Древнекитайская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. Учения: • буддизм; (будда) религиозно-философское учение о духовном пробуждении, • джайнизм; религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. • чарвана-лакаята. Ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: • йога; (патанджали) • веданта; • вайшешика; (улука) • ньяя(Готама/Гуатама) • миманса; • санкхья.(капила) Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии. Специфические черты философии: * Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде; * Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний; * Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его; * Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.); * Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук; * Субъективна; * Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток; * Изучает не только предмет познания, но и его механизм; * Доктринна, но в то же время постоянно развивается; * Опирается на категории - предельно общие понятия. Предмет Ф.: * Разделы: - Онтология (учение о бытии); - Гносеология (учение о познании); - Человек; - Общество; * Частные вопросы: - Сущность бытия; - Происхождения бытия; - Материя и её формы; - Сознание (происхождения и природа); - Бессознательное; - Душа, духовный мир человека; - Природа; - Различные сферы жизни общества; - Экология, проблемы выживания; - Познание; - Фил. категории; - Диалектика и её законы; Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование: * Основные методы: - Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей; - Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины); - Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм; - Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы; - Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод; - Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов; * Методы-направления Ф.: - Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи; - Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение; - Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания; - Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Философия имеет следующие функции: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Космоцентризм Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |