Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ



2016-01-26 453 Обсуждений (0)
Тема 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебные вопросы:

1.Природные условия развития древнеегипетской цивилизации.Египет – речной тип цивилизаций. Природные условия, географическая среда – факторы развития древнеегипетской цивилизации, оказавшие непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения древних египтян. Египет – дар Нила. Плодородие почв и регулярный разлив Нила. Нил – информационное и транспортное средство. Обилие природных материалов и ресурсов. Богатый животный и растительный мир. Относительная изолированность региона.

2.Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.).Заселение долины Нила. Скотоводческое и земледельческое освоение нильской долины. Характеристика древнейших археологических культур Египта. Активное развитие земледелия, иррига­ции, металлургии меди, овладение практикой строи­тельства. Складывание имущественного неравенства. Образование первых протогосударств – номов. Различия в хозяйственном развитии Верхнего и Нижнего Египта. Формирование централизованного государства. Мемфис. Создание единой ирригационной системы. Возделывания винограда, скотоводство, ткацкое ремесло, изготовление первой бумаги – папируса, распространение письменности. Продвижение за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Почитание, возвеличивание иобожествление фараонов. Начало возведения гигантских монументов –пирамид.Освоение каменного строительства. Первая ступенчатая пирамида Джосера.

3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).Период длительной стабилизации и эффективной централь­ной власти в Египте. Развитие торговли, искусства, письменности на основе иероглифического письма, окончательное складывание и упрочилось древнеегипетского государства. Обожествление фараона. Образование централизованной деспотии. Древнейшие органы власти. Формирование бюрократического аппарата. Ростом каменного строительства. Возведение огромных пирамид. Активная внеш­няя политика. Военная добыча и торговые экспедиции. Децентрализация и распад Египта на номы. Укрепление власти правителей отдельных номов Преобладание Гераклеополя. Ослабление верховной власти. Возвышение Фив.

4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).Новое объединение Египта. Восстановление централизованной администрации. Усиление власти центра. Выдвижение средних слоев. Усиление роли армии.

Развитие ремесел. Строительства гигантского водохранилища. Освоение бронзы. Развивитие торговли. Расцвет искусства. Строительство крепостей и храмов.

Возвышение культа Осириса. Культ бога солнца Ра. Торговые экспедиции и военные походы. Установление связей с островом Крит.

Упадок государства и завоевание Египта гиксосами.

5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).Особенности Египетской цивилизации эпохи Нового царства. Изгнание гиксосов. Период наивысшего могущества Египта. Экономический подъем. Постоянная армия. Активные захватнические войны.Обогащение военной знати и чиновников. Общий подъем уровня жизни. Расширение границ империи. Превращение Египта в военную державу.

Период возрождения в искусстве и архитектуре. Строительство грандиозных храмовых комплексов. Рост храмовых владений и возвышение жречества. Широкое применение труда рабов.

Реформы системы управления ослабление позиций сепаратистской вельможно-жреческой знати. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) и его реформа. Культ Атона. Перенос столицы. Создании новых культово-канонических норм. Ликвидация реформы Эхнатона. Тутанхамон и возвращение культа Амона.

Ослабление Египта. Вторжение в Египет новых завоевателей – народов моря и ливийских племен. Ослабление центральной власти. Усилении власти храмово-номовой знати. Утрате иноземных владений. Владычестве чужеземных династий. Реформы фараона Бокхориса.

6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.).Завоевание Верхнего Египета правителями Нубии. Вторжение армии Ассирии. Развитие ремесла и торговли. Торговые связи с греками, финикийцами.

Захват Египта персидским царем Камбизом II. Покорение Египта Александром Македонским.

Распространение железа. Рост товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного обращения. Укрепление частнособственнического хозяйства. Усиление корпоративности общества, храмовых хозяйств.

7. Духовная культура.Основные достижения Египетской цивилизации. Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Египетская мифология. Важнейшие культы. Культ солнца. Заупокойный культ. Храмы и роль жречества.

Высокий уровень развития музыки, изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Религиозная драма. Светский театр. Изобретение письменности. Художественная литература: мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика, религиозные тексты. Основные черты живописи и скульптуры. Амарнский период в культуре.

Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Изобретения. Календарь.

8. Социальная организация.Египет – централизованная деспотия. Разветвленный бюрократический аппарат. Институт власти фараона. Институт рабства. Основные прослойки древнеегипетского общества.

9. Материальная культура.Привязанность экономики Египта к природному циклу. Основные занятия египтян: земледелие, садоводство, виноградарство и пчеловодство, разведение мелкого и крупного скота, рыболовство, ремёсла (металлургия, гончарное дело, обработке камня, производство стекла, ткачество и др.). Внутреняя и внешняя торговля.

Монументальное искусство.Пирамиды. Пирамида Хеопса. Значение Древнеегипетской цивилизации. Влияние на страны Средиземноморья. Наследие Египта в отношении современников к древнейшим цивилизациям.

 

Исторические личности:Аменхотеп IV, Манефон, Рамсес II, Рамсес III, Тутмос I, Тутмос III, Яхмос I.

 

Ключевые даты:

Первая половина IV тыс. до н.э. – начало разложения родовых отношений.

Середина - вторая половина IV тысячелетия – развитие имущественной дифференциации и возникновение номовых государств.

XXX-XXIX вв. до н.э.– объединение Верхнего и Нижнего Египта.

XXVI-XXII вв. до н.э. – Древнее царство.

XXVII-XXVI вв. до н.э.– строительство первой пирамиды фараона Джосера.

XXVI-XV вв. до н.э.– строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса) и Хафра.

XXII-XXI вв. до н.э.– распад государства на отдельные номы и борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию.

Середина XVII -середина XVI вв. до н.э. – правление гиксосов.

XVI-середина XIV вв. до н.э.– создание великой державы.

1364-1347 гг. до н.э. – религиозно-политические реформы Эхнатона, амарнский период в искусстве.

1270 г. до н.э. – договор Египта с хеттами.

Первая половина XII в. до н.э.– отражение натиска «народов моря».

XI-начало VIII вв. до н.э.– период раздробленности, правление чужеземных – Ливийских, Нубийской – династий.

718-712 гг. до н.э. – реформы Бокхориса.

671-655 гг. до н.э.– Египет под властью Ассирии.

525 г. до н.э. – вторжение в Египет персов

404-399 гг. – борьба за независимость.

332 г. – завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.

 

Основные понятия:Ахетатон, Гераклеополь, гиксосы, «Ка», иероглифика, Мемфис, ном, папирус, пирамиды, Сфинкс, фараон, Фивы.

 

Основная литература:

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 544 с

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для вузов / [кол. авт.: В. Д. Бакулов и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 534 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2011. - 566 с.

Дополнительная литература

1.История цивилизаций: учебное пособие /под ред. к.и.н. Р.М.Гибадуллина. – Набережные Челны: изд-во Камской госуд. инж-экон. акад., 2008. – 255 c.

2.История и культурология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; под ред Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С. 64-73.

3.История Древнего Востока: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 9-90.

4.История Древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. – М.: Наука, 1989. Кн 1.

5.Кирамова, К.И. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие / К.И. Кирамова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 49-54.

6.Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – С. 20-25.

7.Культурология: Курс лекций: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – С. 115-120.

8.Культурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.И. Шаповалова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – С.36, 40-42.

9.Моисеева, Л.А. История цивилизаций: курс лекций / Л.А. Моисеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 121-138.

10.Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. – М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. – С. 51-65.

11.Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1999. – С. 165- 172.

Тема 3. МЕЖДУРЕЧЬЕ

Учебные вопросы:

1. Шумерские города-государства (6000-2300 гг. до н.э). Древняя Месопотамия (Двуречье) – страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Режим паводков Тигра и Евфрата. Скудность запасов природных материалов (глина, асфальт, тростник). Растительный и животный мир. Географическая открытость региона. Пестрота этнического состава населения долины.

Древнейшие поселения. Развитие ирригационного земледелия, скотоводства ремесел, транспорта, возникновение металлургии, торговли. Образование городов-государств как хозяйственных, политических и культурных центров (Эриду, Ур, Ниппур, Лагаш, Умма, Урук. и др.). Правители и цари. Сакрализация правителей. Возвышение Лагаша. Появление рабства. Источники рабства.

Достижения Шумерской цивилизации. Изобретение письменности. Клинопись. Глиняные книги. Пантеон богов. Представления о смерти и загробном мире. Идея обожествления царей. Шумерское искусство и литература. Мифы о золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше. Систематизация научных знаний: календарь, математика, астрономия, медицина, география, начала филологии. Формирование многоступенчатого храма-зиккурата.

2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.). Первые деспотии Двуречья. Объединение Шумера и Аккада. Деспотическая монархия Саргона Древнего. Усовершенствование ирригационной сети, установление единой системы мер и весов, организация постоянного войска, развитие военного дела, внешние завоевания.

Возвышение Аккада. Обожествление власти правителя. Успешные завоевательные войны при Нарам-Суэне.

Завоевание Месопотамии племенами гутиев. Изгнание гутиев и возвышение Ура. Деспотический характер царской власти. Объединение Месопотамии в единое централизованное государство. Институт наместничества. Развитие земледельческого хозяйства, расширение ирригационной сети. Появление древнейшего судебного кодекса

Энергичная завоевательная политика. Культ царской власти. Ослабление Ура.

Светская и культовая литература. Разработка лунного календаря. Исключительное положение астрологии. Шестидесятеричная система счета. Государственные, храмовые и частные школы

Влияние шумерской культуры на культурное развитие народов Передней Азии.

3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.). Распада Шумеро-Аккадского царства. Возвышение Вавилона Удобное расположение Вавилона. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Сборник законов Хаммурапи. Расширение посевных площадей, создание новых каналов, развитие скотоводства и ремесла, активная внешняя и внутренняя торговля. Структура вавилонского общества: свободные граждане, зависимые люди, рабы. Неограниченная власть царя. Оформление разветвленного бюрократического аппарата. Опора царской власти на армию.Поклонение Мардуку – верховному божеству Вавилонского царства.

Захват Вавилонского царства касситами. Поход хеттов в Вавилонию. Активное использование конницы в военном деле. Восстание против ассирийского и касситского владычества. Начало политического упадока Вавилонии. Возвышение Ассирии.

Правление Навуходоносора IIвремя экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Строительство зиккурата«Вавилонская башня», висячих садов Семирамиды. Вавилон – крупнейший город Древнего Востока.

Искусство и культура. Высокий уровень образованности населения. Техника клинописи. Пантеон богов. Успехи математики. Географические знания. Вавилонский календарь.

4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.). Ассирия – территория в северной Месопотамии. Природные и климатические условия. Выгодное географическое положение. Основные занятия – земледелие, скотоводство, торговля. Караванные пути. Торговые колонии ассирийцев в Малой Азии. Организация военного дела. Начало превращения Ассирии в военную державу. Активная внешняя политика. Завоевание Вавилонии. Политика в завоеванных областях. Основные категории населения Ассирии: рабовладельцы, рабы, свободные земледельцы, ремесленники. Храмовое хозяйство.

Утрата Ассирийским государством контроля над завеванными территориями. Военные поражения Ассирии. Вторжение арамейских племен и упадок Ассирии.

Наследие ассирийской цивилизации. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Достижения в области архитектуры. Строительство ступенчатых башен – зиккуратов . Дворцы-крепости царей. . Ассирийский рельеф. Роспись, цветные изразцы. Искусство и литература. Религии ассирийцев. Опыт Ассирийской цивилизации в мировом цивилизационном процессе.

 

Исторические личности:Асархаддон, Ашшурбанапал, Набопалассар, Навуходоносор, Нарам-суэн, Саргон, Тиглатпаласаре III, Хаммурапи.

Ключевые даты:

VII-IV тыс. до н.э. – образование небольших государств на юге Месопотамии.

III тыс. до н.э. – образование государств Шумера и Аккада.

2000-1200 г. до н.э. – Вавилонский период.

1792-1750 гг. до н.э. – объединение Месопотамии царём Хаммурапи.

1741-1165 гг. до н.э. – Касситская династия.

XVI в. до н.э. – возникновение Ассирии.

1200-700 гг. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.

689 г. до н.э. – разрушение Вавилона ассирийцами.

700-600 гг. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.

539 г. до н.э. – завоевание Вавилона персами.

336 г. до н.э. – завоевание Междуречья Александром Македонским.

 

Основные понятия:Аккад, амориты, гутии, Гильгамеш, зиккурат, касситы, клинопись, хетты, Шумер, Элам.

 

Основная литература:

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 544 с

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для вузов / [кол. авт.: В. Д. Бакулов и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 534 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2011. - 566 с.

Дополнительная литература

1.История цивилизаций: учебное пособие /под ред. к.и.н. Р.М.Гибадуллина. – Набережные Челны: изд-во Камской госуд. инж-экон. акад., 2008. – 255 c.

2."Вариации прекрасного". Мировая художественная культура / Рабочая тетрадь. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Аз", 1997. - 136 с.

3.Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзимба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с.

4.Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1976. - 575 с.

5.Тайны богов и религий / Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. - М.: Вече, 1999. - 576 с.

 

Тема 4. ИНДИЯ

Учебные вопросы:

1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. до н.э.).Возникновение цивилизации в Индии. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и климат. Аллювиальные равнины Инда и Ганга. Культурно-хозяйственные зоны. Этническая и языковая характеристика Индии. Коренное население Индии – дравиды. Культурно-историческая замкнутость региона. Закрытая цивилизация.

Первые земледельческие поселения в долине Инда. Городские центры Мохенджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Медь и бронза. Градостроительная культура и особенности планировки. Политическая организация Индской цивилизации. Религиозные воззрения Индской цивилизации. Недешифрованная письменность. Внешние контакты центров Индской цивилизации. Упадок цивилизации и его причины.

2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.).Цивилизация Ведийской эпохи. Переселение индоариев. Хозяйственное освоение долины Ганга. Начало железного века в Индии. Развитие земледелия и скотоводства. Средства передвижения. Появление имущественного неравенства, рабства.

Политическая организация племен. От семейной общины к сельской. Патриархальная семья. Образование государства. Сословное деление общества. Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. «Дважды рожденные».

Ведическая религия и культура. Культ огня. Культ предков Дэвы и асуры. Брахманы и священное знание. Учение о бессмертии душ. Карма. Древнейший памятник духовной культуры – Веды. Эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна». Развитие медицины.

Государство и власть в долине Ганга. Политическая нестабильность.

3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.).Цивилизация между Гангом и Гималаями. Возвышение и соперничество государств. Магадха. Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Усиление монархической власти. Распространение в Индии буддизма. Превращение буддизма в государственную религию. Образ жизни и обязанности индийцев. Исполнение нравственного закона и поведения (дхарма). Строительство городов, монастырей. Брахманизм. Государственная власть и управление. Экономическое развитие. Распространение железа. Земледелие, скотоводство, ремесло. Рост городов центров ремесла и торговли. Специализация торговли и ремесла. Появление металлической монеты. Речная и морская, внутренняя и внешняя торговля.

Отличительные черты древнеиндийского рабства. Республиканские объединения – «гана».

4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.).Кушано-гуптский период. Вхождение Северо-Западной Индии в состав Кушанского государства. Падение Кушанской империи. Период политической раздробленности.Гуптская империя. Прогресс в сельском хозяйстве. Развитие ремесла. Государственный земельный фонд. Крестьянская община. Развитие частного землевладения. Изменения в положении рабов. Изменения в религиозной жизни.Индуизм.

Научные достижения: математика, астрономия, медицина, химия. Научные трактаты.

5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.).Индийская форма феодализма. Вторжение арабов в Индию. Набеги тюркских завоевателей-мусульман.Делийский султанат. Включение страны в культурную орбиту мусульманского мира. Распространение ислама. Усиление государственной собственности на землю.Развитие экономики. Создание сильной армии. Империя Великих Моголов. Сельская община. Формы государственной собственности на землю – халиса и джагир.

6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора.Открытие Индии португальцами. Португальская, голландская, французская и английская экспансия. Вытеснение купцов-мусульман. Деятельность Ост-Индской компании. Покорение Индии англичанами.Индийское восстание (восстание сипаев) против чужеземного владычества. Изменения в экономическом, культурном и политическом развитии. Борьба за независимость. Создание системы местного самоуправления. Открытие университетов. Появление организаций Индийский национальный конгресс, Мусульманской лиги. Принятие британским парламентом Закона о независимости Индии. Появление государств – Индии и Пакистана. Реформы в постколониальный период. Индия на современном этапе.

Исторические личности:Ашока, Бабур, Бимбисара, Будда, Гупта, Индира Ганди Канишка, Мохандас Карамчанд Ганди, Самудрагупта, Чандрагупта I Маурья, Чандрагупта II Викрамадитья.

Ключевые даты:

III-II тыс. до н. э. – древнейшие города в Мохенджо-Даро и Хараппа.

Конец II тыс. до н.э. – заселение Северной Индии племенами ариев.

Нач. I тыс. до н.э. – возникновение в долине Ганга государств Магадха и Кошала.

326 г. до н.э. – поход Александра Македонского в Индию.

184 г. до н.э. – конец династии Маурьев.

712 г. – завоевание мусульманами Синда и Мультана.

1206 г. – образование Делийского султаната.

1222 г. – первое вторжение монголов в Индию.

1498 г. – открытие морского пути Васко да Гамы в Индию.

1857-1859 гг. – восстание сипаев

1947 г. – предоставление Индии независимости.

Основные понятия:арии, Веды, гана, гандизм, даса, дравиды, индуизм, Махабхарата, каста (варна), Рамаяна, санскрит.

 

Основная литература:

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 544 с

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для вузов / [кол. авт.: В. Д. Бакулов и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 534 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2011. - 566 с.

Дополнительная литература

1.История цивилизаций: учебное пособие /под ред. к.и.н. Р.М.Гибадуллина. – Набережные Челны: изд-во Камской госуд. инж-экон. акад., 2008. – 255 c.

2.Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. - М.: Вост. лит., 1994.

3.Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. - СПб: Алетейя, 2001.

4.Вигасин А.А. Ашока - царь Магадхи и правитель Вселенной // Государство на древнем Востоке. - М.: Вост. лит., 2004.

5.Вигасин А.А., Лелюхин Д.Н. Держава Маурьев и проблема древневосточного государства // Гуманитарная наука в России. Соровские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. - М., 1996.

6.История Востока. I. Восток в древности. - М.: Вост. лит., 1997.

7.Самозванцев А.М. Индия: религия, верования, обряды (древность и средневеко- вье). - М.: ИВ РАН, 2003.

 

Тема 5. КИТАЙ

Учебные вопросы:

Природно-географические и исторические предпосылки развития китайской цивилизации. Особенности формирования Китайской цивилизации. Природно-географические и климатические условия. Разнообразие ландшафтных и природных условий. Богатство флоры и фауны. Обилие полезных ископаемых. Этнический состав населения Китая. Долина реки Хуанхэ – древнейший очаг раннеземледельческих культур. Бассейн реки Янцзы. Культуры Яншао, Луншань – колыбель Китайской цивилизации. Неолитическая раннеземледельческая культура Яншао. Основные занятия: земледелие, скотоводство, рыболовство, прядением и ткачество, расписная керамика. Луншаньская культура: крупные укрепленные поселения, оседлое палочно-мотыжное земледелие, скотоводство, специализация ремесла, зачатки обработки металла, изобретение колеса, появление гончарного круга, новшества в строительном деле.

2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.).Древнейший период Китайской цивилизации. Первое государство КитаяШан (Инь). Первые урбанистические центры. Великий город Шан. Административно-политическая структура Шанского государства. Функции шанского правителя (вана). Формирование деспотической государственности. Земледелие, садоводство, скотоводство. Развитие ремесел, обособление ремесла от земледелия. Шелкопрядение. Монументальное строительство, градостроительство. Бронзолитейное производство. Торговля, появление средства платежа. Милитаризованный характер Шанского государства. Десятитысячная армия воинов-профессионалов. Китайское войско и завоевательные войны. Социальная структура шанского общества. Разветвленный бюрократический аппарат. Обрядная культовая практика. Культ предков-покровителей. Верховное божество – Шанди. Гадания и гадатели. Появление пиктографического письма.

3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.).Цивилизация эпохи Чжоу. Государство в бассейне реки Хуанхэ. Развитие земледелия. Образование объединенного государства. Учение о божественном происхождении царской власти. Небесный мандат. Правитель – сын Неба. Складывание эффективной централизованной администрации. Специфика китайской общины.

Укрепление власти удельных правителей. Борьба с кочевниками. Сепаратизм знати. Внутриполитический кризис. Распад централизованного государства. Упадок власти вана. Борьба княжеств за гегемонию и власть.

Переход от общинной собственности на землю к частной, социальное расслоение. Освоение техники обработки железа. Освоение новых земель. Сдвиги в развитии ремесла и земледелия. Развитие культуры поливного земледелия. Строительство каналов, шлюзов, дренажные работы. Расцвет ремесел: шелкоткацкого, керамического, деревообработки, лакового, металлургического, кораблестроения. Развитие товарно-денежных отношений. Введение металлической монеты. Появление новой знати – выходцев из низов.

Идеологическая борьба в Китае. Деятельность Конфуция. Появление множества философских школ. Конфуцианство – школа служилых людей. Социальный идеал и порядок. Конфуцианское воспитание и образование. Конфуцианство как регулятор жизни. Даосизм. Недеяние – как высшее мастерство жизни. Теория гуманного управления. Моизм.

4. Империя Цинь.Первое централизованное государство Китая. Возвышение княжества Цинь. Император Цинь Ши-хуанди. Циньская империя. Создание системы централизованного управления. Реформы: земельная, налоговая, административная. Критерий знатности – богатство и личные заслуги перед императором. Введение круговой поруки, единого письменного законодательства, ликвидация наследственных титулов и привилегий знати, изъятие оружия, унификация мер и весов, введение единой денежной системы и малого упрощенного письма и т.д. Строительство дорог, Великого китайского канала,Великой китайской стены. Развитие теории легизма. Политическая оппозиция и гражданская война. Падение династии Цинь.

5. Эпоха династии Хань.Цивилизация эпохи династии Хань. . Cпецифика эпохи династии Хань – реформы, конфуцианство как господствующая религия и внешнеполитическая экспансия. Реформы Лю Бана. Провозглашение земледелия основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием. Восстановление земледелия, ремесла и торговли. Рост числа городов. Развитие внешней торговли. Великий шелковый путь.

. Введение системы обязательных экзаменов для чиновничества. Ученый-бюрократ. Признание конфуцианства официальной идеологией Китая. Принцип круговой поруки. Жесткий порядок жизни общества. Военная политика и внешняя торговля. Контроль над Великим шелковым путем. Рост крупного землевладения (сильных домов). Законодательство Ван Мана. Распад государства Хань.

6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления.Древнекитайское общество – типичная восточная деспотия. Власть императора. Божественное происхождение власти императора. Император – отец большой семьи – государства. Функции императора. Культ семьи. Круговая порука. Рабство в Китае. Структура китайского общества: аристократия, чиновничество, ученые, земледельцы. Религия древнего Китая. Незначительная роль духовенства. Культ предков. Вытеснение религиозных норм этическими нормами, этикетом. Обращение к ритуалам и традициям. Принцип невмешательства.

Древнекитайская мифология.

7.Достижения материальной и духовной культуры.Земледелие – основа экономики Китая. Строительство ирригационных сооружений, искусственные каналов, дамб. Развитие ремёсел: лака, шелководства, фарфора. Развитие торговли. Экспорт, импорт. Функционирование Великого Шелкового пути. Китай – самая урбанизированная страна древности. Технические открытия и изобретения. Великая Китайская стена – одно из крупнейших сооружений древности. Архитектура. Строительствопагод, дорог. Усыпальница императора Цинь Ши-хуанди.Использование нефти и природного газа, пороха.

Система образования в Китае. «Школа образованных людей» – первая общедоступная школа. Древнекитайская историография. Иероглифическое письмо. Развитие литературы. Зарождение театра. Фресковая живопись.

8. Роль и место древнекитайской цивилизации в мировой истории.Китай – классический образец цивилизации циклического типа. Влияние китайской цивилизации на окружающий мир.

Исторические личности:Конфуций, Лао-Цзы, Ли Сы, Лю Бан, Мо-Цзы (Мо-Ди), Сыма Цянь, Чжан Цянь, Цинь Ши-Хуанди, Шан-Ян.

 

Ключевые даты:

XVIII-XII вв. до н.э. – эпоха династии Шан(Инь).

XI-III вв. до н.э. – эпоха династии Чжоу.

532 г. до н.э. – Конфуций основал первую общедоступную школу в Китае – Жу-цзя – «Школу образованных людей».

221-206 гг. до н.э.– эпоха империи Цинь.

206 г. до н.э.-220 г. – эпоха империи Хань.

209-206 гг. до н.э. – народное восстания в Китае, возглавленное Лю Баном, основателем династии Хань.

125 г. до н.э. – учреждение Государственной академии – Го-сюэ.

18 – 27 гг. – восстание краснобровых.

184 – 185 гг. – восстание «Желтых повязок».

Основные понятия: ван, Великая Китайская стена, Великий Китайский канал, Великий шелковый путь, дао, Го-сюэ, даосизм, конфуцианство, легизм, моизм, пагода, теории Мандата Неба, Хуанди, «Чжоу-ли», Шанди.

 

Основная литература:

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 544 с

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для вузов / [кол. авт.: В. Д. Бакулов и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 534 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2011. - 566 с.

Дополнительная литература

1.История цивилизаций: учебное пособие /под ред. к.и.н. Р.М.Гибадуллина. – Набережные Челны: изд-во Камской госуд. инж-экон. акад., 2008. – 255 c.

2.Всемирная история: В 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Литература. Т.5: Становление государств Азии, 1998. - 512 с.

3.Всемирная история: Учебник для студ. Вузов / Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, С.Д. Бородина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 496 с.

4.Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995. - 423 с.

5.Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

6.Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 352 с.

7.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2004. – 352 с.

8.Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. – М., 1999. – 219 с.

9.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Краткий курс: многоуровневое учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

 

Тема 6. ДРЕВНИЙ ИРАН

Учебные вопросы:

 

1. Держава Ахеменидов (550-330гг. до н.э.).Природно-климатические и географические условия складывания цивилизации Ирана. Появление иранцев на территории современного Ирана.. Богатые полезные ископаемые. Население Иранского плато. Иранцы – преобладающий этнос. Мидийцы и персы.

Образование государcтва Мидия. Консолидация персов и образование государства. Город Пасаргады – первая столица Персидского государства. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Роль армии. Создание Ахеменидами первой в древнем мире крупной полиэтнической империи. Египетский завоевательный походКамбиза. Борьба за власть в Персидской державе.

Персидское государство величайшая восточная деспотия. Воцарение Дария I. Реформы царя царей: организация сатрапий, новая налоговая система, введение дарика, дорожное строительство, особая служба связи, реорганизация армии и военного дела. Развитие ремесла, торговли, строительства. Военная политика Дария. Войны против греков. Ослабление могущества персов.

Разгром державы Ахеменидов Александром Македонским.

Письменность. Отличительные черты искусства эпохи Ахеменидов. Монументальная скульптура. Бехистунская скала. Рельефы, роспись. Древнеперсидский календарь. Зороастрийский календарь. Культ Ахурамазды.

2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.).Государство Селевкидов – одно из самых больших эллинистических государств. Форма земельной собственности. Роль рабства. Чеканка золотой серебряной монеты. Сочетание в организации управления государством местных и эллинистических элементов. Деление государства на сатрапии. Значение армии. Состав армии.

3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.).Иран династии Аршакидов – могущественная переднеазиатская держава, не ставшая единым монолитным государством. Возникновение государства Парфия. Расширение границ Парфянского государства. Римско-парфянские войны и их последствия. Парфия – конгломерат разнородных стран, народов и племен.

Сельская община. Царские земли. Храмовое землевладение. Землевладения парфянской и местной власти. Государственное устройство Парфянского царства.

Множество стилей монументальной живописи. Местные религиозные культы. Внутренняя неустойчивость государства и попытки реформ. Падение династии Аршакидов и приход к власти представителей Сасанидской династии.

4. Сасанидский Иран (226-651гг.).Начало династии Сасанидов. Войны с Римом и расширение владений. Превращение сасанидского Ирана в единое государство. Создание централизованного государственного аппарата. Система сословий. Превращение культово-обрядовых норм зороастризма в обязательные для всех. Армия. Положение царя. Царская администрация.

Ирригационные работы. Дальнейшее развитие производительных сил. Рост торговли – внутренней, вывозной и транзитной.

Сасанидский Иран при Хосрове I Формы феодальной собственности на землю. Земельно-налоговые, военно-административные реформы и их последствия. Развитие международной транзитной торговли, ремесла, сельского хозяйства.

Усиление внутреннего кризиса, междоусобицы, ослабление Ирана и падение династии Сасанидов. Исламизация Ирана и интеграция в мусульманскую цивилизацию.

Культура, архитектура, особый монументальный стиль, прикладные художественные изделия. Литературные памятники: героико-эпические сказания, исторический, стихотворный роман. Сасанидское право. Энциклопедия научных знаний. Трактат о военном деле.

Престиж знаний в Сасанидском Иране. Центры научных знаний. Высшая богословская школа. Медицинская академия. Первый на Востоке университет.

5. Религиозно-мировоззренческие представления.Древние иранские культы. Религиозно-мировоззренческая система – зороастризм как общеиранская, государственная религия.Пророк Заратустра. Авеста – собрание священных книг. Еретические движения: манихейство,маздакизм.

6. Правовая система.Правовые системы и институты. Кодификация законов. Преступления против царя. Царские судьи. Круговая порука. Виды преступлений. С



2016-01-26 453 Обсуждений (0)
Тема 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)