Экономическая часть дипломного проекта
2.1 Общие положения
Экономический раздел дипломного проекта включает расчеты, необходимые для оценки эффективности инвестиций по мероприятиям технического и технологического совершенствования производства, участков, цехов и других объектов ДП. Эффективность — это мера целесообразности принятия решения в отношении осуществления капвложений или инвестиций. Инвестиции — это совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты с целью получения прибыли, прироста капитала и других выгод. Реальные инвестиции представляют собой более широкое понятие, чем капвложения, так как включают вложения в основной капитал и вложения в оборотный капитал. Экономическая эффективность представляет собой соотношение экономического эффекта (результат) и затрат (инвестиции), вызвавших этот эффект. В качестве экономического эффектаиспользуют экономический результат любой предпринимательской деятельности – прибыль предприятия, а точнее тот прирост прибыли (ΔП, руб.), что получен от внедрения инновационного мероприятия. Положительная динамика прибыли возможна в двух, следующих случаях. 1. При неизменных доходах предприятия (неизменная цена, объемы реализации продукции), снижается себестоимость производства, и предприятие экономит свои средства. Годовая экономия затрат и будет представлять собой экономический эффект. 2. При улучшении потребительских свойств, повышении качества продукции, доходы от ее реализации увеличиваются (за счет увеличения цены, роста продаж) при неизменных (или менее значительно меняющихся) затратах на производство. Увеличение дохода (за минусом увеличения затрат) представляет собой экономический эффект. Возможен, конечно, и комплексный вариант одновременного сочетания обоих источников прироста прибыли предприятия. В качестве затрат в самом простом варианте внедрения инноваций (оборудования, технологии, методов организации труда, др.) выступают единовременные прямые капитальные затраты – И, руб. (капитальные вложения, инвестиции) на приобретение этих новых средств производства, технологии, орудий труда. И - рассчитываются как единовременные затраты. Определение прироста прибыли производится в расчете на годовой объем производства при использовании внедряемого мероприятия. В этой связи расчет коммерческой эффективности динамическим методом, основанный на дисконтировании денежных потоков (влияние инфляционных процессов) даст тот же результат, что и расчет экономической эффективности. Мероприятия, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия, представляют собой процесс обоснования, выбора и реализации наиболее эффективных форм вложений капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. Для выбора наилучшего варианта кроме показателя экономической эффективности (при одинаковом значении показателя экономической эффективности) используют сравнительный анализ по ряду других экономических (производительность труда, фондоемкости, энергоемкости, трудоемкости и др., может даже социальных аспектов), технических и прочих, отражающих все свойства проектов, показателей. При выполнении дипломных проектов кроме выбора наилучшего варианта технического решения необходимо рассчитать срок окупаемости инвестиций.
2.2 Расчет инвестиций по проекту
Цель этого раздела экономической части ДП - рассчитать потребные для внедрения проекта инвестиции в денежном выражении, исходя из действующих на момент внедрения цен на подвижной состав, оборудование, строительно-монтажные работы и пр. Дипломник в начале этого раздела дает краткий план расчетов: - из каких статей затрат в его конкретном случае должны сложиться в итоге инвестиции по проекту; - из чего (из каких составляющих) будет определяться экономический эффект после внедрения проекта в производство. В состав инвестиций по проекту входят: стоимость необходимых для осуществления внедряемого мероприятия зданий, подвижного состава, машин, оборудования, поточных линий, установок с учетом издержек на их доставку и монтаж или на модернизацию действующего оборудования. Кроме того, необходимо учитывать стоимость всех вспомогательных механизмов, устройств, сооружений, которые необходимы для нормальной работы при внедряемом мероприятии, если их состав и стоимость изменяются при проведении рассматриваемых мероприятий в сравнении с исходным вариантом. Для расчета суммы инвестиций составляется основной документ — спецификация оборудования, вводимого по проекту (табл.1). Подбор оборудования выполняется дипломником исходя из технологических расчетов. Таблица 1 - Стоимость и наименование вводимого оборудования
Стоимость монтажных работ принимается в размере 3-7 % от стоимости монтируемого оборудования (при этом в расчет стоимости монтажных работ следует включать только те позиции оборудования, которые требуют монтажа): С монт = С об * 0,03 -:- 0,07.(1) При проведении технического перевооружения рекомендуется учитывать остаточную стоимость (принимается по данным бухгалтерского учета предприятия) выводимого оборудования (С вывод),которая уменьшает сумму инвестиций. При проведении строительно-монтажных работ (СМР), инвестиции в строительно-монтажные работы (С смр)дипломник может представить по своему выбору одним из двух вариантов: - исходя из документально известной стоимости строительства (или ремонта) здания (сооружения, помещения, с учетом или без учета инженерных сетей) аналогичного или близкого по характеристикам проектируемому. Далее, пропорционально площади строительства (S, м.кв.) или строительному объему (V, м.куб.) определяется стоимость СМР проекта. - по коммерческой смете на необходимые СМР. Для этого дипломник определяет виды строительных работ, объемы работ и рыночные расценки на их выполнение. Этот вариант удобен для определения стоимости косметических ремонтов помещений, зданий. Сумма инвестиций по проекту составит: И = С об + С монт + (В вывод – С вывод) + С смр, (2) где В вывод — выручка от реализации выводимого оборудования, руб.
2.3 Расчет текущих (эксплуатационных) затрат По дипломному проекту рассчитываются текущие (эксплуатационные) затраты, т. е. все затраты, производимые по проекту при реализации производственной деятельности в течение расчетного года.
2.3.1 Оплата труда
В этом разделе рассчитывается годовой фонд оплаты труда (ФОТ) предприятия. Расчет производится по категориям работающих: - водители; - ремонтные рабочие; - административно-управленческий персонал (АУП); - младший обслуживающий персонал (МОП). Но прежде необходимо определить расчетную численность работников по каждой категории. Численность водителей и ремонтных рабочих должна быть определена на основе рассчитанной ранее в ДП трудоемкости и годового фонда рабочего времени рабочих. Количество АУП и МОП для новых и реконструируемых предприятий принимается исходя из предложенной в ДП организационной структуры управления предприятием. Для каждой группы работающих, дипломник должен предложить и обосновать формы и системы оплаты труда для персонала. Расчеты выполняются в табличной форме, отдельно для каждой категории работников, например табл.2, 3, 4.
Таблица 2 - Расчет расходов на оплату труда водителей (повременно-премиальная система оплаты)
* Здесь и далее имеются ввиду страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При работе по обшей системе налогообложения (по налогу на прибыль) ставка страховых взносов составляет 26,0 % и дополнительно норматив отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве 0,4 %, всего 26,4 % (размеры отчислений приведены для 2011 года, в дальнейшие периоды размеры страховых взносов будут изменяться). При работе по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) или упрошенной системе (ЕН) уплачивается размер страховых взносов в пенсионный фонд, равный 14 % и 0,4 % (минимальный) страхование от несчастных случаев на производстве (размеры отчислений приведены для 2010 года, а с 2011 года размеры отчислений изменяются). Таблица 3 - Расчет расходов на оплату труда ремонтных рабочих
Окончание таблицы 3
Таблица 4 - Расчет расходов на оплату труда прочих категорий персонала
При заполнении каждой таблицы необходимо приводить формулы, на основании которых производились расчеты. Для расчёта ФОТ ремонтных рабочих необходимо распределить трудоемкость работ по ТО и ТР по разрядам работ. Для этого используют Единый Тарифно-Квалификационный Справочник (ЕТКС)[10] и уже сложившуюся на предприятии структуру распределения объемов работ по видам ремонтных воздействий. Для расчета годовых затрат АТП на перевозки расходы на оплату персонала с учетом страховых взносов учитывают по разным статьям расходов: · заработная плата водителей - на одноименную статью; · заработная плата ремонтных рабочих - включается в статью расходы на ТО и ТР (необходимые комментарии по этой статье даны ниже); · заработная плата (оплата) прочих категорий персонала - включается в статью “накладные расходы”.
2.3.2 Расчет расходов на топливо для подвижного состава
Общая потребность автотранспортного предприятия в топливе по i-й марке автомобилей (Тоi): T oi = T эi + T зi + T гi. (3) Расход топлива на эксплуатацию автомобилей i марки (T эi) определяется в зависимости от типа подвижного состава: а) для грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в ткм: T эi = T Li + T pi. (4) б) для автомобилей-самосвалов: T эi = T Li + T ei. (5) в) для грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в ткм (с почасовой оплатой): T эi = T Li. (6) Расход топлива на пробег по i марке (T Li )определяется по формуле:
T Li = H 100кмi * Lo i/100 . (7) где H100кмi - норма расхода топлива на 100 км пробега по i марке автомобилей, л/100 км. Расход топлива на транспортную работу по i марке автомобилей (Т pi) находится по формуле: T pi =H 100ткмi* Р ткм i / 100. (8) Норма расхода на транспортную работу (на каждые 100 ткм) - Н 100ткм - принимается по [23]. Расход топлива на ездки с грузом для самосвалов i марки (T ei) определяется умножением нормы расхода топлива на каждую ездку с грузом (0,25 л) на общее количество ездок с грузом ( n ег) Т еi = 0,25 * n ег. (9) Надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время по i марке подвижного состава (T зi) определяется исходя из величины топлива на пробег и транспортную работу (ездки) и климатических особенностей района: T зi = (T эi * Н n * М з) / (12 *100), (10) где Hn - надбавка к расходу топлива в зимнее время, % Нз - число зимних месяцев в году. Расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности АТП по i марке подвижного состава (Т гi) принимается до 0,5% общего расхода топлива, потребляемого АТП по этой марке подвижного состава: T гi = 0,005 ( Т эi + Т зi ). (11) При определении норм расхода топлива следует учитывать специфику работы автомобилей (грузовых и самосвалов, установку на шасси автомобиля специализированных кузовов, дорожные условия и т. п.). Общие расходы на топливо находятся перемножением общей потребности в топливе i вида на цену единицы соответствующего вида топлива. Все расчеты сводятся в табличную форму, например табл. 5. Таблица 5 - Расчет расходов на топливо для подвижного состава
Окончание таблицы 5
2.3.3 Расчет расходов на смазочные и прочие эксплуатационные материалы
Расходы на смазочные и эксплуатационные материалы принимаются и рассчитываются в виде нормируемой доли от расхода топлива. Нормы расхода масел и смазок приведены в [23]. Сводный расчет представляют в табличной форме (например, по форме табл. 7).
Таблица 7 - Расчёт расходов на смазочные, обтирочные и прочие эксплуатационные материалы
2.3.4 Расчет расходов на замену автомобильных шин Расходы на автошины (С ш)определяются как общая сумма затрат по каждой марке эксплуатационного автотранспорта: Сш = Цш * пк * Lобщ / Lшн, (12) где пк — количество колес на автомобиле (автобусе) используемой марки без запасного, ед.; Lобщ — пробег шин используемой марки, км; Lшн — норма пробега используемой марки шин, км; Цш— цена автошины используемой марки, руб. Таблица 8 - Расчёт расходов замену шин
2.3.5 Расчет амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава и других объектов основных средств Амортизационные отчисления рассчитываются для того, чтобы быть учтенными в себестоимости производства транспортных услуг по проекту, и, кроме того, для определения суммы финансовых источников для окупаемости инвестиционного проекта. Расчет амортизационных отчислений (З аi) производится линейным методом. При этом необходимо произвести группировку всех объектов основных фондов, находящихся на бухгалтерском балансе предприятия в соответствии с классификатором основных средств (Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.02) З аi = Н аi * Цi / 100 (13) Н аi = (1 / Т п.исп.i ) * 100% (14) где Н аi – годовая норма амортизации по i – объекту основных средств, % Цi - первоначальная стоимость единицы i – объекта основных средств, руб. Т п.исп.i = срок полезного использования i – объекта основных средств, лет. Результаты расчета представить в таблице по форме табл. 9. Таблица 9 - Расчёт амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава и других основных средств
2.3.6 Расчет расходов на ТО и ремонт
Эта статья расходов включает расходы на ремонтные материалы, агрегаты и запасные части для подвижного состава (расчет выполняется в таблице по форме табл. 10) и расходы на оплату ремонтных рабочих с учётом страховых взносов (итог расчёта в табл. 3).
Таблица 10 - Расчет расходов на запасные части и ремонтные материалы для подвижного состава
При заполнении табл. 10 расчет ведется по следующим формулам: Зз.чi = (Н з.чi * L oi) / 1000, (15) З мi = Н мi * L oi / 1000, (16) где З з.чi и З мi – расходы за год соответственно по запасным частям и ремонтным материалам по i-й марке автомобилей, руб; Н з.чi и Н мi - нормативы расходов соответственно на запасные части и ремонтные материалы по i-й марке автомобилей, руб/1000 км При определении расходов на запасные части предварительно производится корректировка нормы расхода на запасные части в соответствии с “Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта” [25] в зависимости от условий эксплуатации (К1), модификации подвижного состава и организации его работы (К2), природно-климатических условий (К3). Результирующий корректирующий коэффициент К равен: К = К1 * К2 * К3. (17) 2.3.7 Расчет накладных расходов Перечень основных статей накладных расходов, учитываемых в расчетах текущих затрат предприятия, представлен в табл. 11. Содержание составляющих накладных расходов и порядок их расчета обсуждаются с преподавателем - консультантом по экономической части ДП. Таблица 11 - Расчет накладных расходов
2.3.8 Расчет налогов, относимых на себестоимость
Перечень налогов и сборов предприятия, рассчитываемых в ДП, обсуждается и уточняется с преподавателем – консультантом. Примерный перечень приведен в табл. 12.
Таблица 12 - Налоги, включаемые в расходы, связанные с оказанием услуг и сведения, необходимые для их расчета
* Плательщики страховых взносов – лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. ** В соответствии с главой 25 НК РФ отмеченные налоги и сборы включаются в состав расходов, учитываемых при определении величины прибыли, полученной (планируемой к получению) налогоплательщиком.
2.3.9 Полные годовые эксплуатационные (текущие) затраты
Результаты выполненных расчетов по разделу и планируемые значения составляющих текущих издержек предприятия (годовой себестоимости перевозок) заносятся в таблицу аналогичную табл. 13.
Таблица 13 – Полные годовые расходы на перевозки
2.3.10 Расчет величины запасов собственных оборотных средств
При расчете потребности предприятия в запасах собственных оборотных средств следует воспользоваться таблицей аналогичной табл. 14. Расчет ведется по формуле: ОС кi = З обi * Н обi / Дк, (18) где ОС кi - планируемая потребность компании в i - элементе собственных оборотных средств, руб; З обi - планируемые общие затраты за год по i - элементу собственных оборотных средств, руб; Н обi - продолжительность запаса по i - элементу собственных оборотных средств, дни; Дк – календарные дни в году, 365 дней. Дни запаса для расчета можно принять следующими: - топливо для автомобилей - 4 дня - смазочные, обтирочные и прочие эксплуатационные материалы - 10-15 дней - запасные части для автомобилей - 20-30 дней - ремонтные материалы - 20-30 дней - малоценный и быстро изнашивающийся инвентарь - 250 дней - спецодежда - 100 дней - топливо для котельной - 80 дней. Потребность в фонде оборотных агрегатов принимается в размере 1-3% от стоимости комплектов агрегатов, необходимых на весь парк подвижного состава. Стоимость комплектов агрегатов для расчета можно принять в размере 55% от стоимости автомобилей. Потребность в прочих собственных средствах принимается равной 10% от общей потребности в собственных оборотных средствах. Таблица 14 - Расчёт потребности предприятия в собственных оборотных средствах
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |