Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 18 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА



2016-01-26 591 Обсуждений (0)
ГЛАВА 18 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




В XXI веке продолжаются кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, возрастает преобразующая роль человека, необходимость его совершенствования, охраны здоровья. От Сервета, которого сожгли на костре за то, что он изучал на трупах строение человеческого тела, до сложнейших операций на сердце и мозге в наше время - огромный путь развития наук о человеке и медицины. Философия выступает междисциплинарной системой знаний о человеке и окружающем его мире, как материальном, так и духовном.

Предназначение философской подготовки врачей — дать ответы на мировоззренческие вопросы человеческого бытия: о природе человека и смысле его жизни и деятельности, о резервах и возможностях его организма, мышления, о его смерти и бессмертии. XX Международный философский конгресс (Бостон, 1998) рассмотрел возрастающую воспитательную роль философии в современных условиях. В сфере медицинского образования философия призвана стать логикой и методологией медицинского знания, философией медицинского исследования человека.

1. Философское учение о человеке

Философия и медицина имеют один объект исследования - человека. «Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». Актуальность проблемы человека определяется рядом причин и прежде всего гносеологической. История науки показывает, что человек - самый трудный объект для изучения. Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил задачу: «Познай самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека - вереница событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обстоятельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.

Философия призвана выполнить свои задачи: постановочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регулятивную в познании человека и мира, в котором он живет.

В конце ХХ - начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-экономического, демографического), угрожающих жизни людей на планете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельности для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушительных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни.

Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. Наблюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего этноса — русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии. Этих причин достаточно, чтобы убедиться в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундаментальные философские учения.

Философское постижение человека началось еще в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, некоторого единого временного порядка и строя бытия, как «малый мир» — «микрокосм», как отражение и символ Вселенной — «макрокосм». Последний понимался антропоморфно — как живой одухотворенный организм. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно- европейской философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с ним, преобразуя его. А в восточной философии человек более обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который приобщается к высшим, неличностным ценностям.

Религиозное — иудейское и христианское представление о человеке родилось не в философии и не в науке. Миф о сотворении человека, его души и тела Богом принадлежит религиозной вере. Она представляет собой пеструю смесь иудаизма, прежде всего Ветхого Завета, а также религиозной античной истории и Евангелия. Это учение о происхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле-искусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека (Иисуса Христа), о бессмертии души и преображении тела, о воскрешении, страшном суде и т.д. Христианство исходит из того, что человек приходит в мир, отягощенный первородным грехом, грешным по природе. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет вознагражден вечным блаженством в иной жизни, а иначе — вечные муки в аду. Основа христианства в трех добродетелях: вере, надежде, любви, в том числе - прощении врагов и любви к ним.

Таковы в целом религиозные суждения о человеке. Но еще в 5 в. до н.э. древнегреческий философ, — один из основоположников материализма и диалектики, — Гераклит говорил, что «мир единый не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Так зарождалось атеистическое учение о человеке и мире.

Русские религиозные философы конца Х1Х-начала XX веков В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский и другие различали религию «темную» (слепую веру, религиозный фанатизм) от религии «светлой», обращенной к человеку. Принципами их учения являлись: идея всеединства — единства человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности; представление о человеке не как о рабе или атомарном существе, а как о личности, неразрывно связанной с всеобщим, как о творце, «богочеловеке». Русская религиозная философия рассматривала Бога и человека как высшие ценности, в их единстве. Возвышенное, одухотворенное человечество должно выполнить задачи создания мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохранить всю полноту и многообразие бытия.

В 1995 году в России был создан союз антропософских врачей — одно из религиозно-философских направлений в медицине, в котором врачи, сознавая свою ответственность перед духовным миром, выступают против духовного насилия над человеком. С этой целью союзом создается журнал «Антропософская медицина».

По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Религиозное представление о человеке как о «Божьей твари» - Ноmо Dei - было вытеснено научным определением Карла Линнея: Ноmо Sapiens - человек разумный. Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологический принцип.Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономические условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорировались (Л. Фейербах, А.И. Герцен, Н.Г Чернышевский).

Биологизаторская концепция человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. eugenes -породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости организма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал-евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).

Прогрессивные же идеи евгеники были восприняты медициной с целью предупреждения врожденных заболеваний. Передовые страны уже вступили в период, который академик Н.П. Дубинин (р. 1907) назвал «управляемой биологической эволюцией».

Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилизации» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий. Клонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных схем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового высшего существа» на базе нужных идеологических и национальных основ с уничтожением «ненужных национальностей».

Социобиология направлена на исследование биологических основ поведения всех живых существ. Один из основоположников этого учения американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависимость поведения человека от его «биологических основ», и этим якобы определяется его обреченность как разрушителя себя и окружения. Психолог Мерфи определяет человека как биологический организм, взаимодействующий с материальным и социальным окружением. Современная социобиология становится комплексной теорией о взаимодействии в природе человека биологических и социальных составляющих: данных человеку от природы, его родителей и приобретенных в процессе его социализации, формирования и развития в обществе.

Марксистская концепция человека зародилась в 40-е годы XIX века на основе философии диалектического материализма (и антропологического учения), которая затем эволюционировала в сторону социальной и политической философии. Для марксизма характерен реальный взгляд на человека: человек, писал К. Маркс, - это «мыслящее животное». Но человеческая сущность рассматривается у него как «совокупность всех общественных отношений ... люди суть продукты обстоятельств и воспитания».

В соответствии с учением Маркса, человек является высшей целью развития общества и должен быть освобожден от всех форм социального отчуждения путем классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счете, ликвидирует эксплуатацию человека человеком. Он писал о коммунизме как обществе реального гуманизма, в основе которого будет общественная собственность на средства производства. Коммунизм исходит из доброй природы человека, из возможности и необходимости общего созидательного труда, построения общества справедливости. Маркс подчеркивал, что основным критерием общественного прогресса является положение человека в обществе. Как сказал поэт, «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Маркс высказал пророческую мысль о том, что настанет такое время, когда науки естественные и науки гуманитарные сольются в единую науку — науку о человеке.

В современной научной концепции человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых орга­низмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. А на уровне психической, сознательной деятельности человек обращен к общественному и индивидуальному бытию с его специфическими закономерностями.

В науке второй половины XX века представлена монистическая концепция человека: его сущность, природа интегральны. Целостная концепция человека, считает Б.В. Марков, может быть построена при условии нового интегративного подхода. Наиболее полно и всесторонне такое целостное философское учение о человеке в свете современных представлений рассматривается В.Н. Сагатовским. В своей «Философской трилогии» он развивает систему взглядов о единстве природы и человека, общества и личности, о человеке как субъекте ответствен­ного выбора, способного творчески определять бытие.

Человек — это нечто единое, целостное, в котором слиты, взаимосвязаны его структурные компоненты. Сегодня ученые не только приблизились к пониманию того, что организм человека является единой интегральной системой. На основе полученных данных разрабатываются технологии корректирующего воздействия на весь организм. Такая диалектическая концепция поддерживается большинством ученых, она хорошо работает на медицину. Врач рассматривает человека в единстве его биологической, психологической и социальной структур. На этой методологической основе развивается профилактическая, клиническая и социальная медицина.

В монистическую концепцию человека органично вошли идеи академика В.И. Вернадского (1863—1945) о биосфере (сфере живого взаимодействия природы и общества) и ноосфере (сфере разумной деятельности человека как высшей стадии развития биосферы), связанной с возникновением и развитием в ней человечества. Учение о ноосфере явилось продолжением идей русского космизма. А.Л. Чижевский (1897—1964) установил зависимость биосферы, здоровья человека от ритмов активности солнца.

Новая научная концепция в философии и медицине представляет человека как высочайшую по саморегулированию живую систему в общей системе социальных ценностей. На биологическом уровне человек представлен как индивид, а на социальном — как активный субъект истории, общественного развития.

Виднейший представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900—1980) основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой, т.е. в тотальном отчуждении человеческого бытия. «Сами неврозы в конечном счете, - писал он, - являются симптомами морального поражения... морального конфликта, и успешность терапевтического усилия зависит от понимания и решения моральной проблемы человека». Поэтому прав был другой последователь 3. Фрейда - К.Г. Юнг (1875-1961), который признал, что «психология и психиатрия тесно связаны с философскими и моральными проблемами человека...».

В религиозной и эзотерической (гр. esoterikos - внутренний) философии выделяется еще высший уровень человека - его душа, в которой заключен дух, некое божественное непознаваемое начало. В психологии и медицине душа понимается как вполне детерминированное «душевное» (то есть психическое) состояние человека, прежде всего, его память и способность восприятия окружающего мира и самого себя. «Душой мы называем непосредственное переживание. Душа — это все то, что было ощущаемо, воспринимаемо, представляемо, желаемо» (Э. Кречмер, 1888-1964).

Значительный вклад в современную научную концепцию человека внесли Всемирные философские конгрессы: XVIII - в 1988 г. «Философское познание человека» (Брайтон, Великобритания), XIX — в 1993 в «Человечество на переломном этапе: философские перспективы» (Моcква), XX - в 1998 г. «Философия в воспитании человечества» (Бостон,' США) и Первый Российский философский конгресс в 1997 г. «Человек - философия - гуманизм» (С-Петербург). На этих форумах рассматривались актуальные проблемы настоящего и будущего человечества: существование и развитие человека, его ценностей в меняющемся мире, философские проблемы антропогенеза, генной инженерии, соотношение биологического и социального в человеке, проблема духовного и телесного, философия образования и развития личности и многие другие.

В условиях формирования новой цивилизации все большее значение, по мнению И.Т. Фролова, будут приобретать с течением времени не столько технологические и геополитические, сколько антропологические факторы — развитие человека, его культуры, образования, нравственности. «Абсолютное движение становления» человека разумного и гуманного совпадает с историческим развитием единого человечёства, с общественным прогрессом (К. Маркс).

Но в XX веке произошла «антропологическая катастрофа» (М.Хайдеггер). Этим можно объяснить современную тенденцию антропологизации философии и науки, роста значения и расширения предкмета самой науки антропологии. Западный антропоцентризм, сформировавшийся еще в эпоху Возрождения, продолжает давать человеку иллюзию самодостаточности, позволяет ему забыть о том, что он связан со всей Вселенной - живой и неживой. Однако человек не растворяется ни во Вселенной в целом, ни в социальности. Рождение, смерть, жизненный путь — все это уникально. Идея уникальности человека стала центральной в современной философии.



2016-01-26 591 Обсуждений (0)
ГЛАВА 18 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 18 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)