Практические задания к лекции №5
Задание 1. Объясните, что означают следующие понятия: абсолютизм, Российская империя, Сенат, Синод, Табель о рангах, коллегии, меркантилизм, подушная подать, государственные крестьяне, приписные и посессионные крестьяне, рекруты. Задание 2. Темы для творческих работ
1. В чем суть процесса модернизации? Что означала модернизация в процессе производства, социальной, политической, духовной сферах? Каким образом модернизационные процессы изменяли мировосприятие человека, его ценностные ориентации? 2. Раскройте причины и истоки реформ Петра Великого? Чем были вызваны петровские преобразования? Какие факторы подталкивали их форсированное проведение? 3. Петровская эпоха - одна из дискуссионных проблем отечественной истории. Ряд историков, отказывая преобразованиям Петра в принципиальной новизне, считал их продолжением ранее начавшихся процессов. Другие утверждают, что Древнюю Русь и петровскую Россию разделяет пропасть. Петровская, новая Россия представляется ими исключительно как результат волевых усилий царя. Средняя линия сводится к тому, что предпосылки реформ лишь зародились в 17 столетии, но нововведения того же времени были крайне ограничены и не получили достаточного проявления. С какой из позиций вы согласны и почему? Ответ обоснуйте. 4. Дайте оценку точке зрения Н.М. Карамзина: «...мы стали, гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Какая идея выражена в этих словах? 5. В чем суть попечительного идеала царствования Павла 1? Какие факторы обусловили те или иные его действия? Что было главным двигателем его нововведений? 6. Карамзин так оценивал деятельность Екатерины II: «Главное дело сей незабвенной монархини в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив при этом своей силы». Согласитесь ли вы с подобным утверждение. Аргументируйте свой ответ. 7. Как общение Екатерины II отразилось на духовной жизни России. Какие новые культурные ценности вносила императрица в русское общество? 8. В чем состояла преемственность культурно-исторического развития России во второй половине 18 в. с петровской эпохой? Какие процессы, явления получили свое дальнейшее развитие и почему? Какую роль сыграли в этом процессе личные качества тех или иных правителей?
Задание 3. Укажите правильное соответствие даты и события
Ответ:
Задание 4. Ответьте на вопросы теста
1. Укажите неверное утверждение A. для деятелей петровской эпохи реформы предполагали отказ от самодержавной власти B. взяв за образец европейский абсолютизм, Петр 1 укрепил традиционное самодержавие C. для деятелей петровской эпохи самодержавие и реформы были неразделимы D. Петр 1 первым среди русских государей принял титул императора
2. Последствие петровских реформ 1722-1723 гг. было A. укрепление империи B. полная европеизация жизни России C. укрепление традиционного уклада жизни D. ослабление аппарата государственного управления
3. Укажите неверное утверждение При Петре Великом A. Россия ощутила себя периферией Европы B. Главной целью стало превращение страны в полноценную европейскую державу C. Важное значение приобрело заимствование западного опыта D. Россия ощутила себя самодостаточной державой, способной и в изоляции эффективно развиваться
4. При Петре 1 главной задачей промышленных предприятий было A. применение вольно-наемного труда B. своевременное выполнение казенных заказов C. реализация излишков продукции на рынке D. содействие их приватизации
5. Петровская Табель о рангах способствовала A. повышению вертикальной мобильности российского общества B. повышению горизонтальной мобильности и российского общества C. сдерживанию социальной мобильности российского общества D. создание социальной модели общества западноевропейского образца
6. «Приписные крестьяне» - это A. дворцовые и экономические крестьяне, которые в 18- первой половине 19 в работали на казенных и частных заводах, как прикрепленные к ним B. государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях C. крестьяне, жившие в 12-18 вв. на землях великих князей и царей D. крестьяне, принадлежавшие церкви и монастырям
7. Цель реформирования государственного строя, проведенного Петром 1, состояла в A. укреплении неограниченной власти царя B. создании сословно-представительной монархии C. усилении роли земских соборов D. создании конституционной монархии
8. Законодательство Петра 1 отличалось A. стремление к государственной регламентации всех сторон жизни, усилением контроля государства над обществом B. усилением традиционных правовых норм C. привлечением общества к участию в государственных делах D. стремлением к усилению роли центральных представительных учреждений
9. Северная война проходила
10. Военная повинность, введенная Петром 1, называлась
11.Одной из черт политики «просвещенного абсолютизма» было A. Ослабление крепостного гнета B. Поощрение промышленной и торговой деятельности C. Создание свода «Основных законов» Российской империи D. Расширение привилегий духовенства
Задание 5. Сравните положение дворянства при Пестре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что – различным.
Задание 6. Составьте обобщающую таблицу: «Рост государственной территории России в 18 в.»
Задание 7. Допишите предложения, заполните пропуски
1) Вторая половина 18 в. выдвинула ряд крупных историков. Среди них _____________________
2) Развитие русской технической мысли было связано с именами _____________________
3) Появление новых учебных заведений России связано с деятельностью ____________________ 4) Смольный Институт благородных девиц был открыт _____________________
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |