Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема социологического исследования религиозности населения



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Проблема социологического исследования религиозности населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Буржуазная социология религии как отрасль буржуазного религиоведения возникла в начале XX в. Ее создателями считаются М. Вебер и Э. Дюркгейм. Большинство буржуазных религиоведов определяют социологию религии как науку, изучающую взаимодействие религии и общества. При этом социология религии объявляется строго эмпирической дисциплиной, лишенной якобы «метафизических предпосылок».

 

М. Вебер и его методология. М. Вебер сформулировал некоторые методологические принципы подхода к религии, типичные для современной буржуазной социологии. По его мнению, социология не должна ставить перед собой задачу постижения сущности религии.

 

Хотя социальные условия и оказывают, по Веберу, определенное воздействие на религию, однако ее содержание не выводится из социальных отношений, ибо оно имеет свои «религиозные источники». Социолог, с точки зрения Вебера, не затрагивает проблему «потустороннего» источника религии, хотя и не исключает возможности его существования. Он ограничивается изучением мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений, выявляет их влияние и роль в обществе, не касаясь вопроса об их истинности или ложности.

 

Таким образом, уже у Вебера содержатся зачатки той методологии подхода к проблеме соотношения религии и общества, которая типична для многих современных буржуазных социологов религии. В основе ее лежит то, что религия выносится за пределы общества, общество и религия рассматриваются как внешние друг к другу явления, взаимодействие которых и составляет предмет социологии религии.

 

Э. Дюркгейм и структурно-функциональная школа. Особое место в буржуазной социологии религии занимает концепция Э. Дюркгейма. Как уже отмечалось, он в отличие от многих социологов признавал социальную природу

 

религии. Вместе с тем он дал расширительную трактовку религии, причислив к ней все общественные идеи, представления и обряды, которые, по его мнению, обеспечивают целостность общества, препятствуют его дезинтеграции.

 

Именно концепция Э. Дюркгейма явилась теоретическим источником структурно-функциональной школы и в буржуазной социологии вообще (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), и в буржуазной социологии религии в частности (Т. 0'Диа и М. Инджер, Л. Шнайдер и др.). У Дюркгейма представители структурно-функциональной школы в социологии религии заимствовали тезис о религии как главном факторе, «интегрирующем общество», т. е. обеспечивающем его целостность;

 

у английского этнографа Б. Малиновского — постулат «универсального функционализма», согласно которому любое социальное явление существует потому, что оно «функционально», т. е. способствует укреплению социальной целостности.

 

Эмпирические исследования религиозности. Начиная с 30-х годов в рамках буржуазной социологии религии развертываются эмпирические исследования религиозности. Во Франции еще в 30-х годах католический социолог Г. Ле Бра проводил исследования, выявившие посещаемость воскресных богослужений в различных городах и департаментах. После второй мировой войны такие исследования были официально одобрены французским епископатом, разославшим в епархии инструкцию об их проведении. На основе проведенных исследований сотрудниками Ле Бра была составлена карта религиозности Франции, в которой обозначены показатели посещения месс населением тех или иных департаментов и крупных городов.

 

В основу эмпирических показателей религиозности социологи школы Ле Бра взяли признаки, фиксирующие участие индивида в религиозных обрядах. Показатели культового поведения индивида, бесспорно, важны для выяснения его религиозности и в сочетании с другими вполне правомерны в социологических исследованиях. Но эти данные еще недостаточны для характеристики религиозности населения, ибо они не вскрывают мотивов культового поведения, не выявляют подлинного отношения людей к религии.

 

Социологическую школу Ле Бра нередко называют «католической». Исследования, проводившиеся социологами этой школы, организовывались и субсидировались католической церковью. Католические церковные круги пытаются поставить социологические исследования себе на службу. По их замыслам последние призваны выявлять причины отхода масс от церкви и способствовать разработке наиболее эффективных форм и методов религиозного воздействия.

 

Большое развитие получили социологические исследования религиозности в США. Некоторыми американскими социологами (в первую очередь Ч. Глоком) разрабатывались проблемы методологии и методики изучения религиозности. Заслуживают внимания, в частности, так называемые многоизмеримые модели религиозности, созданные Ч. Глоком и Р. Старком в 60-х годах. Выделенные ими пять измерений в основном отражают реальные стороны религиозности.

 

Социология религии выполняет в буржуазном обществе двоякую роль: с одной стороны, она дает религиозным организациям социологическую информацию, необходимую для более эффективного воздействия на трудящиеся массы; с другой — выступает как одна из форм буржуазной идеологии, теоретически обосновывающей необходимость и благотворность существования религии в обществе. Для успешного осуществления первой функции социология религии должна давать — в определенных пределах — объективные знания об отношении людей к религии, соблюдении ими обрядов, численности и социальном составе религиозных организаций. В то же время в рамках буржуазной социологии религии отдельные элементы научного знания осмысливаются и обобщаются с антинаучных позиций, определяемых ее общей идеалистической методологией. Поэтому основные теоретические концепции буржуазных социологов требуют критического анализа.

 

Буржуазная социология религии только ставит актуальные теоретические проблемы, но решить их с научных позиций она не в состоянии.

 



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Проблема социологического исследования религиозности населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема социологического исследования религиозности населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)