РАЗДЕЛ V. Философии о человеке и обществе
Тема 8.Природа и сущность человека. Человек и общество Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология. Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализм. Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека. "Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека. Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности. Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук. Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле. Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества. Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества. Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев. Основные формы и уровни общественного сознания. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Многообразие форм, видов, типов культуры Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма. Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы. Тема 9.Глобальные проблемы современной цивилизации Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса. Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии. Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям. Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество". Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) Таблица 6 Тематический план для студентов очной формы обучения
Таблица 7 Тематический план для студентов очной на базе СПО формы обучения
Таблица 8 Тематический план для студентов заочной классической на базе среднего (полного) образования формы обучения
Таблица 9 Тематический план для студентов заочной на базе СПО формы обучения
Таблица 10 Тематический план для студентов заочной на базе ВО формы обучения Тематический план для студентов очной формы обучения
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |