Система социальной защиты населения в условиях рынка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Бизнес и управление» Фомина В.П., Баркан Н.А. Экономические стимулы и социальные гарантии в современных условиях Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по специальностям 080507 – «Менеджмент организации», 080504 – «Государственное и муниципальное управление»
Москва Содержание
Введение В настоящее время в экономике России происходят сложные и противоречивые процессы, связанные с переходом к рыночным отношениям. Постепенно, с большими трудностями внедряется новый хозяйственный механизм, получили равные права различные формы собственности, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, коренным образом изменяется система управления хозяйства. Однако все это происходит на фоне падения объемов производства во всех отраслях хозяйства, развала финансово-кредитной системы и резкого снижения жизненного уровня населения. В возникшей ситуации крайне необходимы антикризисные меры с целью создания устойчивой базы для последовательного продвижения к рынку. Только по мере роста объемов производства и стабилизации продвижений хозяйства к сбалансированному состоянию становится реальным действие рыночных структур, рычагов и стимулов. Дальнейшие преобразования по пути к рыночной экономике предполагает, что Россия должна иметь качественно новую экономику: - демилитаризованную, социально-ориентированную, работающую на нужды людей; - открытую, с сильный частным сектором и широким предпринимательством; - с высококвалифицированными специалистами, усвоившими новые нормы труда; - с социальной защитой и системой социального партнерства Трансформация экономической системы является актуальным вопросом о соотношении экономического и социального развития и путях решения социальных проблем. В настоящее время становится очевидным, что деятельность современных предприятий и организаций взаимосвязана и взаимозависима со сложной сетью социальных отношений. Это связано с тем, что экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация, повлекли за собой серьезные социальные последствия: социальную незащищенность всех категорий населения, низкий уровень доходов, безработицу, кризисное состояние социальной инфраструктуры. Долгосрочный коммерческий успех возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха является проведение эффективной социальной политики. За годы перехода к рыночной экономике резко снизился уровень жизни населения. Реальные денежные доходы россиян уменьшились. Более трети населения находится за чертой бедности. В официальной статистике границей бедности считается прожиточный минимум, который рассчитывается по демографии и регионам РФ. Это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи, налоги и сборы. Потребительская корзина– минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; он устанавливается в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления. Важным социально-экономическим показателем, характеризующим уровень жизни населения являются размер минимальной оплаты труда. Правительство поэтапно повышает его размер до величины прожиточного минимума (на 01.05.10 г. – 4300 руб.). Система социальной защиты населения в условиях рынка Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка – обеспечение социальной защиты определения групп населения. Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как безработица и инфляция. Поэтому необходима социальная защита населения. Эту задачу призвано выполнять государство. Социальная политика государства – это политика, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. Социальная защита экономически активного (занятого и временно незанятого) населения предполагает: - меры государства, связанные с подготовкой к квалифицированной трудовой деятельности (бесплатность общего и среднего профессионального образования, получение на конкурсной основе - высшего); - меры, обеспечивающие сам процесс трудовой деятельности (недопустимость принудительного труда; соблюдение продолжительности рабочего времени; предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемых отпусков); - установление минимальной зарплаты, осуществление индексации доходов, сбережений населения в условиях инфляции и др.; - проведение государством через налоговый механизм, кредитно-финансовой политики, направленной на поддержку предприятий, на сохранение рабочих мест (в т.ч. для инвалидов, членов многодетных семей и др.); - гарантированные выплаты компенсаций, пособий по безработице, содействие в трудоустройстве и обучении новым профессиям; - государственный надзор и контроль за соблюдением как федерального законодательства о труде, так и международных трудовых норм, зафиксированных в конвенциях и рекомендациях МОТ, ратифицированных Россией. Социальная защита населения предполагает меры по обеспечению содержания нетрудоспособных членов общества. В социальном обеспечении выделяют: - пенсионное обеспечение (престарелых, инвалидов, семей, потерявших кормильца); - пособия (единовременные, ежемесячные на детей, по материнству, по болезни и другим причинам); - социальное обслуживание (предоставление социальных услуг отдельным категориям нуждающихся в них лиц). В экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена скромными размерами ВВП, что сдерживает перераспределительные процессы. По данным Госстата на начало 2010 года распределение доходов выглядело следующим образом: - значительная часть населения (около 40%) – граждане с низкими доходами – ниже прожиточного минимума; - доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум (сюда входят и военнослужащие); - и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (достаточно обеспеченные и социально защищенные граждане). Примерно 1/3 населения России находится в крайне тяжелом положении; происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере попадают многочисленные категории работающих граждан). Вопросы для самопроверки: 1. Социальная справедливость в экономической сфере, её основные критерии. 2. Социальная политика государства. Механизм социальной защиты населения. 3. Социально-экономические показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |