Методы теоретического исследования
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулировки гипотезы и для оценки собранных фактов. Теоретический анализ – это рассмотрение отдельных сторон, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом, помогающий раскрыть сущность изучаемых педагогических явлений. Индуктивный метод - это движение мысли от частных суждений к общему выводу. Дедуктивный метод - это движение мысли от общего суждения к частному выводу. Прогнозирование – познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения. Моделирование - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Теоретические методы связаны с изучением литературы. Работа с литературой предполагает использование следующих методов: - составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой); - реферирование (сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по теме); - конспектирование (ведение записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы); - аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи); - цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных). Эмпирические методы исследования Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов. К ним относят: Наблюдение – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, процессов. Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, фонографические записи и другие. В.А. Сластенин выделяет следующие этапы наблюдения: - выбор объекта, предмета; - выбор способа наблюдения; - выбор способов регистрации наблюдаемого; - обработка и интерпретация полученной информации. В педагогике используются три разновидности опросных методов: Беседа – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. Беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. В использовании данного метода следует соблюдать: - четкий план беседы; - обсуждение вопросов в различных ракурсах и связях; - варьирование вопросов; - умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и в ответах; - вопросы задаются в логической последовательности. Разновидностью беседы является интервьюирование (способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса). При интервьюировании целесообразно придерживаться заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Типы анкет: - открытая анкета (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого); - смешанная анкета (часть ответов предлагается на выбор, оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ). Метод изучения продуктов творчества – диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Изучение школьной документации (личных дел, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) дает исследователю объективные данные, характеризующие организацию образовательного процесса. Эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. Эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. Правила организации - поиск экспериментальной базы; - предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания. Выделяют следующие этапы эксперимента: - теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); - эксперимент (проведение серии опытов, наблюдений); - аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |