Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


градостроительных структур



2016-01-26 1537 Обсуждений (0)
градостроительных структур 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Градостроительная композиция определяет создание художественно-выразительной градостроительной среды, пространственно организованных архитектурных объектов. Именно поэтому объемно-пространственная композиция города приобретает первостепенное значение в градостроительных проектных решениях.

Формирование композиции градостроительного образования всегда происходит в определенной художественно-образной системе общественного сознания тех стран, где происходит расселение. Градостроительное творчество с точки зрения формирования художественных образов в виде законченных произведений архитектуры идет либо самопроизвольно, либо профессионально. На первичных примитивных стадиях развития, когда жилище формируется всеми членами социальной группы, художественно-композицион-ный образ прежде всего жилища и ансамбля жилищ возникает самопроизвольно в результате функционального отбора строительных средств и материалов. На более высоких ступенях развития градостроительной культуры уже выделяются группы профессиональных строителей и архитекторов, которые постоянно производят отбор наиболее ценных композиционных средств и приемов.

Строительная деятельность трансформируется в архитектурно-художественную, когда строительство осуществляется по определенному замыслу, где художественно-образная концепция реализуется в виде определенной градостроительной композиции застройки.

Теория градостроительной композиции рассматривает и определяет композиционные приемы и принципы построения архитектурных объемов градостроительных объектов на планировочных уровнях визуального ряда (группа домов, городской ансамбль, градостроительный комплекс), а также выявляет и анализирует композиционные закономерности развития генеральных планов городов, градостроительных систем, региональных и национальных схем урбанистического освоения территорий.

Рассмотрение объектов и их анализ с точки зрения теории градостроительной композиции необходимы для выявления следующих особенностей города: функционально-художественное единство градостроительной среды, слитность градостроительного объекта с природным окружением, динамичность изменения градостроительной среды, единовременное восприятие крупных градостроительных структур и общностей. Для развития объемно-пространственной композиции города характерен многостадийный и продолжительный процесс формирования градостроительной среды.

Для оценки композиционных решений в градостроительном проектировании необходимо провести композиционно-градостроительный анализ факторов и условий развития городских образований. Необходимо проанализировать композиционные особенности объектов и элементов различных уровней градостроительных образований от отдельного здания до городского ансамбля, от генерального плана до региональных схем расселения. Композиционный анализ в градостроительстве необходим для оценки объектов, физические размеры которых не поддаются единовременному восприятию, для строительства которых необходим многостадийный процесс формирования, для их осуществления необходим и многостадийный проект с несколькими вариантами развития.

Композиционно-пространственное решение градостроительных объектов задается функциональными требованиями к градостроительной планировочной структуре, природными условиями и техническим уровнем развития строительства на определенном этапе развития цивилизации. Эти требования и условия ограничивают поле композиционного поиска и возможности архитектурно-художественных интерпретаций окончательного проектного решения. Однако варианты этого решения могут быть многообразны и индивидуальны и могут выражать различное художественно-образное состояние градостроительной структуры.

Выразительные средства и композиционные приемы в градостроительной композиции складываются в виде определенной типологической системы. В градостроительной композиции, как правило, широко используются известные из истории градостроительства образцы урбанистических структур. Современные функционально-пространственные требования диктуют новые параметры и геометрию проектируемой архитектурно-градостроительной среды. Ландшафтно-климатические условия окончательно определяют градостроительную композицию по степени замкнутости и открытости составляющих структур.

Например, градостроительная структура может развиваться как в условиях песчаной или каменистой пустыни, в виде оазиса или в виде застройки вдоль берега океана, моря, озера, так и на холмистой равнине, покрытой лесом. Горные условия в целом ограничивают территориальное освоение, диктуя главные направления развития. Природный ландшафт влияет на такой важный компонент градостроительной композиции, как силуэтно-ритмический ряд архитектурных массивов застройки. Уровень технологического развития строительства задает стандартные размеры композиционных элементов урбанистических структур. Композиционно-про-странственные характеристики техногенного города приобретают черты урбанистического пейзажа, где объем градостроительной массы полностью замещает естественный ландшафт.

Наиболее важная задача градостроительной композиции – это сочетание городских объектов и природного окружения, например: застройка центра города, вдоль берега реки, моря, океана, размещение жилых массивов в межгорной котловине или вдоль цепи холмов. Таким образом, можно выявить два планировочных типа композиции: точечно-локальный тип и линейно-осевой. Кроме того, в соответствии с природным фоном застройки расставляются градостроительные акценты или высотные доминанты. Композиционные доминанты и крупные элементы членения городской застройки формируют общий облик города и его панорамы.

Для решения объемно-пространственной композиции города важна значимость и целостность элементов и объектов градостроительной системы. Иерархия элементов композиционной системы выстраивается в определенный ряд зависимостей отдельных элементов композиции между собой. Целостность композиции градостроительной системы как раз и характеризуется продуманной иерархией элементов и составных частей композиции. Соподчиненность элементов по иерархии выстраивается при помощи акцентных (доминантно-высотных) и рядовых, повторяющихся форм градостроительной композиции. Доминантность обеспечивается величиной архитектурного элемента, либо его собственной (Нью-Йорк, Манхэттен), либо расположением элемента на возвышенном участке местности (Монмартр в Париже).

Композиционная значимость объекта в системе планировки определяется также и размещением в точках схода оптических лучей, замыкающих перспективу улиц, проспектов, в центре композиционно-планировочных визуальных осей и линий Ритмическое чередование доминантных и фоновых элементов композиционно расчленяет систему на более и менее значимые участки. Образ целостности создается единым стилем, материалом, цветом архитектуры. Целостность может быть достигнута и природным окружением градостроительной системы, единой материально обозначенной границей города (крепостные стены, валы, рвы, реки, горы и т.д.). Объемно-пространственная композиция центра города в непосредственной близости от акваторий тесно связана с выбором масштаба, формы, объема, высоты зданий, соотнесенных с размером водного зеркала. Нередко очертание берега может влиять на постановку вертикалей: их обычно располагают в ключевых узлах – на излучине рек или характерных выступах берега (мыс, стрелка).

Единый замысел композиции генерального плана градостроительного образования, а также единая система развития поселения, динамика этого процесса формируют композиционную целостность. Средством достижения композиционной целостности является обеспечение градостроительного многообразия элементов и фрагментов архитектурной массы в рамках одной и той же пространственной целост-ности.

Правильное соотношение в композиции многообразия и однообразия элементов является одним из условий формирования целостной архитектурной композиции. Монотонное повторение одинаковых элементов архитектурной массы (домов, ансамблей, геометрических форм), как правило, лишает композицию завершенности, мы не видим композиционного окончания, мысленно продолжая множить выбранную форму на все видимое пространство.

Излишняя композиционная усложненность, постоянное противопоставление одних элементов другим, контраст в формах и материале могут полностью нарушить целостность композиции. Для того чтобы этого избежать, необходимо изучить средства и композиционные приемы, присущие данному градостроительному пространству, выявить свойства неразрывности этого пространства. Целостность градостроительной композиции может быть нарушена крупными объемами новых архитектурных массивов, что бывает трудно избежать при реконструкции исторических городов и населенных мест. Важным условием создания целостности композиции является обеспечение соразмерности, сочетаемости элементов и также их масштабности. Это достигается с помощью архетипических форм и композиционными средствами пространственного построения: симметрией и асимметрией отдельных объектов и комплексов, планировочными модулями крупных архитектурных массивов.

Объемно-пространственная композиция современного города определяется его планировочной структурой, которая обусловлена развитием функциональных, транспортных, природных, социальных процессов. Планировочная форма городских образований закрепляется в определенной конфигурации плана, площади, протяженности, плотности застройки. Планировочная структура города составляет наиболее устойчивую, мало изменяемую во времени пространственную основу городского поселения.

Самое большое влияние на формирование городской планировочной структуры оказывает транспортная инфраструктура городского образования. Именно на пересечении магистралей, в узлах и на осях транспортной системы, и на прилегающих к этим элементам территориях располагаются места наиболее важные с точки зрения размещения крупных или доминантных городских объектов. Крупные элементы и членения городской структуры формируют общий облик города и его панорамы. Межосевые территории и периферия, окружающая центр, заполняются типовыми архитектурными объектами с разной плотностью застройки и составляют фон для центров архитектурной композиции.

В процессе развития объемно-пространственной композиции города можно выявить следующие основные схемы организации городского пространства:

1. Компактные (центрические) планировочные структуры, как правило, имеют круглую или полукруглую форму моноцентрической структуры с одним центром города и располагающейся вокруг него периферии. Композиционное единство обусловлено компактной формой плана. Равноудаленность центра является бесспорным достоинством данной структуры.

2. Линейные структуры городской планировки имеют исторический композиционный архетип в виде непрерывного ряда зданий и сооружений вдоль дороги, берега моря, океана, реки, у подножия горного массива. Современная линейная композиция развивается вдоль транспортных магистралей, либо автомобильных, либо железнодорожных. Линейная структура диктует вытянутую форму генерального плана и расположение фоновой архитектурной застройки лентами, параллельными друг другу. Положительными моментами линейной композиции является близость к природному окружению и транспортным магистралям.

3. Сетевая планировочная структура города композиционно равномерно развивается по всем направлениям освоения территории в прямоугольных геометрических формах плана. Простейшие типы сетевого генплана известны с греко-римской «гипподамовой» системы. В настоящее время композиция генерального плана города развивается в виде большого разнообразия ортогональных, диагонально-прямоугольных и многоугольных планов. В процессе развития городской планировки может происходить трансформация одной планировочной композиции в другую, сочетание разновременных типов планировки на разных этапах завершения (рис. 3.3).

Изучая хронограмму развития градостроительной композиции двух древнейших городов мира Афин и Рима, можно выявить, что Афины за две тысячи лет развития не менее трех раз превращались из города в поселок. Рим после распада Римской империи из крупнейшего города мира превратился в малый город и оставался таковым на протяжении почти девяти веков. В настоящее время это опять крупнейшие столичные города Европы. Вполне закономерно, что их объемно-пространственная композиция претерпевает достаточно крупные изменения. Так увеличение размеров моноцентрической градостроительной структуры ведет к удалению и изоляции периферии от композиционного центра. Центр получает огромные функциональные и транспортные перегрузки, так как наикратчайшее расстояние между районами проходит, как правило, через центр. Начинается снос центральных композиционных доминант и разрушение исторической композиционной целостности города.

Моноцентрические структуры наиболее уязвимы при стихийном увеличении промышленной и жилой застройки на окраинах. Постепенно моноцентрическая композиция переходит в полицентрическую, а затем и в сетевую. Возможен вариант дискретного развития градообразования путем децентрализации в виде загородной типовой застройки жилых районов. Развитие линейной композиции приводит к искусственному расчленению ландшафта. Таким образом, линейная композиция может трансформироваться в сетевую структуру.

Композиционная структура градостроительного объекта строится в своем наиболее общем виде на основе соотношения пространства и архитектурной массы. Под пространством подразумеваются незастроенные территории в своем первоначальном виде или в качестве уже частично освоенной архитектурной среды: площади, дороги, улицы, дворы.

В органическом единстве с общей композицией города решается пространственное построение транспортной системы. К основным средствам композиционной выразительности относятся: соотношение высот вертикальных доминант и рядовой застройки, формирование единой объемно-прост-ранственной композиции улиц с учетом открывающихся перспектив, цветовой характеристики зданий, размещения осветительных устройств, указателей и суперграфики (номера корпусов, паркингов, названия переходных галерей и автобусных остановок).

Для создания выразительного силуэта можно сочетать горизонтальную застройку с отдельными объемными акцентами на пересечении улиц, на их поворотах и на других видовых точках.

Большие выразительные возможности имеют новые формы транспортных сооружений: скоростные автострады с их развязками, мосты, путепроводы, эстакады. Будучи удобно запроектированными и гармонично включенными в существующую среду, они способны композиционно обогатить архитектурные панорамы города.

Чтобы сформировать и запроектировать композиционную структуру города, прежде всего, необходимо задать для наиболее крупных составляющих частей структуры и архитектурных объектов определенные объемно-пространствен-ные характеристики в качественном и главное в количественном выражении. Однако эти характеристики достаточно условны и могут взаимно дополняться. Например, улицы и площади города одновременно понимаются и как целостное архитектурное пространство или ансамбль, и как композиционные оси или основные элементы развития градостроительной планировочной структуры.

Целью реализации градостроительной композиции является достижение наиболее гармонического соотношения открытого городского пространства и архитектурных объемов зданий и сооружений.

При проектировании единого композиционно-градо-строительного решения необходимо выделить основные элементы композиции и характер их взаимосвязи. В рамках отдельных городских ансамблей можно оперировать категориями и элементами архитектурно-пространственной композиции (форма, цвет, масштаб, ритм, нюанс и т.д.). Но переходя к чисто градостроительным элементам и категориям композиции необходимо выделить композиционные центры (узлы, доминанты) и оси, основу или каркас композиции, ядро градостроительной структуры. Кроме того, необходимо определить динамику развития всего города, главные композиционные элементы природной среды. Выделяются зоны исторической и современной застройки, зоны застройки в том или ином архитектурном стиле, а также в формах планировочной структуры: регулярная периметрально-дворовая застройка (кварталы), свободная застройка (самопроизвольная или ландшафтная). Выделяются зоны рядовой застройки и фоновой, определяются доминантные центры. В настоящее время наиболее распространенной является застройка смешанной этажности, которая сочетает вертикальные и горизонтальные архитектурные объемы, прямые, террасообразные, криволинейные формы, сложные конфигурации объемно-пространственной композиции.

Формирование архитектурных ансамблей центра города и их объемно-пространственных систем, связанных с природным окружением и историческими и культурными традициями, – одно из решающих средств создания яркого, уникального образа города. Городские ансамбли облегчают восприятие планировочной структуры городского образования. Общественный центр должен представлять собой гармоническое единство зданий уникального значения, открытых пространств, инженерных сооружений, произведений монументальной живописи и пластики, природно-ландшафтных форм и элементов благоустройства.

Одним из важнейших моментов архитектурно-плани-ровочного построения городского центра в условиях жаркого климата является всесторонний учет природных факторов, во многом предопределяющих индивидуализацию объемно-пространственной композиции градостроительных решений.

Особенно значительное влияние оказывают рельеф местности, водные поверхности (моря, озера, реки, каналы) и зеленые массивы. Города, расположенные в условиях пересеченной местности, как правило, выглядят более живописными. Особой художественной выразительностью отличаются общественные центры, занимающие возвышенные части территории, с которых открываются широкие и далекие перспективы.

Напротив, равнина, плоский участок диктуют создание городского ландшафта. Здесь панораму центра обычно формируют сооружения, имеющие различную высоту и характер. Предпочтительны ансамбли компактной застройки. Чаще всего их композиция строится на основе нескольких высотных доминант, находящихся в контрастном сопоставлении с окружающей средой.

Свободные от застройки озелененные пространства составляют одно из звеньев взаимосвязанной системы ансамблей, а сад и парк – важнейшие элементы этого звена.

Чередование светлого и темного – освещенных форм и темных пространств – создает впечатление, что поверхность объектов окутана светотеневой дымкой. Полихромия и незначительные цветовые контрасты пластически обогащают архитектурные формы, одновременно способствуя организации их в единое композиционное целое.

Образная характеристика градостроительной композиции слагается из категорий изобразительного искусства: рисунок, пластика, цвет, фактура, контраст, нюанс и т.д. В композиционной структуре в качестве средств художественной выразительности выступает соотношение следующих элементов: объем, плоскость видимости неба и земли, количество планов (первых, вторых, третьих), глубина и уровни видимой картинной плоскости композиции, количество угловых точек и кривых, соотношение размеров людей и архитектурного объема. Для направления развития системы большое значение имеет ориентированность осей и элементов.

Характер воздействия градостроительной композиции имеет определенную тональность эмоционального воздействия. Остается образ города и впечатление общего плана. Градостроительная среда обладает высокой степенью выразительности, способной передать сложную гамму эмоциональных переживаний человека. Регулярная структура композиции (прямоугольная система) задает монотонность восприятия, однообразие среды. Радиально-кольцевая структура увеличивает разнообразие контрастов, акцентов и узлов композиции. Криволинейные улицы формируют замкнутость композиции и разнообразие световых контрастов. Прямолинейные перспективы наиболее легко приводят к созданию целостности ансамбля улицы в градостроительной композиции. В формировании целостной композиции большое значение имеет значимость элементов панорамы города, что достигается ритмическим чередованием доминантных и фоновых элементов композиции.

Художественно-образное восприятие города формирует эстетическое восприятие градостроительной среды.

Градостроительство базируется на архитектурной деятельности больших групп людей и в связи с этим градостроительство в комплексе с архитектурой принадлежит к сфере пространственных искусств. Художественная среда и градостроительная среда приобретают эстетические черты. Применительно к градостроительству эстетика имеет свои особенности и закономерности градостроительного искус-ства.

Отличительной чертой градостроительного искусства является сочетание функциональных и архитектурно-худо-жественных задач создания новой среды обитания человека. Таким образом, город, населенный пункт, региональные группы городов, национальное градостроительство приобретают определенные черты пространственных искусств и в то же самое время имеют значительные отличия, например, от произведений скульптуры или живописи.

Особый характер эстетического восприятия градостроительных объектов приобретается и в связи с фактором восприятия во времени восприятия достаточно долго на протяжении нескольких поколений людей. С течением времени объекты и элементы градообразования могут стать произведениями градостроительного искусства, приобрести огромную историческую и эстетическую ценность. Для того чтобы установить ценность произведения градостроительного искусства, необходимо выделить этот объект из градостроительной среды и провести следующие виды анализа:

- пространственно-композиционный и художественный анализ;

- художественно-исторический анализ;

- эстетически-средовой анализ.

Решение о ценности градостроительного объекта и элемента как произведения искусства принимается на основе комплексного эстетического анализа, данных искусствоведения, социологии и идеологии искусства, семиотики. Искусствоведческий анализ городской среды предполагает изучение градостроительных объектов, их размеров, пропорций, качества, количества материалов, соразмерность и пропорциональность элементов и методы их обработки, качество и степень отделки. Кроме того, изучается ритмическая структура, рисунок планов, панорам, перспектив, пластическое и цветовое разнообразие, гармоничное сочетание искусственных элементов среды с природным ландшафтом, стилевые характеристики. Социология искусства раскрывает те или иные возможности восприятия градостроительных объектов различными социальными группами общества (богатыми, бедными, постоянными жителями, мигрантами). Возможно проведение специального социально-психологического анализа градостроительной среды для получения объективных данных по созданию образа восприятия человеком градостроительного объекта или города в целом.

Проблемы восприятия эстетической информации непосредственно связаны с семиотикой знаковых систем. Любой градостроительный объект одновременно является образной моделью и системой знаков, которые передают образную информацию. Кроме того, имеются специальные информационные знаки, существующие в чистом виде (информационные щиты, вывески, рекламные транспаранты, знаки дорожного движения и указатели).

Необходимо отметить, что в городской среде художественный и логический язык интегрируется и воспринимается едино (Бродвей в Нью-Йорке, главная улица Лас Вегаса). С точки зрения эстетического восприятия городской среды наиболее важно наряду с биопсихологическим комфортом обеспечение эмоционального комфорта. Эмоциональный комфорт и определяется в большей мере эстетическими качествами городской среды.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие методы используются для изучения градостроительных систем?

2. Как устанавливаются критерии оценок градостроительных объектов и элементов?

3. Каковы основные задачи градостроительного анализа?

4. Какие показатели можно получить в результате градостроительного анализа?

5. Что влияет на размещение градостроительных объектов и элементов?

6. Что включает в себя балансовый анализ?

7. Что включает в себя функциональный и классификационный анализ?

8. Какие понятия и категории описывают территориально-градостроительные системы?

9. Почему возможно получение искаженного результата в процессе градостроительного анализа?

10. Каковы цели градостроительного анализа?

11. Что включает в себя элемент территориально-градо-строительного моделирования?

12. Какие обозначения могут использоваться при моделировании?

13. Каковы общие характеристики абстрактной модели?

14. Какова оценка факторов воздействия при градостроительном моделировании?

15. Каковы структурные признаки градостроительной модели?

16. На каких моделях исследуются территориальные взаимодействия?

17. Что исследуется на функционально-типологических моделях?

18. Какие показатели можно получить в результате моделирования градостроительной системы?

19. Каковы планировочные признаки градостроительной модели?

20. Какова последовательность формирования градостроительной модели?

21. Какие формы подачи существуют для градостроительных моделей?

22. Какие показатели входят в программу развития территориально-градостроительной системы?

23. Каковы критерии оценки результатов моделирования транспортной инфраструктуры?

24. Каким образом строительная деятельность трансформируется в архитектурно-художественную?

25. Что рассматривает теория градостроительной композиции?

26. Каким образом природная среда влияет на объемно-пространственную композицию города?

27. Как определяется композиционная значимость объекта в планировочной системе города?

28. Что формирует композиционную целостность города?

29. Каковы основные планировочные схемы организации городского пространства?

30. Каково влияние транспортных сооружений на объемно-пространственную композицию города?

 



2016-01-26 1537 Обсуждений (0)
градостроительных структур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: градостроительных структур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)