С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
целенаправленно создают пространство, приглашающее к разнообразной предметной исследовательской деятельности, сменяемое в течение дня; подают детям пример желаемых реакций и поведения;
устанавливают чёткие ритуалы режимных моментов, единообразие их исполнения (приветствие и приход в группу утром, прощание вечером, укладывание спать, ритуалы трапезы, празднование дня рождения и т. д.); вводят добрые традиции жизни группы: «Утро радостных встреч», «Сладкий час»;
вводят нормы жизни группы, обязательные для выполнения всеми членами группы, включая взрослых; используют игровые персонажи как субъекты оценки продуктов деятельности детей и их поведения;
открывают ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому объекту или явлению; используют индивидуальный контакт в качестве основной формы общения с ребёнком данного возраста;
практикуют повторения в реализации содержания образовательных областей для лучшего усвоения этого содержания детьми;
отвлекают и переключают ребёнка с одного состояния на другое в случае, если испытываемая им эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы успокоиться, восстановить равновесие; соблюдают соответствующий возрастным физиологическим особенностям ритм
режима для поддержания ровного положительного эмоционального фона; проводят пальчиковые игры; проводят артикуляционные звуковые игры
Года
Общая задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
Ø расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности
в процессе игры, на познавательных занятиях, экскурсиях по детскому саду расширять представления детей о целях человеческой деятельности (покупка продуктов и приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение болезней и др.);
реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных видов деятельности взрослых
Ø поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре; расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей;
Ø способствовать
осознанию ребёнком его собственных целей
в продуктивных видах деятельности создавать условия для самостоятельной постановки детьми целей, способствовать осознанию этих целей
Ø формировать способность реализовать цепочку из двух-трёх соподчинённых целей
предлагать детям задания и поручения, требующие выполнения нескольких последовательных действий
Ø помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей
учить детей пользоваться различными орудиями в продуктивной деятельности (кисть, карандаш)
Ø развивать у детей навыки самообслуживания
расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения её качества;
познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться;
завершить работу по обучению пользованию предметами личной гигиены (полотенце, расчёска, носовой платок, одежда)
Ø начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности
от лица игрового персонажа высказывать пожелания по усовершенствованию результата работы ребёнка, мотивируя просьбу потребностями этого персонажа
Ø поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивать детей необходимыми, соответствующими их возрастным возможностям привлекательными орудиями труда
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);
Ø создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми;
Ø закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство);
Ø продолжать транслировать традиционную культуру (фольклор).
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
Ø закладывать основу представления о себе:
обогащать образ Я ребёнка представлениями о его прошлом и настоящем;
формировать способность различать отношение к себе и критику продуктов своей деятельности;
развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность
рассказывать каждому ребёнку о том, каким он был маленьким и каким стал теперь;
рассказывать детям об их реальных и возможных в будущем достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;
в разных формах работы терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
не критиковать прямо результаты деятельности детей, а также их самих;
использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались продукты детской деятельности;
ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка;
уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Ø содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками:
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
предотвращать негативное поведение и знакомить со способами разрешения конфликтов;
формировать представления о положительных и отрицательных действиях;
вводить чёткие нормы жизни группы, запрещать прибегать к насилию для разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться личными вещами других без их согласия;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
поддерживать традицию коротко сообщать всей группе что-нибудь положительное о каждом ребёнке;
привлекать детей к поочерёдному выполнению коротких привлекательных заданий;
устанавливать вместе с детьми причины конфликтов, привлекать детей к поиску их решения;
помогать детям при столкновении их интересов по поводу игрушек;
формировать представления о положительных и отрицательных действиях;
организовывать коллективное одобрение/осуждение безличных, понятных
детям хороших и плохих действий в форме игры, кукольного театра
Ø формировать отношения со взрослыми из ближнего окружения:
укреплять доверие и привязанность ко взрослому;
развивать заинтересованность в нём как в партнёре по совместной деятельности, способном научить новым способам деятельности
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя заботу о всех детях и любовь к ним;
выражать радость при встрече с ребёнком, когда он приходит в группу;
использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к ребёнку;
проявлять деликатность и тактичность при выявлении нужд и потребностей ребёнка, помогать ему выйти из затруднительных и унижающих его достоинство ситуаций (изолировать его от других детей при смене грязного белья, подбодрить, успокоить);
обеспечивать всем детям равные возможности при использовании игрушек,
оборудования, материалов;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
выступать партнёром и организовывать совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам
Ø формировать отношение к окружающему миру:
преодолевать проявления жестокости в отношении живых существ;
закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;
поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия;
поддерживать познавательный интерес к миру
начать формировать индивидуальность в сфере познавательных интересов и предпочтений;
показывать пример бережного отношения к природе, к другим людям;
упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (проигрывание «проблем» игрушек, связанных с житейскими ситуациями и поведенческими проблемами);
ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить групповые мини-
праздники с рукотворными предметами и материалами (мыльные пузыри, бумажные фантики и пр.);
вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы
при непосредственном общении с ними (наблюдения, экскурсии, прогулки);
привлекать детей к уходу за растениями;
проводить мини-праздники с природным материалом (шишками, водой, снегом, песком и пр.);
формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы