Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Д.Е. № 3. Конкретно-научный уровень методологии в психологии



2016-01-26 7784 Обсуждений (0)
Д.Е. № 3. Конкретно-научный уровень методологии в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задание №19
Способ построения теоретических объяснений, который указан неверно:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + атрибутивное объяснение - объяснение какого-либо психического явления через его роль, функцию в жизнедеятельности субъекта (анализ путем выделения психических функций и связей между психическими функциями)
2) - составно-структурное объяснение - объяснение психических явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие - анализ путем выделения элементов, компонентов, состава)
3) - генетические объяснения - выделение исходной «единицы», потенциально содержащей все основные свойства целого, которые определяют последующее развитие - усложнение психического явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития)

 

Задание №20
Под редукционизмом в процессе исследования психических явлений понимается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + сведение с целью объяснения сложных психических явлений к явлениям более простым
2) - использование математических моделей с целью описания определенной группы психических явлений
3) - верификация теоретических гипотез специально организованными экспериментальными исследованиями
4) - использование измерительных средств и приборов для строгой регистрации явлений

 

Задание №21
Определите, каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из таких гипотез и могут быть эмпирически верифицированы
2) - ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной методологической и логической обоснованности
3) - ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области
4) - ошибочность теоретических гипотез устанавливается в том случае, когда они противоречат повседневному опыту и «здравому смыслу»

 

Задание №22
Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм - типов организации научного исследования, принятых определенными группами авторитетных ученых за образец. Это положение обосновывается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + в работе Т. Куна «Структура научных революций»
2) - при анализе теоретического кризиса в научной психологии Л.С. Выготским
3) - в исследовании способов верификации научно-теоретических знаний К. Поппера
4) - в работе С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание»

 

Задание №23
Определение, в котором дается формулировка эмпирического закона:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + закон - объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится и регистрируется с помощью приборов
2) - закон - предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить в эмпирических исследованиях
3) - закон - это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований
4) - закон - это установленные человечеством нормы организации социальных и межличностных отношений

 

Задание №24
Определите, какие законы, устанавливаемые психологией, сформулированы неверно (ошибочно):
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики
2) - законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром
3) - законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций

 

Задание №25
Суждение, которое характеризует особенности символа как семиотического объекта:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + знаково-символические средства, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым содержанием
2) - знаково-символические средства, неотделимые материально, пространственно, во времени от того объекта или явления, которое они обозначают
3) - знаково-символические средства, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно

 

Задание №26
Значение - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + система устойчивых обобщений (представлений, понятий, умственных действий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака
2) - индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
3) - множество явлений, которые обозначаются и замещаются знаково-символическим средством и которые располагаются в объективном мире
4) - материальная форма знака, доступная восприятию субъекта

 

Задание №27
Характеристика, которая соответствует действию моделирования как одному из способов использования знаково-символических средств:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + знаково-символические средства становятся объектом специальных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании
2) - в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание
3) - используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей
4) - при исследовании объекта выделяются различные свойства, которые фиксируются с помощью знаково-символических средств

 

Задание №28
Высказывание, которое верно характеризует особенности речевых действий человека:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + речь в деятельности человека обеспечивает обмен сообщениями, организацию совместных действий, фиксирование результатов познавательной деятельности на основе использования языковых средств
2) - речь человека - это сложный познавательный психический процесс, который выступает уникальной особенностью психики человека и благодаря которому развивается человеческое сознание
3) - речь является системой знаков, из которых складывается человеческий язык
4) - речь это сложная система условных рефлексов, которые организуют человеческие формы поведения

 

Задание №29
Определение сознания человека, которое наиболее полно соответствует контексту психологической теории деятельности:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + сознание - это присущий только человеку высший уровень психической ориентировки, реализуемый на основе образа окружающего мира, который обеспечивает опосредствованную знаками произвольную и рефлексивную организацию действий
2) - сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль), умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей
3) - сознание - это совокупность совместных знаний об окружающем мире и о себе, которые используются людьми для организации совместной деятельности и общения
4) - сознание - это присущий только человеку высший уровень психического отражения предметов и явлений окружающего мира

 

Задание №30
Определение понятия «деятельность», которое соответствует деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + деятельность - это направление жизненной активности субъекта, подчиненное реализации определенного мотивационного отношения (мотива)
2) - деятельность - это индивидуальная или совместная активность людей, направленная на достижение определенного конечного результата или получение определенного продукта
3) - деятельность - это присущие только человеку формы активности - игровая, учебная, трудовая (производственная), которые обеспечивают сохранение и поддержание социальных отношений
4) - деятельность - это система действий, обеспечивающих получение определенного конечного результата

 

Задание №31
Определение, которое соответствует термину «мотив» в отечественной психологии:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + это «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий жизнедеятельность субъекта и служащий удовлетворению потребностей
2) - это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях
3) - это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде

 

Задание №32
Определите, какое отношение между психическим образом и действиями субъекта в окружающем мире сформулировано неверно (формулировка носит ошибочный характер):
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + предметный образ исходно формируется в результате воздействий на органы чувств разнообразных внешних раздражителей и фиксируется в форме воспроизводимых в мозге представлений и понятий
2) - ориентировочно-исследовательские операции в составе действий являются средством формирования образа
3) - вторичный образ (представление) - это результат сокращенного выполнения определенных ориентировочно-исследовательских операции и действий в отсутствие объекта
4) - в процессы решения различных задач и организацию действий психический образ включается в качестве ориентировочной основы

 

Задание №33
В качестве основного источника развития высших психических функций человека в культурно-исторической теории Л.С. Выготского выступает (-ют):
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + источник развития человеческой психики, который находится во внешнем мире - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладевать каждому ребенку с момента рождения
2) - психические функции, которые носят врожденный характер и передаются по наследству
3) - высокоорганизованный головной мозг, а также высоко специализированные органы чувств

 

Задание №34
Положение, которое не соответствует (противоречит) закономерностям формирования новых высших психических функций (ВПФ) человека в теории Л.С. Выготского:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + ВПФ формируются через осознание субъектом способов организации своих собственных действий и психических процессов по мере знакомства с языком
2) - ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом на основе включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств
3) - ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы - интериоризируются

 

Задание №35
Направление преобразования человеческих действий, которое не соответствует психологическому механизму интериоризации:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + от подчинения действия сознательной цели к его последующему преобразованию в самостоятельную деятельность
2) - от действий организованных с помощью внешней речи к действиям организованных с помощью внутренней речи
3) - от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному
4) - от внешних материальных форм действий к умственным, «идеальным» действиям над значениями

 

Задание №36
Положение, которое следует считать неверной (ошибочной) интерпретацией часто цитируемого положения Л.С. Выготского - «обучение ведет за собой развитие»:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + чем более комфортно и эмоционально позитивно для ребенка организован процесс обучения, тем большее влияние он оказывает на личностное и интеллектуальное развитие детей
2) - обучение и воспитание - это основные и необходимые детерминанты развития высших психических функций человека
3) - при обучении ребенка взрослый должен ориентироваться не на то, что ребенок может выполнять самостоятельно («зона актуального развития»), а на то, что ребенок способен выполнить с помощью взрослого в совместных действиях, что составляет «зону ближайшего развития»
4) - высшие психические функции человека исходно формируются во внешних, разделенных с другими людьми действиях и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы

 

Задание №37
Укажите, на основе каких функциональных структур складывается индивидуальное сознание человека (по А.Н. Леонтьеву):
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + на основе отношений между «чувственной тканью», «объективными значениями» и «личностными смыслами»
2) - на основе отношений между представлениями и понятиями, которые организованы и фиксированы с помощью знаково-символических средств
3) - на основе языковых единиц, которые образуют сознание: фонемы, морфемы, лексемы, грамматические способы построения высказываний
4) - на основе отношений между процессами, протекающими в подкорковых структурах и в коре головного мозга

 

Задание №38
В теории сознания А.Н. Леонтьева «объективные значения» определяются как:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных действий и различной деятельности, которые не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтений и характеризуют предметы через их отношения к другим предметам
2) - пристрастные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности, определяемые индивидуальными мотивами, которые выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний
3) - фиксированная с помощью терминов (слов) информация, которая кодирует признаки определенного множества объектов или явлений

 

Задание №39
В основе периодизации психического развития человека в теории Д.Б. Эльконина лежит:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + процесс закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые включается ребенок на разных этапах возрастного развития
2) - различия в способах организации психической ориентировки, которые лежат в основе выполнения предметных действий и действий, обеспечивающих реализацию межличностных отношений
3) - система социальных и предметно-практических задач, которые ставятся перед ребенком обществом и окружающими людьми и которые должен научиться разрешать ребенок на каждом этапе возрастного развития

 

Задание №40
Положение, которое соответствует методологическому принципу детерминизма:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) + все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным связям - законам
2) - для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых причинно-следственных связей: а) которым подчиняется состав и структура изучаемого явления; б) которыми изучаемое явление взаимосвязано с другими явлениями; в) на основе которых изучаемое явление включается в составе более сложных явлений
3) - объяснение психических явлений возможно только при изучении процессов их формирования и развития: в филогенезе, в антропогенезе, в процессе исторического развития человечества, в онтогенезе

 

Задание №41
Положение, которое неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + знания, полученные с помощью научных методов, обладают истинностью и не подвергаются сомнению
2) - сфера человеческой деятельности направленна на: а) получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач
3) - научные результаты фиксируется в знаково-символических средствах и максимально однозначно транслируется в поколениях людей
4) - научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом

 

Задание №42
Характеристика научных исследований, которая носит неверный (ошибочный) характер:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + корреляционные исследования - направлены на получение знаний о причинно-следственных связях между различными явлениями
2) - фундаментальные исследования - направленны на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний
3) - прикладные исследования - направлены на использование имеющихся знаний для решения практических задач
4) - экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть верность теоретических гипотез

 

Задание №43
Определение, которое соответствует предмету исследования в научной деятельности:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) предмета или явления, которую предполагается исследовать
2) - это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя
3) - это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования
4) - это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления

 

Задание №44
Феноменологические знания в научной психологии получают и фиксируют:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + на основе методов интроспекции, самоанализа и самоотчета
2) - путем выдвижения гипотез и их последующего опытного подтверждения
3) - на основе тестов, которые обеспечивают наиболее точное фиксирование феноменов
4) - на основе введения единиц измерения и их использования с целью регистрации свойств у изучаемых явлений

 

Задание №45
Суждение, которое верно характеризует научный факт:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) + факты представляют собой область описательных научных знаний: описание явлений на основе измерения или регистрации с помощью приборов их свойств
2) - научные факты собирают и фиксируют посредством тщательного наблюдения и словесного фиксирования результатов наблюдения
3) - в качестве научного факта признается только то, что может наблюдать каждый человек в повседневной жизни
4) - факты - это следствия, которые дедуктивным путем выводятся из теоретических гипотез


2016-01-26 7784 Обсуждений (0)
Д.Е. № 3. Конкретно-научный уровень методологии в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Д.Е. № 3. Конкретно-научный уровень методологии в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)