Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая
К внутриотраслевой относится соперничество производителей одной отрасли за более выгодные условия закупки сырья, выпуска и сбыта своих товаров. В каждой отрасли затраты на выпуск однородной продукции подвержены значительным колебаниям, а реализуют они свои товары по одинаковой, рыночной цене. Те, у кого затраты ниже, получают максимальную прибыль, а предприятия с высокими затратами имеют низкую прибыль или вообще остаются без прибыли. Внутриотраслевая конкуренция содействует установлению единой рыночной цены на данный вид продукции или сырья и полуфабрикатов. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях и сферах экономики. В ее основе лежит стремление всех производителей к получению максимальной прибыли. Если в какой-то отрасли, особенно в новой, норма прибыли заметно выше, то туда устремляются капиталы из других отраслей. Нередко бывает так, что приток капиталов значительно увеличивает предложение продукции этой отрасли, что ведет к снижению цен, а следовательно, и падению нормы прибыли. В той же отрасли, откуда перекочевал капитал, предложение уменьшилось, а спрос остался прежним, и поэтому цены возросли и норма прибыли повысилась. Таким образом, межотраслевая конкуренция регулирует распределение капиталов между отраслями и сферами экономики. Если совершенная конкуренция эпохи свободной конкуренции содействовала эффективному развитию экономики, постоянному усовершенствованию техники и организации труда, снижению издержек производства, повышению качества товаров и расширению их ассортимента, то монопольная конкуренция -это господство одной или немногих (олигополия) компаний в производстве и сбыте определенного товара (услуги), что позволяет ей (им) устанавливать цены, приносящие монопольно высокую прибыль. Поэтому по мере развития несовершенной (недобросовестной, нечестной) конкуренции государство вынуждено принимать в настоящее время особенно монополизированными являются такие отрасли, как черная и цветная металлургия, автомобилестроение, химическая промышленность. Крупные компании играют огромную роль в экономике любой страны. Так, на автомобильном рынке США «Дженерал моторе», «Форд мотор» и «Крайслер» производят свыше 90% автомобилей. В ФРГ доля фирм «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» в выпуске автомобилей достигает 50%. На монополизированных предприятиях занята значительная часть рабочих. В США доля пятисот крупнейших корпораций в обшей численности всех корпораций составляет порядка 0,2%, на них работает 66% всех занятых в производстве, причем доля этих компаний в получаемых прибылях достигает 70-75%. Экономистами критикуется несовершенная конкуренция и раздаются призывы к совершенной, честной конкуренции. Но это абсолютно нереально, так как изменились объективные условия, и вместо законов простого товарного производства действуют экономические законы, выражающие условия господства монополии, а значит никакими административными мерами вернуть эпоху свободной конкуренции даже и теоретически немыслимо. Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая. К внутриотраслевой относится соперничество производителей одной отрасли за более выгодные условия закупки сырья, выпуска и сбыта своих товаров. В каждой отрасли затраты на выпуск однородной продукции подвержены значительным колебаниям, а реализуют они свои товары по одинаковой, рыночной цене. Те, у кого затраты ниже, получают максимальную прибыль, а предприятия с высокими затратами имеют низкую прибыль или вообще остаются без прибыли. Внутриотраслевая конкуренция содействует установлению единой рыночной цены на данный вид продукции или сырья и полуфабрикатов. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях и сферах экономики. В ее основе лежит стремление всех производителей к получению максимальной прибыли. Если в какой-то отрасли, особенно в новой, норма прибыли заметно выше, то туда устремляются капиталы из других отраслей. Нередко бывает так, что приток капиталов значительно увеличивает предложение продукции этой отрасли, что ведет к снижению цен, а следовательно, и падению нормы прибыли. В той же отрасли, откуда перекочевал капитал, предложение уменьшилось, а спрос остался прежним, и поэтому цены возросли и норма прибыли повысилась. Таким образом, межотраслевая конкуренция регулирует распределение капиталов между отраслями и сферами экономики. Если совершенная конкуренция эпохи свободной конкуренции содействовала эффективному развитию экономики, постоянному усовершенствованию техники и организации труда, снижению издержек производства, повышению качества товаров и расширению их ассортимента, то монопольная конкуренция -это господство одной или немногих (олигополия) компаний в производстве и сбыте определенного товара (услуги), что позволяет ей (им) устанавливать цены, приносящие монопольно высокую прибыль. Поэтому по мере развития несовершенной (недобросовестной, нечестной) конкуренции государство вынуждено принимать против нее различные административные и законодательные меры. Но монополии находят много обходных путей. В их числе можно назвать такие, как демпинг, позволяющий разорить конкурента или установить над ним контроль, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт их по низкой цене (пиратство), нарушение качества, стандартов и условий поставок. Но это привело к тому, что все больше уделяется внимание борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |