Недоступность материальных объектов инфраструктуры населенных мест и ограничения в перемещении как причины ограничения общественного участия инвалидов
Для инвалидов, проживающих в современных обществах, часто возникают затруднения в осуществлении их жизнедеятельности. Самая серьезная проблема – недоступность физической среды обитания – она не рассчитана на проживание в ней инвалидов. На жизненном пути инвалида оказывается множество физических препятствий, не позволяющих ему пользоваться объектами инфраструктуры: *Здания общественного, культурного, жилого назначения построены и оборудованы без учета специфических потребностей инвалидов; *транспортные средства предназначены для пользования ими только людей, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения; *технические средства коммуникации изготовлены по этому же принципу. В обществе долгое время существовал принцип полного непризнания наличия инвалидов. Их долгое время содержали в специализированных учреждениях, проживание инвалидов в семьях было крайне затруднительным. Поэтому на сегодняшний день практически все социальное пространство оказалось не подготовленным для обеспечения провозглашенных принципов равноправия всех членов общества. 2.Ограничения у инвалидов в сфере коммуникации Барьер общения возникает из-за того, что большинство инвалидов стремятся к общению со здоровыми людьми, к расширению социальных контактов, обогащению жизненного опыта на равных с ними условиях. Однако способы и темпы передачи или восприятия информации у инвалидов сужены либо отличаются от скорости и способов, которые приняты в данном сообществе. Определенную роль играют внешний облик инвалидов при некоторых заболеваниях, задержка интеллектуальных процессов и упрощенные представления инвалидов о внешнем мире (у людей с психическими заболеваниями). По этой причине люди, не имеющие инвалидности, стараются не вступать с инвалидами в близкие социальные контакты, испытывая к ним неприязнь, недоверие, пренебрежение или просто нежелание напрягаться. В связи с этим инвалиды не могут получить навыки общения, испытывают психологические затруднения при вступлении в контакт со здоровыми людьми. Со своей стороны, здоровые люди не имеют представления о проблемах, особенностях инвалидов. Такая ситуация накладывает отпечаток на психику инвалидов, делая их замкнутыми, пассивными, закомплексованными, что порождает у них неверие в возможность их социальной интеграции. Наиболее известны в обществе коммуникационные проблемы инвалидов по слуху и речи. Сложности состоят не только в том, что такие люди не различают или не воспроизводят звуки, но и в том, что у них возникает обедненность языка в целом. Но слабослышащий взрослый пользуется своим социальным опытом в речевом общении. Если же у человека опыт отсутствует или очень небольшой, он испытывает гораздо больше сложностей в общении. Не слышащий от рождения человек не имеет социального опыта и не может восполнять за счет него звуковое выражение речи. В целом, по заключению специалистов, у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие дефекты речи, которые способны усилиться ко времени достижения взрослости: 1) недостатки произношения отдельных звуков и слов; 2) ограниченный запас слов; 3) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; 4) неточное понимание и неправильное употребление слов; 5) недостатки грамматического строя речи: а) неправильное построение предложения; б) неправильное согласование внутри предложения; 6) ограниченное понимание устной речи; 7) ограниченное понимание читаемого текста. 3.Препятствия для инвалидов в брачно-семейной и сексуальной сферах Лица, отнесенные к категории инвалидов, нередко лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. Статистика показывает, что каждый второй мужчина-инвалид женат, в то время как замужем только каждая четвертая женщина с инвалидностью. Это свидетельство того, что мужчины и с патологией социально гораздо мобильнее и в той же мере имеют значительно больше возможностей. Поэтому понятно, что среди инвалидов процент мужчин, живущих в одиночестве, в три раза меньше такого же показателя среди женщин. Различия подобного рода отражаются и на других сторонах их семейной жизни. Среди тех мужчин-инвалидов, кто живет с матерью, отцом, сестрами, братьями и другими родственниками в совокупности насчитывается более 90%; среди женщин-инвалидов таковые составляют чуть более 60%. Предпочтения инвалидов в выборе брачных партнеров среди инвалидов вполне реальны, особенно среди людей с нарушениями сенсорной функции (не слышащие выбирают в партнеры не слышащих, незрячие – незрячих) и объясняются социокультурными традициями. Очень большие сложности возникают в среде инвалидов при планировании рождения ребенка. Весьма распространены мнения, что женщине с инвалидностью «врачи запрещают рожать» что трактуется как дискриминация женщин в обществе. По-видимому, ситуация в этих случаях не так проста. Ее усложняют два момента: 1) при выборе решения заводить детей никто не может запретить женщине это сделать, разве что за счет стерилизации или принудительной изоляции женщины. Это в полной мере относится к женщине с инвалидностью. Лечащий врач может считать, что его пациентке нельзя рожать по тем или иным причинам, но запретить это сделать у него нет инструментария. Возможно, такое мнение врача может расцениваться как психологическое давление, особенно если оно сопровождается намеками на отказ предоставлять медицинскую помощь в случае беременности. Но это не является физическим запретом; 2) у многих женщин с инвалидностью действительно психофизиологические возможности на пределе, и беременность может способствовать переходу через этот барьер, что может привести к негативным последствиям как для самой женщины, так и для ее будущего ребенка. Врачи обязаны поставить объективный диагноз, дать адекватный прогноз и сообщить результаты женщине или ее полноправному представителю. Излишний оптимизм может быть не менее преступным, чем излишний пессимизм. А после объективного диагноза женщина должна сама выбирать решение, и, если это решение не поддержано ее врачами, то сама нести психологическую ответственность за последствия. Непросто может складываться не только рождение, но и последующее воспитание ребенка матерью с инвалидностью. Состояние здоровья и ограничения в жизнедеятельности могут стать препятствиями для обеспечения ухода за ребенком, особенно на первых месяцах жизни. Большой проблемой для инвалидов является невозможность сохранения личной тайны в интимности. Тем инвалидам, о которых заботятся супруги, трудно сохранять привлекательность для них, поскольку партнеру приходится их мыть, одевать, водить в туалет, т.е. видеть их в самом невыгодном свете. 4.Препятствия в бытовой сфере и в использовании жилых помещений У многих людей с инвалидностью возникают ограничения в освоении бытовой сферы, так что им порой кажется, что свой современный образ жизни люди создавали для целенаправленной дискриминации инвалидов. Трудности обнаруживают себя уже в жилищах (квартирах, домах). Особенно они чувствительны для людей с поражениями функций передвижения и самообслуживания. Рекомендуется при разработке индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов обращать внимание на следующие особенности жилья, включая их в записи индивидуальной программы реабилитации: 1. Для адаптации жилого пространства к инвалиду: □ этажность здания и расположение квартиры; □ наличие специального оборудования подъезда, лестниц, лифта в здании; □ возможность изменения планировки жилья (расширение дверных проемов в квартире, подъезде; перенос некоторых стен и т.д.); □ возможность оборудования квартиры специальными приспособлениями для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами; □ возможность перепланировки размещения и установки специальных выключателей, розеток, регуляторов, таймеров, сигнализирующих устройств, другого оборудования; □ возможность установки специальных замков, защелок, фиксаторов форточек, дверей, штор, балконных приспособлений; □ возможность обеспечения электронной связи со станцией «Скорой помощи», диспетчером ДЭЗ, милицией, лечебным учреждением, родственниками. 2. Для адаптации жилого помещения к самообслуживанию: □ приспособленность комнат для выполнения процедур личной гигиены; □ наличие приспособлений для самостоятельного надевания и снимания одежды и обуви; □ приспособленность кухни при приготовлении и употреблении пищи; □ наличие приспособлений и их использование при уборке помещения, мойке посуды, стирке белья. Для инвалидов со значительной потерей функций верхних конечностей и проводящих основное время в стенах собственной квартиры предлагается особо обращать внимание: □ на оборудование входной двери специальной ручкой, замком и дверной пружиной-толкателем. Пружина-толкатель, установленная в дверной проем, облегчает инвалиду открывание двери, а специальная ножная скоба дает возможность закрыть дверь ногой; □ качество и характеристики ключей. Ключи должны быть прочными и оборудованы рычагами для облегчения поворота проталкивания; □ возможность установки реле времени, которое позволяет удерживать дверь в открытом состоянии в течение времени, необходимого для прохода человека через дверь; □ тип и расположение выключателей, которые целесообразно устанавливать на уровне колена или на полу; □ необходимость приспособлений для снятия и надевания верхней одежды, приспособление для снятия обуви без помощи рук; □ организацию пространства кухни и оснащение ее необходимой утварью, что является важнейшим элементом в создании удобной квартиры для инвалида с поражением верхних конечностей. Газовые или электроплиты рекомендуется оборудовать или ножным блоком управления, или специальной ручкой. На кране мойки необходимо установить специальную насадку, которая поможет пользоваться краном. В раковине желательно установить измельчитель пищевых отходов. При нарушении функции схвата целесообразно применение специальных столовых приборов с крепежом либо на кисти, либо на предплечье, либо с утолщенной ручкой, а также кружек, прикрепляющихся к руке или имеющих особую форму с двумя ручками. Для самостоятельного пользования ванной и туалетом инвалидов с поражением верхних конечностей существует разнообразное оборудование, которое можно условно разделить на трикатегории: 1) устройства для отправления естественных потребностей; 2) устройства для гигиенических процедур (чистка зубов, умывание лица, причесывание, бритье); 3) устройства для самостоятельного мытья в душе или ванной. Основным техническим требованием к бытовым предметам в жилой комнате является возможность управления ими без помощи рук. В настоящее время имеется ряд технических средств, которые управляют бытовыми приборами дистанционно, с помощью голоса. Пользуясь этими приборами, инвалид имеет возможность включать и выключать освещение, телевизор, радиоприемник и другую необходимую технику. На улице инвалиды сталкиваются с препятствиями не меньшего масштаба. Выход из дома, движение по улицам, пользование общественным транспортом, посещение социально значимых зданий (магазины, аптеки, больницы, административные здания городских служб и мест возможного трудоустройства, объекты отдыха и спорта и т.д.), пересечение транспортных магистралей, ориентация в инфраструктуре населенных мест представляют сложности для многих категорий людей. На предприятиях (в цехах и на участках), на которых предусматривается возможность использования труда инвалидов, должны соблюдаться требования к санитарно-бытовым и специальным помещениям, организации режимов труда и отдыха, медицинскому обслуживанию 5.Социально-психологические проблемы инвалидов Почти четверть инвалидов воспринимают отношение к ним со стороны других людей как негативное или пренебрежительное. Не надо забывать, что доминирующее число инвалидов в России получили инвалидность в зрелом или даже в преклонном возрасте, когда уже имели определенный социальный статус, и у них были сослуживцы, соседи и друзья. В этих случаях перестройка психологического восприятия в обществе происходит замедленно, и человек с инвалидностью часто продолжает пользоваться уважением, какое у него было до заболевания. Совсем другая социально-психологическая ситуация возникает, когда человек получает тяжелое заболевание в молодом возрасте. У него еще не сложился определенный имидж. Заболевание лишает молодого инвалида этого имиджа. Для построения другого необходимы время и усилия, которых не всегда достаточно. Так что психологическая дистанция между молодым человеком, получившим инвалидность, и его окружением может увеличиваться, причем этому способствуют обе стороны. Исследования нередко показывают, что инвалид более чувствителен к своему облику, чем его партнер по общению, т.е. инвалид думает, что его воспринимают плохо, хотя его воспринимают как и раньше. 6. Материальные; 7. Проблема организации культурно-досуговой деятельности; 8. Проблема получения полноценного образования, профессионального образования и профессиональной реабилитации; 9. Проблема обеспечения техническими средствами ( протезы, спец.литература, кресла-коляски, инватехника);
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (900)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |