Развитие права в России
IX — начало XIX в. П р а в о в а я мысль и п р а к т и к а законодательного регулиро- в а н и я общественной ж и з н и России берут н а ч а л о в пери- од ф о р м и р о в а н и я Киевской Р у с и. Первый этап р а з в и т и я юриспруденции на Руси определялся религиозно-симво- л и ч е с к и м м ы ш л е н и е м на основе духовного с и н к р е т и з м а (объединения порой несовместимых элементов), сочетав- шего я з ы ч е с к и е и х р и с т и а н с к и е воззрения. Первые па- м я т н и к и русской философско-правовой мысли — «Сло- во о законе и благодати» митрополита И л а р и о н а (середина XI в.), «Повесть временных лет», «По- учение» к н я з я Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII—XIII вв.). В них обсуждались вопросы происхожде- н и я Русского государства, основ законности власти, форм п р а в л е н и я и отношения к подвластным. Г л а в н ы й древнерусский источник светского права — Русская Правда (известна в трех р е д а к ц и я х XI—XIII вв.). История становления права в России, к а к и в д р у г и х странах, определялась разнообразными особенностями национальной к у л ь т у р ы, психологии и р е л и г и и наро- дов, ее н а с е л я в ш и х. Д л я восточных обществ, н а п р и м е р, т и п и ч н ы м я в л я е т с я то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обы- ч а я м и, т р а д и ц и я м и, п р и в ы ч к а м и поведения. Возмож- ности п р о я в л е н и я индивидуального своеобразия челове- ка зависели и во многом зависят до сих пор от пола, воз- раста, места в системе родовых связей. У народов, п р и н а д л е ж а щ и х к западному типу к у л ь т у р ы, к традици- я м, в основе к о т о р ы х л е ж а т ценности к а т о л и ц и з м а, отношение к праву в значительной мере определяется у в а ж е н и е м к п и с а н ы м з а к о н а м со свойственной им тен- денцией ко все большей свободе экономической и поли- тической деятельности человека. Отношение к праву, к р е а л и з а ц и и правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в част- ности русскому, народам, отмечено существенным свое- образием. Со времен «Слова о з а к о н е и благодати» мит- рополита И л а р и о н а русское православие религию благо-
дати ставило в ы ш е р е л и г и и з а к о н а. Л у ч ш и е российские правители старались следовать прежде всего нравствен- н ы м з а к о н а м, заповедям Священного П и с а н и я. Писаное право ценилось меньше, чем ж и в у щ и й в человеке и об- ществе нравственный закон. Недооценка п и с а н ы х зако- нов имела и оборотную сторону: п о п ы т к и у к р е п и т ь за- конность, п р е д п р и н и м а в ш и е с я в разные периоды рус- ской истории, н а т а л к и в а л и с ь на недоверие ш и р о к и х слоев народа к тому, что им казалось ю р и д и ч е с к и м крючкотворством. Что к а с а е т с я собственно правовых норм, регулиро- в а в ш и х общественные о т н о ш е н и я на Р у с и, то до монго- ло-татарского н а ш е с т в и я они в п р и н ц и п е соответствова- ли тем, которые содержались в р а з л и ч н ы х европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Рус- ской). Монголо-татарское иго, с в я з а н н ы е с ним и с п ы т а н и я сделали главной темой р а з м ы ш л е н и й и народа, и его об- разованных представителей тему русской государствен- ности, ее с о х р а н е н и я («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV—XV вв.; «Сказа- ние о Мамаевом побоище», XV в. и др.). В борьбе за объединение русских земель вокруг Моск- вы в о з н и к л а и п о л у ч и л а популярность теория преемст- венности в е л и к о д е р ж а в и я Русского государства от Ви- зантии (представление о Москве к а к о «третьем Р и м е», р а з в и в а в ш е е с я в трудах Ф и л о ф е я). П о з ж е в центре вни- м а н и я русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности п р а в я щ е й династии, идея абсо- лютного с а м о д е р ж а в и я (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений м е ж д у госу- дарственной и церковной в л а с т я м и (иосифляне, нестя- ж а т е л и). В 1497 г. в правление И в а н а III был п р и н я т первый з а к о н о д а т е л ь н ы й кодекс Российского государства — Су- дебник. Он был создан на основе а н а л и з а и переосмыс- л е н и я норм Р у с с к о й П р а в д ы, Псковской судной грамо- т ы, к н я ж е с к и х уставных грамот, законов Великого к н я- ж е с т в а Литовского, кодексов других стран. Содержание
Судебника составили г л а в н ы м образом нормы уголовно- го и уголовно-процессуального права. Преступление оп- ределялось понятием «лихое дело». Ф и к с и р о в а л а с ь раз- в и т а я система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались н а к а з а н и я за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о п о я в л е н и и единого государства с е д и н ы м и з а к о н а м и, в е р т и к а л ь н о й структу- рой судебной власти. Его нормы базировались на прин- ц и п а х христианской нравственности и были направлены на з а щ и т у государственного п о р я д к а, личности челове- к а, прав собственности на всей территории Российского государства. К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значе- ние приобрел вопрос о выборе м е ж д у сословно-предста- вительной м о н а р х и е й и неограниченным самодержави- ем. К середине XVII в. идея сословно-представительной м о н а р х и и у т р а т и л а свою привлекательность, на первый план в ы ш л и теории, обосновывавшие необходимость ут- в е р ж д е н и я абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон П о л о ц к и й, Юрий К р и ж а н и ч). В 1649 г. З е м с к и й собор п р и н я л правовой документ огромной в а ж н о с т и — Соборное уложение. Х а р а к т е р- но, что при его составлении учитывалось мнение не толь- ко в ы с ш е й з н а т и, но и челобитные выборных земских людей — дворян и посадского населения (горожан). Соборное у л о ж е н и е 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1—9 содержали нормы государствен- ного права; г л а в ы 10—15 — устав судоустройства и су- допроизводства; главы 16—20 б ы л и п о с в я щ е н ы вещно- му праву; г л а в ы 21—22 п р е д с т а в л я л и собой уголовное у л о ж е н и е; г л а в ы 23—25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о к а з а к а х, о к о р м ч и х). Этот ю р и д и ч е с к и й документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической ж и з н и российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. к о д и ф и к а- ц и и (сведение в кодексы) законов Российской и м п е р и и.
В годы п р а в л е н и я Петра I получила д а л ь н е й ш е е раз- витие абсолютистская идеология(Феофан Прокопович, 1681 —1736). В ее основе л е ж а л и представления об «об- щем благе», средством д о с т и ж е н и я которого признава- лась абсолютная м о н а р х и ч е с к а я власть. Позднее боль- шой в к л а д в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Т а т и щ е в (1686—1750), в ы с к а з ы в а в ш и й с я за огра- ничение верховной власти. З н а ч и т е л ь н ы е и з м е н е н и я, внесенные в систему госу- дарственного у п р а в л е н и я (объявление России империей, учреждение Сената, к о л л е г и й, Синода, у к р е п л е н и е бю- рократического аппарата, введение нового территори- ального у п р а в л е н и я, п р и н я т и е Табели о рангах), свиде- тельствовали об утверждении абсолютизма. Р е ф о р м а м и Петра I население России было разделено на четыре со- словия: ш л я х е т с т в о (дворянство), духовенство, мещанст- во и крестьянство, а т а к ж е на податное и неподатное на- селение. Петр I объединил к р е с т ь я н и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной по- датью. Подворный налог (с к а ж д о г о двора) был заменен подушным (с д у ш и « м у ж е с к а полу»). Д е с я т к и т ы с я ч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы — Санкт-Петербурга, флота, на ураль- ские р у д н и к и и заводы. Табель о рангах (1722) позво- л и л а представителям н и з ш и х сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую слулсбу личное и потомственное дворянство. Во второй половине XVIII в. крепостное право в Рос- сии достигло апогея. За годы царствования Е к а т е р и н ы II и П а в л а I п о м е щ и к а м было роздано около одного м и л л и- она государственных черносошных к р е с т ь я н. Положе- ние к р е п о с т н ы х крестьян мало чем отличалось от поло- ж е н и я ч е р н ы х рабов в США. Р а з м е р ы б а р щ и н ы и оброка не были определены законом. П о м е щ и к и вольны были н а к а з ы в а т ь к р е с т ь я н по своему усмотрению. П р и м е н я- лись розги, батоги, кнут, п р а к т и к о в а л и с ь п ы т к и. Ж а л о- ба к р е с т ь я н на п о м е щ и к а была п р и з н а н а преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев к р е п о с т н ы х: у одних м у ж и к и ж и л и более и л и менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной
жестокостью Салтычихе, издевались над б е з з а щ и т н ы м и земледельцами и дворовыми. К р е с т ь я н с к и е восстания XVIII в., грозная п у г а ч е в щ и н а — несомненное следствие произвола и н а с и л и я со стороны помещиков и в л а с т и. Р а з в и т и е правовых представлений во второй полови- не XVIII в. происходило под в л и я н и е м идей Просве- щ е н и я. Это в л и я н и е было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во в з г л я д а х Е к а т е р и н ы II, состоявшей в переписке с Вольтером, п р и н и м а в ш е й в Петербурге Д. Дидро и п р и з н а в а в ш е й себя у ч е н и ц е й фи- лософов-просветителей. Выступая за достижение всеоб- щего блага, за строгое соблюдение законов, и м п е р а т р и ц а с ч и т а л а необходимым сохранить самодержавие, крепо- стничество, п р и в и л е г и и дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии о к а з а л и в л и я н и е на разви- тие в России идеологии просветительства, ее представи- т е л я м и былиН. И. Новиков (1744—1818), Я. П. Ко- зельский (ок.1728 — ок.1794) и др. Российские про- светители в ы с т у п а л и за ограничение с а м о д е р ж а в и я, смягчение и л и у н и ч т о ж е н и е крепостного п р а в а. В последующем русская просветительская правовая м ы с л ь р а з в и в а л а с ь в духе совершенствования идей ес- тественного права, п р и з н а в а в ш е г о определенные права человека свойственными самой природе, не з а в и с я щ и- ми от с о ц и а л ь н ы х условий. В работахА. Н. Радищева (1749—1802) идеи естественного права были осмыслены с р а д и к а л ь н ы х п о з и ц и й.
Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более пра- во над ним, какое ему закон над преступниками. А. Н. Радищев
Другие м ы с л и т е л и (прежде всего правоведы к о н ц а XVIII — н а ч а л а XIX в. С. Е. Д е с н и ц к и й, А. П. К у н и ц ы н) п ы т а л и с ь приспособить идеи естественного права к р е а л и я м самодержавного п р а в л е н и я. Т а к а я ж е п о з и ц и я была х а р а к т е р н а и д л я создателя «Истории государства Российского»Н. М. Карамзина (1766—1826). П о п ы т к и преобразований первых лет ц а р с т в о в а н и я Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значитель- ной степени подготовлены этими и д е я м и.
^Вопросы для самоконтроля
1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве? 2. Какую роль в развитии правовой системы играло в на- шей стране православие? 3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси — России XI—XVIII вв.4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.? 5. Какие изме- нения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I? 6. Какие направления сформировались в общественной мыс- ли России во второй половине XVIII в.?
Это интересно
Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следую- щие виды преступлений: · преступления против церкви (богохульство, совращение в дру- гую веру и др.); · государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.); · преступления против порядка управления (ябедничество или лож- ное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.); · преступления против благочиния (продажа краденого имущест- ва, содержание притонов, укрывательство беглых и др.); · должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.); · преступления против личности (убийство, нанесение увечья, по- бои, оскорбление чести и др.); · имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошен- ничество, поджог и др.); · преступления против нравственности (непочитание детьми роди- телей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).
Древнерусские правовые термины
Вервь — территориальная община, орган крестьянского самоуп- равления. Вира — в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира). Заклич, свод, гонение следа — стадии древнерусского судебно- го процесса. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» — заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.). Изгой — общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покро- вительства.
Поток и разграбление — высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и за- ключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство. Продажа — в Русской Правде наказание в виде штрафа за пре- ступления против личности и имущества. Холопы и челядь — рабы, прежде всего пленники, а также попав- шие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.
Выдающиеся русские мыслители и правоведы
Иларион (конец X —· начало XI в. — ок. 1054/1055) — митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каж- дому народу уготрвано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и ос- вобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове...» отож- дествляется с национальным эгоизмом, «благость» — с православны- ми добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идея- ми национальной независимости. Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда — первый на Руси кодекс частного права. Петр I Великий (1672—1725) — царь, с 1721 г. — император. Про- вел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно. Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740—1789) — ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравствен- ной философией. Екатерина II (1729—1796) — императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д'Апамбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а право- вая система — стабильной. Радищев Александр Николаевич (1749—1802)— писатель, по- литический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» вы- ступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Пет- 34
ропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последова- телем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
v
Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весь- ма забудет (из «Воинских артикулов» Петра /). Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, — убийцею ли я почтуся, ес- ли я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну? (из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).
Темы для рефератов и обсуждения ·Л/
1. Исторические корни демократии в России. 2. Почему в России право совести и правды ставилось выше за- кона?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |