Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лишение специального права как вид административного наказания



2016-09-16 1367 Обсуждений (0)
Лишение специального права как вид административного наказания 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность в юридической науке рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей. Права и обязанности личности устанавливают общие рамки социально активной деятельности человека, и одновременно эти права и обязанности являются способом поощрения той деятельности, которая выгодна обществу.

Субъективные права физических и юридических лиц по правовому источнику их возникновения можно разделить на две группы:

права, возникающие непосредственно на основе нормативного акта, в частности, конституционные права граждан (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на образование, на охрану здоровья и т.д.);

права, основанные на индивидуальном юридическом акте. Другими словами, для возникновения субъективного права необходим специальный индивидуальный акт управления, который предопределя­ет предоставление такого права[4].

Таким образом, специальное право можно определить как право субъекта административно-правовых отношений заниматься определенной деятельностью, предоставленное ему индивидуальным юридическим актом управления. В то же время законодатель прямо указывает на то, что понятие лишение специального права применимо только в отношении физических лиц (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Далее будут рассмотрены следующие виды специальных прав:

1.Право на охоту.

2.Право на управление транспортными средствами.

3.Право на участие в обороте гражданского оружия.

Под оборотом оружия в данном случае понимаются действия с гражданским оружием (приобретение, хранение, хранение и ношение, транспортировка, коллекционирование и т.д.), осуществляемые в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе него-
сударственных охранных структур.

1. Право на охоту - право на осуществление деятельности, связан-
ной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов,
их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Указанное право предоставляется гражданину, признанному охот­ником, при выполнении требований Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Статус охотника подтверждается выдачей гражданину в порядке статьи 21 указанного закона охотничьего билета органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент по охране объектов животного мира субъекта РФ).

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим граж­данской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.

2. Право на управление транспортным средством. Порядок оформ-
ления указанного права зависит от вида транспорта.

2.1. Право на управление транспортным средством (авто- и мото­транспорт).

Водители являются распространенной категорией среди субъектов административной ответственности. Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Со­вета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октя­бря 1993 г. №1090, водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, вер­ховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Порядок получения гражданином специального права на управление транспортным средством определен Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» . Согласно пункту 1 статьи 27 данного Федерального закона, право на управление транспортными средствами (устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них) предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, и при соблюдении условий о возрасте и состоянии здоровья, определенных статьей 25 этого же Федерального закона. В силу пункта 2 статьи 27 право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением установленного образца, выдаваемым в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 01.06.2013), Госавтоинспекцией. 2.2. Право на управление самоходными машинами (трактор, снегоход и т.д.) [5].

Специальное право гражданина на управление самоходной машиной (допуск к управлению самоходными машинами) гражданин получает в порядке, определенном в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 №796 (ред. от 05.06.2011), и Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 №807 (ред. от 03.04.2013).

Право на управление воздушным судном.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ , условием допуска к деятельности по управлению воздушным судном является наличие соответствующего свидетельства. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации осуществляется в соответствии с

Положением о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.1988 №44/И.

Основанием для выдачи свидетельств является решение соответ­ствующей квалификационной комиссии - Высшей квалификационной комиссии ФАС России, региональных квалификационных комиссий и местных квалификационных комиссий.

2.4. Право управления судном морского и внутреннего водного
транспорта.

Согласно части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ , к занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи таковых определен в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62.

2.5. Право на управление маломерными судами.

Право на управление маломерными судами предоставляется в ходе процедур, предусмотренных Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 и Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №498 (ред. от 21.07.2009).

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

В настоящее время к гражданам РФ, имеющим право на владение оружием, относятся не только охотники. Указанное право предоставлено Федеральным законом «Об оружии» владельцам оружия самообороны, спортсменам, коллекционерам оружия. Статья 13 указанного закона определяет права граждан на приобретение оружия при соблюдении определенных условий - возраст, состояние здоровья, отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, наличие постоянного места жительства и т.д.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на тер­ритории Российской Федерации» право выдачи разрешительных документов предоставлено органам внутренних дел [6].

Процедура оформления и выдачи гражданам разрешительных до­кументов на совершение определенных действий с оружием (лицензий на приобретение оружия, разрешений на: хранение оружия, хранение и ношение оружия, транспортировку оружия и т.д.) закреплена в инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814, а также «Административными регламентами» МВД РФ.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе него­сударственных охранных структур.

В соответствии с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается только юри­дическим лицам, специально созданным для осуществления данной деятельности. Гражданин может оказывать охранные услуги только в составе негосударственного охранного предприятия. При этом он должен обладать определенной квалификацией и правовым статусом, подтвержденным удостоверением частного охранника.

«Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника...» - статья 11.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника определен Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. 27.12.2012).

Как можно видеть, все рассмотренные виды специальных прав со­ответствуют данному в начале статьи определению.

Лишение специального права занимает особое место среди админи­стративных взысканий и играет значительную роль в борьбе с админи­стративными правонарушениями. Гражданин может быть лишен ранее предоставленного ему специального права за совершенные администра­тивные проступки.

Часть 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного админи­стративного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями особенной части на­стоящего кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Суть этого административного взыскания состоит в лишении пра­вонарушителя ранее официально предоставленного ему специального права заниматься определенной деятельностью за нарушение порядка осуществления данного права. Обычно такое нарушение создает угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам соб­ственности, природе. Применение указанной санкции связано с огра­ничением правовой сферы виновного лица, с лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодатель­ства об административных правонарушениях [7].

Задачами законодательства об административных правонарушени­ях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражда­нина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государ­ственной власти, общественного порядка и общественной безопасно­сти, собственности, защита законных экономических интересов физиче­ских и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

 

Заключение

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП). Срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами, к которым относятся: водительское удостоверение;

удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным);

удостоверение тракториста-машиниста (тракториста);

охотничий билет; лицензия на приобретение оружия и патронов к нему или разрешение на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему.

Содержание правоограничения·

Административное наказание в виде лишения специального права ограничено сроком до трех лет, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст. 32.6 КоАП). В этом случае изъятые документы возвращаются. Таким образом, данное административное наказание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя - физического лица.

КоАП предусматривает три вида лишения специального права: лишение права управления транспортным средством (в том числе и судном внутреннего водного транспорта); лишение права охоты и лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему. Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств не предусмотрено санкциями статей

Особенной части КоАП, что заведомо исключает и применение этого наказания (ч. 2 ст. 32.6 КоАП).

Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП.

Лишение специального права как вид административного наказания необходимо отличать от санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленных ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применительно к определенным им правонарушениям. Указанные санкции применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной КоАП.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2016.(с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

2. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ);

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп. от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ);

4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп. от 29 декабря 2015 г.№ 408-ФЗ);

5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ(с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ);

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(с изм. и доп. от 15 февраля 2016 г. № 30-ФЗ);

7. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ);

 

Литература:

8. Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2013. - 392с.

9. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2013. - 698с.

10. Административное право / Под ред. С.А. Новиков. - М.: Приоритет. 2013. - 128с.

11. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2012. - 726с.

12. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2013. -378с.

13. Бахрах Д.Н. Административное право - М.: Норма, 2013. - 768с.

14. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. 2012. N 5.

15. Бахрах Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях - М.: Знание, 2011. - 96с.

16. Габричидзе Б.Н. Административное право - М.: Проспект, 2013. - 477с.

17. Зрелов А. Административное расследование: особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ // Право и экономика. 2012. № 7.

18. Козлов Ю.М. Административное право - М.: Юристъ, 2012. - 320с.

19. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова - М.: Юристъ, 2012.

20. Минашкин А.В. Состояние и пути развития административного судопроизводства в РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 7, 8.

21. Панкова О.В. Актуальные проблемы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в практике судов общей юрисдикции // Административное право и процесс. 2013. № 3.

 

 


[1] Габричидзе Б.Н. Административное право - М.: Проспект, 2013.С.187.

[2] Минашкин А.В. Состояние и пути развития административного судопроизводства в РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 7, 8.С.22.

[3] Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2013.С.114.

[4] Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2013.С.147.

[5] Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2013.С.178.

[6] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2013.С.117.

[7] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2013.С.138.



2016-09-16 1367 Обсуждений (0)
Лишение специального права как вид административного наказания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лишение специального права как вид административного наказания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)