадка подвижная, с зазором, то . Муфты Муфтойназывается устройство, предназначенное для соединения двух концов валов и передачи вращающего момента. Муфты могут выполнять и другие функции: электроизоляция; сглаживание толчков; защита от перегрузок; включение и выключение движения. Кроме того, муфты могут выполнять роль маховика и тормозного барабана. Муфты подразделяются на жесткие (передают все толчки при работе); упругие (частично сглаживают возникающие толчки). Те и другие муфты бывают глухие (постоянно соединенные) и управляемые (их можно включат: и выключать, служат для включения движения). К жестким муфтам относятся: 1) втулочная - самая простая, при применении штифтов может быть защитной; 2) поперечно-свертная, или дисковая - состоит из двух полумуфт, соединенных болтами, широко распространена; 3) продольно-свертная - имеет разъем вдоль оси; 4) крестовая (муфта Ольдгема) — допускает несоосность, применяется при небольших мощностях, состоит из сухаря и двух полумуфт с пазом; 5) фрикционная - бывает дисковая и коническая, однодисковая и многодисковая, сухая и работающая в масляной ванне, применяется в автомобилях как сцепление, в станках — как фрикцион; 6) обгонная - передает вращение только в одном направлении, применяется в двигателях внутреннего сгорания как пусковое устройство (храповик, бендикс); 7) муфта с шарниром Гука — применяется при пересекающихся валах, в карданных передачах. К упругим муфтам относятся: 1) втулочно-пальцевая - за счет деформации втулки (резиновой или кожаной) происходит сглаживание толчка, применяется очень широко при любых мощностях; 2) муфта с упругим кольцом - широко применяется для привода насосов в котельных; 3) пружинная - является компенсирующей; 4) зубчатая - допускает несоосность валов (компенсирующая муфта), обладает очень высокой надежностью, применяется в грузоподъемных машинах; 5) кулачковая - применяется как управляемая; 6) расширительная - аналогична кулачковой, но имеет увеличенные зазоры, работает при большой разности температур; 7) гидравлическая - может не только передавать, но и изменять момент, применяется на кораблях, в автомобилях БелАЗ, обладает очень высокой плавностью. Тема 4. Соединения
В машинах детали соединяются между собой. Соединения бывают разъемные и неразъемные. Разъемным называется такое соединение, которое подлежит разборке резьбовое, шпоночное, шлицевое и др.). Неразъемным называется такое соединение, которое не подлежит разборке или при разборке которого одна из деталей разрушается (сварное, заклепочное и др.). Разъемные соединения Шпоночные соединения Шпонка служит для относительно неподвижного соединения зубчатого колеса, шкива или полумуфты с валом. Шпонка бывает: на лыске (рис. 8 а); фрикционная (рис. 8, б) - работает за счет трения, применяется как защитная при малых мощностях (в приборах); врезная (рис, 8, в) - наиболее распространенная шпонка; тангенциальная (рис. 8, г) - применяется при больших мощностях, хорошо работает только в одном направлении. Если работа реверсивная, устанавливают две шпонки под углом 120°; сегментная (рис. 8, д) — применяется при небольших мощи остях, очень удобна в монтаже.
Врезные шпонки бывают призматические (рис. 9, а) (с прямыми и скругленными торцами) и клиновые (рис. 9 б) (без головки и с головкой).
Уклон должен быть не более 1/50, иначе шпонка не будет держаться. Головка служит для демонтажа. Достоинства: Недостатки: • простота изготовления; • ослабление вала; • низкая стоимость. • недостаточное центрирование. Расчет шпонок.Шпонка работает на срез и смятие окружной силой. Размеры шпонки выбираются по таблице в зависимости от диаметра вала (рис. 10).
Длина шпонки принимается в зависимости от длины ступицы колеса. Проверка на смятие проводится по формуле , [Gсм]= 90÷100МПа, где Т - передаваемый момент; d - диаметр вала; h - высота шпонки; l - длина шпонки; b - ширина шпонки. При прямых торцах
Проверка на срез проводится по формуле [τср] = 100÷110МПа. Наиболее опасным является смятие, поэтому, если результат проверки шпонки на смятие удовлетворительный, на срез расчет можно не делать. Шлицевые соединения Шлицевые зубья бывают прямобочные (рис.11,а), эвольвентные (рис. 11, б) и треугольные (рис. 11в).
Центрирование может быть осуществлено по наружной или внутренней поверхности, для эвольвентных зубьев - по боковым поверхностям. Зубья нарезаются на фрезерных, зуборезных или долбежных станках. Шлицевые соединения широко применяются в коробках передач. Соединения с треугольными зубьями применяются для различных рукояток и фиксируются болтами. Достоинства*: Недостатки*: • выше прочность; • сложнее изготовление; • лучше центрирование; • выше стоимость. • меньше ослабление вала. Размеры и количество зубьев выбираются по таблице, а затем проводится проверка на смятие: , где z - количество зубьев; dср —средний диаметр. Шлицы подвергаются поверхностной закалке. Значение [Gсм] зависит от характера работы и выбирается по таблице. Штифтовые соединения Штифтовые соединения являются разъемными и служат для соединения различных плоских деталей, для их фиксации и центровки. Штифты работают на срез. Проверка прочности на срез проводится по формуле , или , *По сравнению со шпоночными соединениями. Требуемый диаметр штифта (рис. 12)
Резьбовые соединения Резьбойназывается винтовая линия, нанесенная на цилиндрическую или коническую поверхность. Резьбы бывают крепежные (служат для соединения деталей) и специальные (выполняют как функцию соединения, так и другие функции: преобразование движения, уплотнение и т.п.). К крепежным резьбам относятся: 1) основная метрическая — характеризуется наружным диаметром d (в мм), шагом р и углом профиля 60° (рис. 13). Очень важным параметром является внутренний диаметр d1. Основной называется такая резьба, для которой справедливо соотношение Обозначается М6, М10, Ml2. М18 и т.д.;
2) мелкая метрическая — характеризуется точно так же, как основная, но имеет более мелкий шаг. Для мелкой резьбы Существует пять мелких резьб (чем больше номер резьбы, меньше шаг):
(р — основной шаг). Преимущества мелкой резьбы*: • лучше сопротивление самоотвинчиванию: • выше прочность, меньше ослабление тела болта резьбой. 1М8 или М8 х 1 2М10 М10х1 ЗМ16 М16х1 Лучше обозначать с указанием шага; 3)дюймовая — характеризуется наружным диаметром d (в дюймах), углом профиля 55° и количеством ниток К на 1 дюйм длины резьбы (рис. 14). Обозначается 5/8", 5/16", 1/2" и т.д. Крепежная резьба бывает правая и левая.
К специальным резьбам относятся: 1) газовая— бывает прямоугольная (рис. 15, а), упорная (рис. 15,б) и трапецеидальная (рис. 15,в).
Прямоугольная резьба применяется в прессах, домкратах, упорная и трапецеидальная — в металлорежущих станках и ходовых винтах. Прямоугольная грузовая резьба обозначается прям. 40x6, прям. 50x8 и т.д., упорная и трапецеидальная — соответственно ул. 50x8, трап. 60x8 и т.д.; 2)трубная дюймовая (рис. 16) — применяется для соединения водопроводных труб. Обозначается: труб. 1/2", труб. 3/4" и т.д. Цифра указывает внутренний диаметр трубы, на которой нарезана резьба;
3)коническая (рис. 17) — обладает очень высокой прочностью и плотностью, применяется в штуцерах, вентилях. Обозначается: кЗОх1,5, к40х2 и т.д.;
4)круглая (рис. 18) — применяется на штампопанных и литых изделиях (электролам почки, крышки термосов, крышки фляг);
5)часовая —диаметр менее 1 мм; 6) многозаходная; 7) модульная (червяк); 8) питчевая. Для закрепления резьбовых соединений применяются болты и средства против самоотвинчивания. Классификация болтов.Болты бывают черные (допуски не нормируются), получистые (имеют определенные допуски) и чистые (специально подогнанные). Болты отличаются формой головки (шестигранная (рис. 19,а), прямоугольная (рис. 19, 6) и др.), диаметром и длиной нарезной части.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |