Инновационные технологии социальной работы с семьей и детьми
Технология «Социально-образовательный лифт» заключается в том, что проблема отсутствия возможностей для социальной мобильности (смены социального слоя) - одна из ключевых для российского общества. Возможности «социального лифта» серьезно ограничиваются для членов семей, включая и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Самостоятельно решить эту проблему семьи не в состоянии, поскольку подниматься вверх труднее, требуется больше усилий, чем скатываться вниз. Поэтому процесс деградации семей и отдельных ее представителей идет быстрее. Работа ведется на базовом уровне, задача которого заложить фундаментальные знания и сформировать практические навыки взаимодействия всех участников, в том числе семей и детей, находящихся в реабилитационном центре. Базовый этаж - с момента поступления воспитанника в учреждение и до окончания периода адаптации, определения проблемных зон и устранения острых кризисных моментов. На данном этаже воспитанник и его семья включается в систему социально-педагогического и психологического сопровождения. Большое внимание уделяется вопросам преодоления, если таковые имеются, педагогической и социальной запущенности (дополнительные занятия по предметам, помощь в выполнении домашнего задания, подготовке докладов, написании сочинений, рефератов и т.п.). Устанавливаются и закрепляются режимные моменты, правила и традиции коллектива воспитанников. Идет поиск занятий по интересам, определение в кружки и спортивные секции. Воспитанник включается в тренинговые занятия на укрепление эмоционального здоровья и профилактику саморазрушающего поведения. Параллельно ведется работа с семьей: устанавливается контакт, семья включается в социально-педагогический патронаж, ведется поиск форм повышения активности и заинтересованности в положительных изменениях самих членов семьи. Для решения задач данного этажа налажено взаимодействие с образовательными учреждениями г. Костромы. К работе с детьми и родителями привлекаются: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по труду, врач-педиатр, врач-психиатр. С родителями используются следующие формы работы: беседы, консультации, выходы в семью (первичные,профилактические, контрольные), тренинговые занятия, досуговые мероприятия с участием родителей; методы: поддержка, информирование, рекомендации, убеждение, внушение, наблюдение, контроль, анкетирование, тестирование, интервью. Наиболее действенной формой работы в Центре является индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации, занятия с педагогом-психологом). Главные цели Программы: - развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми; - укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации; - формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних «группы риска»; - обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми; - обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического сопровождения семьи и детей; - эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации Ожидаемые конечные результаты - предупреждение распада семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - восстановление детско-родительских отношений; - эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка; - снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, снижение количества эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Технология «Работа с сетью социальных контактов». В основе метода лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка. Основные цели метода: - развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми; - совершенствование межведомственного взаимодействия различных структур и более конструктивное использование имеющихся ресурсов в работе с проблемными семьями; - сокращение сроков пребывания детей в государственных учреждениях, предотвращение ситуаций проживания детей вне семьи; - снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целевая группа: дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Работа с социальной сетью - это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.Метод работы с сетью социальных контактов основан на социально-экологической теории систем, которая заключается в представлении о том, что все мы являемся частью различных систем: семья родственники мамы, родственники папы, детский сад, школа, соседи, клубные, дворовые друзья, различные организации и ведомства и т.д. Эти системы взаимодействуют между собой, мы подвергаемся влиянию этих систем. Если в одной из систем возникают проблемы, они так или иначе отражаются на всех членах этой системы, также и на других системах. Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.Сущность сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в работу по оказанию помощи. Работа после сетевой встреч - заключается в реализации тех позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники социальной сети: родственники, друзья, соседи и т.д. Опыт работы по данной методике показывает, что самое трудное начинается именно после встречи, т.к. это требует мобилизации внутренних сил окружения. Мероприятия по реализации программы: - проведение сетевой диагностической работы с социальным окружением ребенка; - организация и проведение сетевых встреч с социальным окружением ребенка; - социальное сопровождение семьи после сетевой встречи. Работа по данной технологии позволяет расширить реабилитационную работу с семьей и ребенком вне стационара и учреждения, не требует дополнительных экономических затрат. Технология «Интенсивная семейная терапия». Цель программы: - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - профилактика социального сиротства; Задачи: - превентивная коррекция девиантных форм поведения; - развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и - детьми «группы риска»; - сопровождения семьи и детей; - эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации. - укрепление семейных связей и климата в семье; - восстановление контактов ребенка/подростка с позитивными группами друзей и прекращение контактов с негативной средой; - повышение у ребенка/подростка интереса к учебе; - организация свободного времени ребенка/подростка; Ожидаемый результат: - укрепление сплоченности всех членов семьи; - восстановление контактов ребенка с друзьями, оказывающими положительное социальное влияние; - улучшение успехов ребенка в школе; - активное вовлечение ребенка в организацию досуга с положительной направленностью; - укрепление контактов между семьей и ближайшим окружением; - приобретение семьей опыта, навыков и приемов, которые могут помочь ей самостоятельно решать проблемы и трудности, возникающие в будущем. - снижение уровня безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних; - восстановление детско-родительских отношений; - эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка; - снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, количества эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данный метод работы основан на том, что взаимодействие с семьей строится с использованием командного метода работы, т. е. с семьей работает не один человек, а трое, по необходимости подключаются и другие специалисты: координатор, специалист по социальной работе, психолог. Такой подход свидетельствует о том, что проблема анализируется с разных точек зрения, и собирается информация со всех уровней взаимодействия.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4906)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |