Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология и этика делового общения (3часа)



2016-09-16 290 Обсуждений (0)
Психология и этика делового общения (3часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа элективного курса

По русскому языку

«Культура и психология общения».

( 8 класс, 17часов)

Учебный год

 

 

Авторы Н.В.Адаменко, Л.С.Захидова, Л.Н.Кретова

Составитель Фридер Е.И.

 

Пояснительная записка.

 

В век интеграции и развития культурных связей особую роль играет межличностная коммуникация. Успешная деятельность социального субъекта во многом зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Культура общения представляет собой часть общечеловеческой культуры, что особенно важно для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме.

 

Данная программа элективного курса по русскому языку для 8 класса составлена на основе двух программ «Психология общения» Н.В.Адаменко («Профильная школа», № 6 2006 год) и «Культура речи» Л.С.Захидовой, Л.Н.Кретовой («Профильная школа», № 4, 2006 год).

 

Цели курса:

 

  • Пробудить интерес к исследованию себя как субъекта общения и других людей как объектов коммуникации;
  • Дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха во взаимодействии с другими людьми, сделать процесс межличностной коммуникации более эффективным;
  • Научить использовать в речи нормативные языковые факты.

 

Задачи курса:

  • Дать учащимся первичные, общие знания о психологии общения, её видах и классификациях;
  • Познакомить с понятием «норма» и основными критериями нормативности;
  • Научить ориентироваться в разных речевых ситуациях и выбирать языковые средства, адекватные данной ситуации;
  • Помочь в создании правильных и образцовых текстов разных жанров;
  • Научит слушать собственную речь и речь окружающих, а также обнаруживать и устранять нарушения языковых норм.

 

Программа рассчитана на 17 часов, состоит из блока теории, практических занятий, коммуникативных тренингов. Результатом работы по данной программе должен стать учебный проект учащихся.

 

Содержание курса.

Коммуникативная компетентность (2 часа).

Общение как социально психологический механизм взаимодействия. Коммуникативный процесс. Виды и функции общения. Познавательное общение.

Деловое взаимодействие. Убеждающее, ритуальное, деловое общение. Содержание делового общения, его характеристики. Стороны общения, манера общения и стиль.

Вербальные средства коммуникации. Человеческая речь как источник информации. Речевые средства общения; официально-деловой стиль общения; научный стиль речи. Разговорная речь. Понятие подтекста.

Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, фонетический.

Невербальные средства в деловой коммуникации. Язык жестов. Средства невербальной коммуникации. Мимика и взгляд. Зоны и дистанции.

Коммуникативный тренинг

Культура речи (2 часа).

Понятие культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности. Вариативность и норма. Типология речевых ошибок.

 

Правильная речь (4часа).

Произносительные и акцентологические нормы. Функции русского ударения. Лексические нормы: специфика функционирования заимствованных слов; тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы; правила смыслового согласования слов, функционирования паронимов. Фразеологические нормы: источники фразеологизмов; проблема мотивированности их значений и особенности употребления в речи. Морфологические нормы: проблема определения рода заимствованных слов; число и падеж. Синтаксические нормы: нормы управления и согласования; синтаксические особенности устной и письменной речи.

Коммуникативный тренинг

 

Образцовая речь (2часа).

Стилистические нормы: уместность и доступность, краткость и богатство, своеобразие речи. Понятие речевого этикета.

Коммуникативный тренинг

 

Формы деловой коммуникации (4 часа).

Коммуникативные роли. Коммуникативные типы деловых партнёров.

Деловой разговор. Деловая беседа, беседа по телефону. Деловое совещание. Типы совещаний. Деловые переговоры. Пресс-конференция.

Дискуссия, дебаты, спор. Публичная речь. Презентация. Метод деловых игр.

Критика в деловой коммуникации. Виды критики. Психологические издержки критики. Техника нейтрализации замечаний. Комплименты в деловой коммуникации.

Коммуникативный тренинг

Психология и этика делового общения (3часа).

Человек и профессия. Личность профессионала. Трудовая мотивация. Индивидуальный стиль деятельности. Нравственно-психологические вопросы взаимоотношений работника и работодателя.

Условия развития общения. Факторы, влияющие на уровень общения. Методические приёмы и психологические законы общения. Конфликты, их виды, методы разрешения конфликтов.

Коммуникативный тренинг

 

Учебно-тематический план курса.

Название раздела. Тема занятия. Кол-во часов.
1. Коммуникативная компетентность.
  1. Коммуникативный процесс. Виды и функции общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Стили общения. Коммуникативные барьеры.
  2. Коммуникативный тренинг «Общение как социально-психологический механизм взаимодействия».
2. Культура речи.
  1. Понятие культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности.
  2. Типология речевых ошибок.
3. Правильная речь.
  1. Произносительные и акцентологические нормы. Функции русского ударения. Лексические и фразеологические нормы.
  2. Коммуникативный тренинг «В мире слов, или Слово о словах».
  3. Морфологические нормы. Синтаксические нормы
  4. Коммуникативный тренинг «Поставь в правильную форму!»
4. Образцовая речь.
  1. Стилистические нормы: уместность и доступность, краткость и богатство, своеобразие речи.
  2. Понятие речевого этикета. . Коммуникативный тренинг «Я хочу рассказать о …».  
5. Формы деловой коммуникации.  
  1. Коммуникативные роли. Коммуникативные типы деловых партнёров. Формы делового общения.
  2.Критика и комплименты в деловой коммуникации.
  3. Коммуникативный тренинг «Деловое общение».
  4. Коммуникативный тренинг «Учимся выдерживать критику».
6. Психология и этика делового общения  
  1.Человек и профессия. Трудовая мотивация. Факторы, влияющие на уровень общения, и психологические законы общения.
  2. Коммуникативный тренинг «Деловое общение работника и работодателя».
  3. Коммуникативный тренинг «Конфликты и методы их разрешения».

 

 

Список литературы.

1. Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – Москва, 1977;

2. Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка». – Москва, 1984;

3. Кохтев Н.Н. «Риторика». – Москва, 1994;

4. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка». – Москва, 1977;

5. Скворецкая Е.В. «Культура речи: упражнения и рекомендации». – Новосибирск, 2000;

6. Сопер П. «Основы искусства речи» / Пер. с англ. – Москва, 1992;

7. Фоменко Ю.В. «Типы речевых ошибок». – Новосибирск, 1994.



2016-09-16 290 Обсуждений (0)
Психология и этика делового общения (3часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология и этика делового общения (3часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)