О.Уайльд «Преданный друг».Название сказки двусмысленно: преданный – это верный друг или друг, которого предали? История о дружбе - о дружбе на словах (дружбе для себя, дружбе только берущей) и дружбе на деле – в ущерб своему здоровью и труду – даже своей жизни. Трагедия Ганса, искреннего и доверчивого, не умеющего сказать «нет». Эгоизм мельника, который никогда не оценит и не поймет настоящей дружбы.
О.Генри «Из любви к искусству». Путь в искусство главных героев Джо и Дилии. Неожиданная развязка: герои новеллы, в заботе друг о друге забывая о музыке и живописи, идут заниматься черной работой. Каждый из них, как настоящий художник, сочинил свою легенду о заработанных деньгах. Джо и Дилия делают все ради Искусства и во имя Искусства, но Искусства другого: искусства жить вдвоем, искусства понимать друг друга, искусства любить и быть любимым.
Человек и его выбор
Н.Думбадзе «Собака». Внутренний конфликт между истинно человеческими качествами, прочностью моральных критериев и безнравственным, неоправданно жестоким поведением людей. Прилив счастья и удовлетворения жизнью, когда мир вокруг человека разумен и гармоничен.
Ю.Яковлев «Вратарь».Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.
В.Солоухин «Моченые яблоки».Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»
Рождественские рассказы
Саша Черный «Рождественский ангел».Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.
Владимир Крупин «Мария Сергеевна».Равнодушие к чужой боли. Потеря истинных ценностей. Мария Сергеевна как пример настоящей человечности. Мотив Рождества Христова как символ человеческого Рождества - духовного очищения и перерождения.
В.Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»
Человек и природа
С.Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.
В.Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.
И.С.Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.
И.С.Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.
Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец».Драматическая судьба уличного певца. Причины поступка человека, который положил воробьиное яйцо в гнездо канарейки, что и определило дальнейшую жизнь Рэнди: его семейные неурядицы, бесконечные драки с другими воробьями, несчастный случай с Бидди и с ним самим. Авторское убеждение, что вторгаться в мир природы настойчиво и без видимой причины – значит, разрушать что-то в этом чужом, но близком нам мире.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»
Мама
В.Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».
Н.Тихонов «Мать».Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.
Рахмат Файзи «Его величество человек» (главы из романа). История семьи узбекского кузнеца, усыновившего пятнадцать детей, осиротевших в войну. Материнство, которое выше любви. Ощущение детьми бесценности семьи, дома. Благодарность людям, заменившим им родителей.
Человек и искусство
Ю.Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С.Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И.Солженицын).
Война
Л.Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.
А.Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщика Пети. Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.
В.Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот все, что я могу рассказать о войне».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
Тематический блок
| №
| Тема занятия
| Дата
|
Введение
|
| Чему учат книги?
|
| сентябрь
|
Человек и родина
|
| Юрий Куранов «Тепло родного очага» (отрывки)
|
| сентябрь
|
| Иван Шмелёв «Русская песня»
|
| сентябрь
|
Человек и школа
|
| М. Москвина «Моя собака любит джаз»
|
| сентябрь
|
| Т. Крюкова «Веселая перемена»
|
| октябрь
|
| М. Дружинина «Дело чести»
|
| октябрь
|
| Л. Каминский «Урок смеха»
|
| октябрь
|
| Ирина Антонова «Эксперимент»
|
|
|
Человек и семья
|
| М. Самарский «Сирота»
|
| октябрь
|
| Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок)
|
| ноябрь
|
| Френсис Ходгсон Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой» (отрывок)
|
| ноябрь
|
Человек и его выбор
|
| Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»)
|
| ноябрь
|
| Сергей Георгиев «Дедушка»
|
| декабрь
|
Рождественские рассказы
|
| Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
|
| декабрь
|
Человек и природа
|
| Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей»
|
| декабрь
|
| Борис Житков «Мангуста»
|
| декабрь
|
| Михаил Самарский «Формула добра»
|
| январь
|
| Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»)
|
| январь
|
| Полина Уханова «Ночной переполох»
|
| январь
|
| Евгений Пермяк «Некрасивая елка».
|
| февраль
|
Защитники Отечества
|
| С.Т. Романовский «Александр Невский»
|
| февраль
|
| С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)»
|
| февраль
|
| С. Алексеев «Московская битва (1941–1942)»
|
| февраль
|
Мама, бабушка
|
| Валентина Осеева «Бабка»
|
| март
|
| А. Дорофеев «А Германа всё нет»
|
| март
|
Человек и искусство
|
| Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера»
|
| март
|
«И помнит мир спасенный»
|
| Юрий Яковлев «Салют»
|
| апрель
|
| Сергей Алексеев «Папка»
|
| апрель
|
| С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)»
|
| апрель
|
| Илья Миксон «Жила, была»
|
| апрель
|
Проект
«Я читаю…»
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
КЛАСС
Тематический блок
| №
| Тема занятия
| Дата
|
Введение
|
| Чему учат книги?
|
| сентябрь
|
Человек и родина
|
| И.С. Шмелёв «Пасха» (глава из повести «Лето Господне»)
|
| сентябрь
|
| И.С. Шмелёв «Весенний плеск»
|
| сентябрь
|
Человек и школа
|
| Ю.Бондарев «Простите нас»
|
| сентябрь
|
| В. Солоухин «Мститель»
|
| октябрь
|
| Фазиль Искандер «Мученики сцены»
|
| октябрь
|
| Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»
|
| октябрь
|
| Рейнольдс Питер Гамильтон «Точка»
|
| октябрь
|
Человек и семья
|
| Владимир Солоухин «Подворотня»
|
| ноябрь
|
| Людмила Улицкая «Бумажная победа»
|
| ноябрь
|
| К. Воробьёв «Первое письмо»
|
| ноябрь
|
Человек и его выбор
|
| Л. П. Анисимова «Птица Радость»
|
| декабрь
|
| М. Самарский «Притворщик»
|
| декабрь
|
Рождественские рассказы
|
| По выбору:
А.И. Куприн «Тапёр» или А.П. Чехов «Ванька».
|
| декабрь
|
Человек и природа
|
| Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
|
| декабрь
|
| Виктор Астафьев «Деревья растут для всех»
|
| январь
|
| Виктор Астафьев «Белогрудка»
|
| январь
|
| К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты»
|
| январь
|
| Ю. Казаков «Оленьи рога»
|
| январь
|
| Е. Носов «Тридцать зёрен»
|
| февраль
|
| Н.Д. Телешов «Белая цапля»
|
| февраль
|
Защитники отечества
|
| Ю. Хижняков «Партизанский фонарик»
|
| февраль
|
Мама, бабушка
|
| Е. Носов «Лоскутное одеяло»
|
| февраль
|
| В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе»
|
| март
|
Человек и искусство
|
| А. Грин «Победитель»
|
| март
|
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
|
| март
|
| Р. Брэдбери «Улыбка»
|
| апрель
|
«И помнит мир спасенный»
|
| Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»
|
| апрель
|
| К. Воробьёв «Уха без соли»
|
| апрель
|
| Ф. Абрамов «Потомок Джима»
|
| апрель
|
Проект
«Я читаю….»
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
КЛАСС
Тематический блок
| №
| Тема занятия
| Дата
|
Введение
|
| Чему учат книги?
|
| сентябрь
|
Человек и родина
|
| Владимир Набоков «Слово»
|
| сентябрь
|
Человек и школа
|
| Борис Ганага «Прозрение»
|
| сентябрь
|
|
| А. Лиханов «Детская библиотека»
|
| сентябрь
|
| Джанни Родари «Тонино-невидимка» (из сборника «Сказки по телефону»)
|
| октябрь
|
| Аромштам Марина «Когда отдыхают ангелы»
|
| октябрь
|
| А.Костюнин «Поводырь»
|
| октябрь
|
| Б. Васильев «Летят мои кони...»
|
| октябрь
|
Человек и семья
|
| Б. Васильев «Вы чье, старичье?»
|
| ноябрь
|
| Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
|
| ноябрь
|
| В.Н. Крупин «Утя»
|
| ноябрь
|
Человек и его выбор
|
| А. Костюнин «Рукавичка»
|
| декабрь
|
| А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
|
| декабрь
|
| Ю. Яковлев «А Воробьёв стекло не выбивал!»
|
| декабрь
|
| В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»
|
| декабрь
|
Рождественские рассказы
|
| Л. Андреев «Ангелочек»
|
| январь
|
| А.П. Чехов «Мальчики»
|
| январь
|
| Клавдия Лукашевич «Заветное окно»
|
| январь
|
| Н.С. Лесков «Неразменный рубль»
|
| февраль
|
Человек и природа
|
| Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
|
| февраль
|
| Б.Ш. Окуджава «Мышка»
|
| февраль
|
Защитники Отечества
|
| Юрий Яковлев «Зимородок»
|
| февраль
|
| А.Толстой «Русский характер»
|
| март
|
Мама, бабушка
|
| В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»
|
| март
|
| В. Закруткин «Матерь человеческая»
|
| март
|
| Ю. Казаков «Запах хлеба»
|
| апрель
|
| Т. Кудрявцева «Детский дом. Лека»
|
| апрель
|
| Андрей Платонов «Третий сын»
|
| апрель
|
| Ю. Яковлев «Сердце земли»
|
| апрель
|
«И помнит мир спасенный»
|
| В. Быков «Одна ночь»
|
| май
|
Проект
«Я читаю….»
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
КЛАСС
Тематический блок
| №
| Тема занятия
| Дата
|
Введение
|
| Чему учат книги?
|
| сентябрь
|
Человек и родина
|
| Борис Екимов «Фетисыч»
|
| сентябрь
|
| Л. Вертель «Моя вторая родина»
|
| сентябрь
|
Человек и школа
|
| Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке»
|
| сентябрь
|
| Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение»
|
| октябрь
|
| Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
|
| октябрь
|
Резерв
| Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении)
|
|
|
резерв
| Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении)
|
|
|
Человек и семья
|
| А. Приставкин «Фотография»
|
| октябрь
|
| Борис Екимов «Ночь исцеления»
|
| октябрь
|
| Юрий Бондарев «Щенок»
|
| ноябрь
|
Человек и его выбор
|
| Ю. Нагибин «Эхо»
|
| ноябрь
|
| Ю. Яковлев «Последний фейерверк»
|
| ноябрь
|
| Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении)
|
| ноябрь
|
Рождественские рассказы
|
| Л. Улицкая «Капустное чудо»
|
| декабрь
|
| В. Крупин «Зимние ступени»
|
| декабрь
|
| Н. Телешов «Елка Митрича»
|
| декабрь
|
Человек и природа
|
| Ю. Яковлев «Багульник»
|
| декабрь
|
| Р. Брэдбери «Здесь могут водиться тигры»
|
| январь
|
| А. Яшин «Старый валенок»
|
| январь
|
резерв
| Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)
|
|
|
Защитники отечества
|
| Виктор Некрасов «Вася Конаков»
|
| январь
|
| В. Соловьев «По европейскому асфальту»
|
| февраль
|
Мама, бабушка
|
| А. Костюнин «Сострадание»
|
| февраль
|
| Анатолий Алексин «Раздел имущества»
|
| февраль
|
| Б. Екимов «Говори, мама, говори…»
|
| февраль
|
| Л. Чарская «Урок»
|
| март
|
Человек и искусство
|
| К. Паустовский «Старый повар»
|
| март
|
| Евгений Носов «Шопен, соната номер два»
|
| март
|
| О. Генри «Последний лист»
|
| апрель
|
| Г. Мехед «Скрипач»
|
| апрель
|
«И помнит мир спасенный»
|
| Даниил Гранин «Дом на Фонтанке»
|
| апрель
|
| А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении)
|
| апрель
|
Проект
«Я читаю….»
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
| «Моя золотая полка»
|
| май
|
КЛАСС
Тематический блок
| №
| Тема занятия
| Дата
|
Введение
|
| Книги, которые помогают жить
|
| сентябрь
|
Мир детства
|
| Ю.Куранов «Царевна»
|
| сентябрь
|
| Фазиль Искандер «Мальчик и война»
|
| сентябрь
|
Нравственность
|
| Ю.Буйда «Продавец добра»
|
| сентябрь
|
| А.Алексин «Ты меня слышишь?»
|
| октябрь
|
| В.Крупин «А ты улыбайся!»
|
| октябрь
|
| В.Ирвинг «Легенда об арабском астрологе»
|
| октябрь
|
РР
|
| Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»
|
| октябрь
|
Человек и семья
|
| А.Алексин «Подумаешь, птицы!»
|
| ноябрь
|
| В.Солоухин «Под одной крышей»
|
| ноябрь
|
| А.Платонов «Семен»
|
| ноябрь
|
Любовь и дружба в жизни человека
|
| О.Уайльд «Преданный друг»
|
| ноябрь
|
Человек и его выбор
|
| О.Генри «Из любви к искусству»
|
| декабрь
|
| Н.Думбадзе «Собака»
|
| декабрь
|
| Ю.Яковлев «Вратарь»
|
| декабрь
|
| В.Солоухин «Моченые яблоки»
|
| декабрь
|
РР
|
| Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»
|
| январь
|
Рождественские рассказы
|
| Саша Черный «Рождественский ангел»
|
| январь
|
| Владимир Крупин «Мария Сергеевна»
|
| январь
|
| В.Токарева «Рождественский рассказ»
|
| февраль
|
РР
|
| Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»
|
| февраль
|
Человек и природа
|
| С.Георгиев «Собаки не ошибаются»
|
| февраль
|
| В.Крупин «Сбрось мешок»
|
| февраль
|
| И.С.Тургенев «Живые мощи»
|
| март
|
| И.С.Тургенев «Перепелка»
|
| март
|
| Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»
|
| март
|
РР
|
| Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»
|
| апрель
|
Мама
|
| В.Астафьев «Шинель без хлястика»
|
| апрель
|
| Н.Тихонов «Мать»
|
| апрель
|
| Рахмат Файзи «Его величество человек» (главы из романа)
|
| апрель
|
Человек и искусство
|
| Ю.Буйда «Синдбад Мореход»
|
| май
|
Человек и война
|
| Л.Пантелеев «Гвардии рядовой»
|
| май
|
| А.Алексин «Сигнальщики и горнисты»
|
| май
|
| В.Крупин «О войне»
|
| май
|