Характеристика учебной деятельности усвоения действий на различных уровнях
нравственности должны дополняться конкретными приемами деликатного обращения к человеку. Знания продукта жизнедеятельности — это личная система ценностей, отличающиеся от просто значимых ценностей тем, что они лично приняты и значимы, служат фактическими ценностными ориентирами выбора, принятия решений и фактическими стимулами, личным интересом в деятельности. Знания состава жизнедеятельности — это знания конкретных деятельностей и соотношения между ними — своеобразный план жизни, определяющий ее распорядок и крутые повороты судьбы (выбор профессии, создание семьи). Выше раскрыты понятия психических познавательных процессов как особых форм предметной деятельности. От характеристики отдельных психических процессов перейдем к синтетической учебной деятельности, в которой объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. В этом огромная заслуга деятельностного подхода, пришедшего на смену подходу функциональному. По В.В.Давыдову [26] понятие учебной деятельности нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. Содержанием учебной деятельности служат теоретические знания, которые в свою очередь определяются как единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий. Этот вывод следует, по мнению автора концепции, из того, что в учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Такое движение мысли требует выделения исходной "клеточки", из которой логически может быть выведено все многообразие частных особенностей и проявлений данного предмета. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. На основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия без понимания содержательной стороны деятельности. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) не сформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. По определению ИИ. Ильясова [32], деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. На основании сказанного в начале параграфа, можно заключить, что предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. При этом изменяются как поверхностные, так и глубинные его уровни в тесной взаимосвязи друг с другом. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относятся: а) действия уяснения содержания учебного материала; б) действия обработки учебного материала. Конкретный состав этих действий на втором уровне будет зависеть от того, сообщается ли содержание знания преподавателем в явной форме (письменно или устно), или оно выводится из общих знаний, также полученных от преподавателя, или подлежащее уяснению знание добывается путем самостоятельного поиска. Действия и операции второго уровня, обеспечивающие обработку учебного материала, могут состоять в заучивании, выполнении упражнений, поэтапной отработке и интериоризации (перечень и последовательность прохождения этапов см. в § 2.6). Параллельно с исполнительными действиями по уяснению и обработке материала осуществляются контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий. Для преподавателей высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Фактически речь идет о том, чтобы научить студентов учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными знаниями. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению. Это невозможно сделать без некоторого объема знаний психологического и логико-методологического характера, в том числе знания о самой учебной деятельности, а также знания обобщенных характеристик предмета, подлежащего усвоению. Вышеизложенное о фактах, влияющих на эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса, позволяет выделить следующие компоненты этой деятельности как инструмента мышления. 1. Деятельность студента, направленная на изучение и овладение основами данной дисциплины. При этом предполагается слушание, чтение, конспектирование, осмысление, реферирование и другой учебной информации под углом зрения достижения определенных учебных целей. 2. Деятельность студента, направленная на изучение методов решения задач, показывающих состав и содержание аппарата практического применения основных теоретических положений дисциплины. В состав этой фазы познавательной деятельности входят чтение, осмысление, выполнение действий по образу, структурирование решений, анализ различных примеров рационального применения типовых приемов и алгоритмов, составления обобщенных предписаний, тренировки, упражнения и т.п. 3. Деятельность по использованию приобретенных знаний в плане их действенности и достоверности на практике посредством различных форм контроля и самоконтроля. Этот компонент познавательной деятельности, направленный на формирование инструмента мышления студента в рамках данной дисциплины. Развивая суть изложенных компонентов познавательной Деятельности как процесса овладения знаниями в рамках данной дисциплины нужно отметить, что этот процесс учения может быть эффективным при следующих условиях: • На базе разнообразных средств наглядности и методов поднятия мотивации студенты получают на уровне знакомства полную и адекватную информацию о содержании, назначении и методах овладения системой знаний и умений, которая составляет предмет данной дисциплины, а также убеждаются в том, что предлагаемая для изучения и овладения система знаний и умений имеет важное значение для их профессиональной квалификации. • Каждый студент обеспечивается индивидуальными учебно- • Текущие успехи или неуспехи каждого студента в овладении знаниями и умениями в соответствии с поставленными в данной дисциплине и принятыми студентом целями, определяемые по результатам действий студента на контрольно-зачетных занятиях, показывающих действенность и прочность усвоенных им знаний, являются критериями и детерминантами для выработки последующих управляющих воздействий в системе управления (или самоуправления) обучением. При этом отмечается также, что самостоятельное изучение, самостоятельная работа над учебным материалом являются главными в учебной деятельности каждого обучающегося. Поэтому так важно, чтобы и преподаватели, и каждый студент понимали сущность и значение самостоятельной работы в учебном процессе. В настоящее время часто наблюдается сведение самостоятельного изучения к выполнению (преимущественно во внеаудиторное время) некоторой системы заданий, к ответам на вопросы и конспектированию учебников и учебных пособий, которое, как правило, студентами выполняется в виде механического переписывания (лишь бы представить выполненное задание). Нам представляется, что главной целью самостоятельного изучения является приобретение умений понять текст, вычленить и переосмыслить постановки типовых проблем и рациональные образцы деятельности, составить на базе анализа учебных текстов предписания и алгоритмы для решения целевых задач, осмыслить и четко обрисовать в конспекте сущность теоретических построений, рассмотренных в тексте, и их место в системе профессиональных знаний. Эти умения определяют эффективность и качество познавательной деятельности каждого студента, а сами эти учения формируются в адекватной учебной деятельности. Контрольные вопросы 1. Дайте определения понятию "деятельность". 2. Назовите основные признаки и классификацию деятельности. 3. Как вы поняли смысл определений "интериоризация" и "мотив"? 4. Что является конечным результатом деятельности? 5. Как вы понимаете выражение "ориентировочная основа деятельности"? 6. Раскройте суть учебной деятельности как "инструмента мышления". 7. Как определяется главная суть процесса учения?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |