Основных средств исправления
Регулирование посредством норм права всех особенностей правового положения осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, -за' дача чрезвычайно сложная. Это обусловлено не только существующий противоречием между социальным назначением колоний-поселений ** отнесением их к системе учреждений, исполняющих наказания в щ$с лишения свободы, но и рядом других обстоятельств, о которых поЙде'Г речь в данном параграфе. Уголовно-исполнительный кодекс РФ посвящает правовому регули^ рованию условий содержания в колониях-поселениях две статьи. ОднакС этого недостаточно для отражения всей специфики деятельности данный Учреждений. Отсутствуют также какие-либо специализированные подза^ Конные нормативные правовые акты, в которых законодательные установи ления могли бы найти развитие и конкретизацию. Между тем потребность' Уголовно-исполнительное право Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях
в единообразном применении правовых норм и исполнении наказания столь высока, что Главное управление исполнения наказаний было вьь нуждено самостоятельно разработать и утвердить Положение о колониях-поселениях2 . И хотя данный документ не является нормативным правовым актом, он до настоящего времени служит правовым ориентиром для правоприменителей. Статья 129 УИК РФ устанавливает, что в колониях-поселениях осуж^ денные, как правило, проживают в специально предназначенных для них общежитиях. В этих учреждениях не применяется такой привычный для исправительных колоний закрытого и полуоткрытого типа термин, как «рабочая зона», и существенно иное содержание вкладывается в понятие «жилая зона». Обусловлено это тем, что в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ч. 1 ст. 129 УИК РФ) осужденные вправе свободно передвигаться в пределах колонии, а в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ употребляется также термин «границы колонии-поселения». Однако уголовно-исполнительное законодательство не разъясняет, где заканчиваются пределы колонии, что входит в ее границы, и это вызывает значительные расхождения в их понимании правоприменителями. В упомянутом Положении установлено, что, если колония-поселение расположена на территории населенного пункта (а таких колоний-поселений подавляющее большинство), онадолжна быть огорожена забором, имеющим контрольно-пропускной пункт. В данном документе установлено, что границы колонии-поселения утверждаются начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы по согласованию с местными органами самоуправления и должны быть расположены не далее чем за 5 км от центра дислокации колонии. Учитывая, что колонии-поселения создавались с целью приобщения осужденных к жизни на свободе, обеспечения им возможности общения со свободными гражданами, территория колонии-поселения должна не только охватывать часть земли, ограниченную забором (жилую зону), но и включать в себя все пространство в пределах установленных границ. Если колония-поселение находится в населенном пункте, ее границы захватывают и часть его территории. Однако профессионально-целевой подход, который нередко предопределяет содержание решений, принимаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы при отсутствии четких нормативных предписаний, обусловливает создание таких локальных норм, которые не позволяют осужденным выйти за пределы ограждения без специального разрешения. В этом случае жилая зона всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений воспринимается так, как в исправй' тельных колониях, а территорией колонии-поселения считается про* схранство внутри ограждения. По существу, открытое учреждение пре-врашается в полуоткрытое, однако не нормативно-правовым, а правоприменительным путем. Еще одной отличительной особенностью колоний-поселений является то, что осужденные с разрешения администрации могут передвигаться без надзора и вне границ колонии, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Такое разрешение может быть получено в связи с характером выполняемой ими работы или их обучением. Согласно ч. 4 ст. 129 УИК РФ осужденным разрешается заочно обучаться в высших и средних профессиональных образовательных заведениях, расположенных в пределах того же административно-территориального образования, что и колония-поселение. Причем, как подчеркивается в ч. 4 ст. 108 УИК РФ, администрация колонии с учетом имеющихся возможностей содействует осужденным в этом процессе. На территории колонии, помимо общежитий для осужденных, располагаются все хозяйственные, коммунально-бытовые и административные помещения. Здесь оборудуется штрафной изолятор, отделяемый от остальной территории забором сплошного заполнения. В зависимости от планового лимита наполнения колонии он оборудуется 1-3 общими камерами на 4-6 мест каждая и 1-3 двухместными камерами. Помещения камерного типа в этих учреждениях не создаются. В колониях-поселениях отсутствует вооруженная охрана, но осуществляется надзор. Как подчеркивается в Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, система надзора в колониях-поселениях устанавливается с учетом места расположения и границ колонии. Надзор за осужденными на территории колонии-поселения и прилегающей к ней местности осуществляется дежурной сменой, в основном способом патрулирования3. Следует отметить, что ч. 4 п. 5.7.3 Инструкции, предоставляющая осужденным возможность передвигаться без надзора в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением, входит в противоречие с ч. 4 ст. 129 УИК РФ, согласно которой осужденным может быть разрешено такое передвижение только в пределах административно-территориального образования. В том случае, если субъект Федерации имеет административно-территориальное деление, передвижение без надзора осужденным может быть Предоставлено лишь в пределах того административно-территориального °бразования (например, района), на территории которого расположена к°лония-поселение, но никак не в пределах всей территории субъекта Уголовно-исполнительное право Содержанием надзора, осуществляемого в колониях-поселениях охватывается проведение обыска осужденных, общежитий, досмотр посылок, посещение жилых помещений и личного хозяйства осужденных и т. д. Наиболее наглядной особенностью условий отбывания наказания в колониях-поселениях является то, что осужденные вправе носить гражданскую одежду (за исключением форменной), пользоваться наличными деньгами без ограничения, иметь при себе ценные вещи. Количество получаемых ими посылок, бандеролей и предоставляемых свиданий не ограничивается. Следует отметить, что в колониях-поселениях не применяется понятие «краткосрочное свидание» ввиду того, что осужденные могут встречаться с любыми гражданами, находясь вне ограждения, но в пределах границ колонии. С разрешения начальника колонии-поселения, оформленного постановлением, и при наличии жилищных условий осужденные могут проживать на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами, но «в пределах границ территории муниципального образования»4. Термин «территория муниципального образования» также требует толкования, причем легального, то есть обязательного для правоприменителей. Возможность проживания осужденного с семьей закреплена в уголовно-исполнительном законодательстве посредством такой правовой категории, как законный интерес. Для его реализации требуется присутствие не только формального (наличие у осужденного семьи и жилой площади), но и материального (соответствие осужденного требуемой степени исправления) признаков. В данном случае он не должен допускать нарушений установленного порядка отбывания наказания. Статистика свидетельствует, что семья является мощным антикриминогенным фактором, способствующим избранию осужденным правопо-слушного поведения в период отбывания наказания. Эти осужденные значительно реже допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания, отличаются добросовестным отношением к труду, оказывают содействие администрации в положительном влиянии на других осужденных. В то же время возможность использования данного фактора в воспитательном воздействии на лиц, отбывающих наказания, существенно 356 Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях щих в общежитиях. Закон указывает лишь на то, что они обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц, а периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Закреплена также особенность применяемых видов мер поощрения и взыскания. К осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, могут применяться: мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней; меры взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. В действительности различия проявляются практически в каждой сфере реализации осужденными своих прав и законных интересов или выполнении обязанностей, начиная с незыблемости конституционного права на неприкосновенность жилища и заканчивая тем, что утрачивают смысл запреты, установленные в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений5, характеризующие специальный статус осужденных, лишенных свободы. Пробелов, или неопределенностей, в правовом регулировании статуса осужденных, проживающих с семьями, еще больше, чем при закреплении правового положения осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Объясняется это тем, что весьма сложно вычленить права и обязанности осужденного, в том числе право пользования или владения запрещенными для осужденных предметами, от прав членов его семьи, а также определить правомочия администрации колонии по обеспечению надзора. Особенности статуса этой категории осужденных закреплены лишь в самом общем виде. Поскольку надзор в колониях-поселениях играет чрезвычайно важную предупредительную роль, законодатель, конкретизируя общегражданское право на жилище, в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ счел необходимым подчеркнуть, что администрация колонии-поселения вправе в любое время посещать жилые помещения, в которых проживают осужденные. Следует иметь в виду, что под жилыми помещениями понимаются исключительно общежития осужденных. Вторгаться в жилище, в котором осужденный проживает с семьей, против его воли - значит нарушить конституционное право членов семьи осужденного на неприкосновенность жилища. К предупредительным мерам следует отнести и такую, как представление лиц, содержащихся в колониях-поселениях для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, в суд для перевода в Исправительную колонию общего режима, а осужденных, ранее пере- 357 Уголовно-исполнительное право веденных в колонию-поселение из исправительных колоний общего и строгого режимов, - на прежний вид режима в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения. Основанием для такого перевода является признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Необходимо подчеркнуть, что признание осужденного злостным нарушителем не обязывает администрацию направлять представление для перевода в охраняемые колонии. Закон (ч. 4 ст. 78 УИК РФ) оставляет принятие такого решения на усмотрение администрации. В соответствии со ст. 97 УИК РФ, регламентирующей выезды осужденных за пределы исправительных учреждений, осужденные, отбывающие наказания в колониях-поселениях, обладают законным интересом на краткосрочные и длительные выезды. И хотя реализует его лишь незначительная часть осужденных (около 5 % в год), это в 4—5 раз больше, чем в исправительных колониях общего и строгого режимов. Данный показатель еще раз подчеркивает назначение колоний-поселений как учреждений, условия содержания в которых более всего направлены на ресоциализацию осужденных. По прибытии в колонию у осужденного отбираются паспорт и другие личные документы и выдается документ установленного образца* удостоверяющий личность. Осужденный обязан всегда иметь его при I себе. В отличие от остальных категорий осужденных к лишению свободы труд лиц, содержащихся в колониях-поселениях, регулируется законо-fi дательством о труде, за исключением правил приема, увольнения и пере-!11 вода на другую работу. Заинтересованность осужденных в результатах своего труда в колониях-поселениях значительно выше, чем в других исправительных учреж-* j дениях. Это связано с тем, что в колониях-поселениях трудоспособные.•'] осужденные оплачивают все расходы на свое содержание (питание, одеж-да, жилищно-коммунальные, культурно-бытовые услуги и т. д.) за счет собственных средств. Заработанные деньги они получают на руки полностью, за исключени-емудержаний, предусмотренных ст. 137ТКРФ. В отличие от другихосуж-денных к лишению свободы на лиц, содержащихся в колониях-поселени^' ях, не распространяется действие ч. 3 ст. 107 УИК РФ, устанавливающей] гарантированный минимум заработной платы, то есть предельный размер! удержаний. Эта сфера правоотношений рассматриваемой категории осужденных, какзакрепленовч. Зет. 129 УИК РФ, регламентируется трудовым] законодательством, согласно которому максимальный размер удержаний не может превышать 50 %(ч. 1,2ст. 138ТКРФ). 358 Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях В том случае, если осужденные не работали по причинам, не зависящим от них, и не получали за это время заработной платы и пособий, все перечисленные виды обеспечения и обслуживания осуществляются по установленным нормам содержания осужденных за счет сметы колонии-поселения. Этим лицам взамен натуральных видов обеспечения разрешается выдавать денежную компенсацию, конкретный размер которой устанавливается начальником территориального органа УИС, исходя из действующих розничных цен в регионе и пособия по временной нетрудоспособности не менее минимальной ставки заработной платы, приходящейся на один рабочий день6. В соответствии со ст. 98 УИК РФ осужденные, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Причем последние выплачиваются осужденным независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Данная статья конкретизируется в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, объявленному Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду». Помимо обычных пособий, выплачиваемых всем отбывающим лишение свободы (по временной нетрудоспособности, кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка, кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении), осужденным в колониях-поселениях выплачивается также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Такое пособие могут получать как матери, так и отцы, то есть лица, фактически осуществляющие уход за ребенком. Право на получение этого пособия сохраняется в случае работы осужденного, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому. В случае временной утраты трудоспособности осужденные получают ■чистки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и затем предъявляют их администрации по месту работы. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 % заработка осужденного. 359 Уголовно-исполнительное право Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях
Как и все осужденные, лица, содержащиеся в колониях-поселениях, могут повышать свой общеобразовательный уровень, обучаясь в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. В этом случае на основании ст. 176 ТК РФ им предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе - 9 календарных дней, в 11-м (12-м) классе - 22 календарных дня. Отличительной особенностью статуса осужденных в этой сфере является то, что согласно ч. 4 ст. 129 УИК РФ они обладают субъективным правом на заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. При этом на них распространяется действие ст. 174-175 ТК РФ, предоставляющих ряд дополнительных гарантий и льгот обучающимся. Колонии-поселения - единственный вид исправительных учреждений, в котором осужденные не разделяются по полу. В то же время подавляющее большинство колоний - сугубо мужские, поскольку в общей массе осужденных мужчины составляют около 90 %. Хотя совместное содержание мужчин и женщин в одном учреждении законом допускается, проживают они в разных (отдельных) общежитиях, свободный доступ в которые лицам другого пола, как правило, запрещен. Если говорить о вероятных перспективах развития института колоний-поселений, то можно предположить, что ввиду своей несомненной эффективности он сохранится при всех новациях, определяемых осуществляемым в настоящее время реформированием уголовно-исполнительной системы. В то же время одним из возможных путей решения проблем правового регулирования, часть из которых была названа выше, является необходимость разделения учреждений, входящих в институт колоний-поселений. В этом случае колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, по-прежнему останутся в рамках данного института и будут развиваться как открытые тюрьмы или учреждения открытого типа с соответствующим лишению свободы способом правового регулирования. Два других вида колоний-поселений - для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, - должны быть выведены из системы исправительных учреждений и формироваться как учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы либо пробации. 360
1 См.: По запросу Останкинского районного суда Северо-Восточного адми 2 См.: Положение о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы 3 См.: Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных 4 Там же. 5 В приложении № 1 закреплен перечень вещей и предметов, продуктов пита 6 См.: Инструкция об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказания в
Глава 30 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ § 1. Возникновение, развитие и социальное назначение воспитательных колоний Особенности организации исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних вытекают из положений уголовного законодательства. Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает несовершеннолетнего преступника как специального субъекта уголовной ответственности. Это проявляется в том, что в Общей части УК РФ выделен специальный раздел, регламентирующий особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. По сравнению со взрослыми преступниками для несовершеннолетних снижен максимальный срок лишения свободы - не более 10 лет (ст. 88 УК РФ), определен сокращенный вариант видов наказаний, установлены иные сроки применения условно-досрочного освобождения, погашения судимости. Все несовершеннолетние осужденные для отбывания наказания в виде лишения свободы направляются в воспитательные колонии. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии (ВК) до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. Социальное назначение воспитательных колоний, наряду с другими факторами, отражает характеристика содержащихся в них осужденных. На 1 января 2004 г. в 62 воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы (в том числе в трех колониях для несовершеннолетних женского пола) содержалось более 16 400 осужденных, из них 945 осужденных женского пола. По статистическим данным и результатам научных исследований1, несовершеннолетние осужденные в воспитательных колониях характеризуются следующим образом: в возрасте от 14 до 16 лет - 11 %; от 16 до 17 - 64,5; от 18 до 19 - 23,1, от 20 до 21 года -1,4 %. До осуждения не учились и не работали 47 %, учились во вспомогательных школах 5,5 %, в спецшколах - 2 %. Более 9 % осужденных 362 Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК были лишены до осуждения родительского попечения. Из содержащихся в воспитательных колониях осужденных 97,4 % впервые отбывают лишение свободы, из них 63,5 % ранее осуждались условно или к ним применялись принудительные меры воспитательного воздействия. Ранее отбывавшие лишение свободы составляют около 4 %. В последние годы наметилась тенденция роста рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными. В обществе вызывает опасение уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних. Большая часть (75 % общего числа отбывающих наказания в виде лишения свободы) несовершеннолетних осуждены за совершение корыстных преступлений. С 1993 г. наблюдается рост насильственных преступлений: количество отбывающих наказания за убийство возросло на 35,1 %, за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью - на 55,1 %. В воспитательных колониях более трети воспитанников (36 %) составляют лица, осужденные к лишению свободы на срок от 3 до 5 лет, отмечается устойчивый рост лиц, осужденных на срок от 8 до 10 лет (за три года примерно на 4 %). Приведенная социально-демографическая характеристика свидетельствует, что несовершеннолетние осужденные требуют специальных мер исправительного и последующего ресоциализационного воздействия. Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений. Прежде всего они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. На особенности личности несовершеннолетнего указывается в международных стандартах по исполнению уголовных наказаний, которые обращают внимание государств на то, что несовершеннолетний преступник - это ребенок со всеми вытекающими из этого последствиями (несформировавшая-ся психика, не завершен процесс социального воспитания и социализации личности, отсутствие устойчивости криминальных навыков, свойств). Поэтому основные усилия следует прикладывать к осуществлению воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Основным международным документом в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе лишения свободы, в отношении несовершеннолетних являются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Несмотря на их рекомендательный характер, они повсеместно вНедряются государствами - членами ООН. 363 Уголовно-исполнительное право Пекинские правила устанавливают принципы организации исполнения лишения свободы и обращения с несовершеннолетними правонару-; шителями в исправительных учреждениях: помещение несовершеннолетних в пенитенциарные учреждения должно рассматриваться как крайняя мера, и срок содержания в таком учреждении должен быть по возможности непродолжительным; несовершеннолетние лица должны содержаться в местах заключения отдельно от взрослых; целями воспитательной работы с несовершеннолетними являются их полноценная общеобразовательная и профессиональная подготовка, обеспечение ухода за ними, защиты и помощи (социальной, медицинской, психологической, физической); родители и опекуны должны иметь право посещать осужденных; к исправляющимся необходимо применять условное освобождение в более широких масштабах, чем ко взрослым осужденным, и по возможности в ранние сроки; освобождающиеся условно из исправительных учреждений должны получать поддержку со стороны общества и находиться под надзором специальных органов; особое внимание государств должно уделяться реинтеграции несовершеннолетних, то есть созданию надлежащих условий для их вхождения в жизнь общества с помощью специальных учреждений и организаций (исправительные учреждения для несовершеннолетних, центры дневной подготовки, воспитательные дома), а также других форм и методов воспитательного воздействия. Кроме Пекинских правил, 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, которые определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказаний, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения. «Лишенные свободы несовершеннолетние имеют право на условия и услуги, отвечающие всем требованиям санитарии, гигиены, уважения достоинства человека. Исправительные учреждения для несовершеннолетних и условия в них должны соответствовать цели исправления пребывающих в них несовершеннолетних при уделении должного внимания потребности несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом, физкультурой и проведению досуга (пп. 31,32 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы). Основные положения указанных международных стандартов получили закрепление в действующем уголовном и уголовно-исполнитель- 364 Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК ном законодательстве. Однако, перенимая международный опыт исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних и ориентируясь на стандарты, выработанные мировым сообществом, в отношении данной категории осужденных не следует отказываться и от собственных национальных достижений в этой сфере. История воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России изобилует многими положительными примерами. Учреждения для несовершеннолетних преступников были образованы после проведения судебной реформы в 1864 г. и принятия Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, где говорилось о создании приютов для малолетних от 10 до 17 лет. Становление системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних преступников завершается принятием и утверждением императором Закона от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», закрепившего принципы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, порядок и условия отбывания ими лишения свободы. После 1917 г. Советское государство осуществляет лояльную уголовную политику в отношении несовершеннолетних преступников. Декретом СНК от 14 января 1918 г. «О комиссиях несовершеннолетних» были упразднены суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах, арестных домах, подлежали освобождению. Одновременно все исправительно-воспитатель-ные колонии были переданы в ведение Народного комиссариата государственного призрения (переименованного вскоре в Наркомат социального обеспечения), в составе которого учреждается специальный отдел по управлению местами содержания несовершеннолетних. В целом уголовно-исполнительная политика была направлена на реорганизацию старых и создание новых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Временная инструкция Наркомата юстиции (НКЮ) от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» предусматривала создание реформаториев* и зем- ' Первый российский реформаторий был устроен в приспособленных и переоборудованных для этой цели зданиях исправительной тюрьмы в Сокольниках (в Настоящее время это СИЗО «Матросская тишина»). В реформатории направлялись по приговору суда лица мужского пола в возрасте от 17 до 21 года, признанные виновными в совершении каких-либо преступных деяний, а также бесприютные и беспризорные - по постановлениям местных народных судей. На практике ^Да направлялись несовершеннолетние и по постановлениям комиссий по делам Несовершеннолетних. В исключительных случаях по решению правления реформатория в число воспитанников могли быть приняты лица моложе 17 лет или 365 Уголовно-исполнительное право ледельческих колоний как учреждений воспитательно-карательных, куда направлялись не только несовершеннолетние, но и преступники моло^-дежного возраста рабоче-крестьянского происхождения. В этот период все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, подчиненные Народному комиссариату социального обеспечения, были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создаются новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей, подростков и несовершеннолетних правонарушителей: детские колонии (например, Полтавская колония, которой руководил А.С. Макаренко), трудовые коммуны и институты трудового воспитания для особо трудных подростков. Несовершеннолетние правонарушители направлялись в эти учреждения по решениям комиссий по делам несовершеннолетних. С 1924 г., после принятия ИТК РСФСР, создаются трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, в которые с 1929 г. стали направляться несовершеннолетние, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых комиссии по делам несовершеннолетних вынесли постановление об их помещении в специальные учреждения. При распределении по учреждениям проводилась дифференциация несовершеннолетних не только по уголовно-правовым критериям, но и по признаку социальной принадлежности. Правонарушители-рецидивисты в возрасте от 16 до 20 лет отбывали наказания в общих местах заключения. В последующие годы в законодательстве и на практике продолжается поиск наиболее эффективных форм и способов исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Политика Советского государства была направлена на предупреждение новых преступлений и ресоци-ализацию данной категории правонарушителей. Уголовно-исполнительный процесс в учреждениях для несовершеннолетних строился на приоритетности общего и профессионального образования, развитии чувства коллективизма, социальной ответственности и т. п. С середины 30-х годов прошлого века ведутся поиски новых форм исправления и трудовой подготовки несовершеннолетних правонарушителей. Государству требо- старше 21 года. Срок помещения в реформаторий не был установлен, суды часто выносили неопределенные приговоры, комиссии по делам несовершеннолетних вообще не устанавливали сроков содержания правонарушителей. Сроки пребывания несовершеннолетних в реформаториях устанавливались его руководством И зависели от того, насколько поддается исправлению и обучению воспитанник. Срок содержания продлялся в том случае, если не было завершено обучение осу*' денного. 366 Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК вались квалифицированные рабочие в самых различных сферах народного хозяйства. Трудовые дома преобразовываются в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) особого типа. Параллельно в качестве эксперимента развиваются трудовые коммуны Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которым отводилась основная роль в борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. Они воплотили в своей работе интересный опыт перевоспитания наиболее трудно поддающихся исправлению осужденных молодежного возраста, имевших устойчивые традиции и связи с преступной средой. Это своеобразие заключалось в том, что их работа не была связана никакими юридическими рамками постановлений и приговоров. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 до 21 года направлялись в коммуны из мест лишения свободы независимо от сроков наказания. Деятельность трудовых коммун основывалась на принципах ответственности членов коммуны за свои поступки перед всем коллективом, широкого самоуправления, полного самообслуживания, оказания большого доверия членам коммуны и требовании окончательного отказа от преступного прошлого. В основе исправления и перевоспитания правонарушителей лежали труд и образование. (Опыт деятельности коммун изложен в работах А.С. Макаренко «Марш 30-го года», «Флаги на башнях» и др.) С принятием ИТК РСФСР 1933 г. школы ФЗУ передаются в Наркомат юстиции. Было определено, что эти учреждения предназначены для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 15 до 18 лет, помещаемых в школы на основании приговоров судов, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и других уполномоченных на то органов. В подзаконных нормативны
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |