Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения
Медицинскому работнику доверяемся самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость. Морально-этические принципы профессионального сестринского поведения. 1. Гуманность и милосердие, любовь и забота. 2. Сострадание. 3. Доброжелательность. 4. Бескорыстие. 5. Трудолюбие. 6. Учтивость и др. Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида: 1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются: Скромность - простота, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе. Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости - это: «Никому не вредить и приносить, пользу обществу». Честность - должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений. Доброта - неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека. Что же такое внешняя культура медицинского работника? Прежде всего: 1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. 2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение.
Лекция №2 Общение и обучение в сестринском деле План
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно – технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение. Вы, как будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией. Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье. Итак, сегодня мы попытаемся ответить на ряд интересующих нас вопросов: что же такое общение? Какие составляющие определяют его эффективность? И, наконец, что должен знать медицинский работник, чтобы адекватно осуществлять свою коммуникативную деятельность. Одним из важнейших условий эффективного сотрудничества медсестры с пациентом является наличие между ними психологического контакта. Способом установления такого контакта является общение. Кроме того, при общении с больным медсестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медперсонала, соблюдать медицинскую тайну. Профессиональное общение медицинской сестры — процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий: – передачу информации (коммуникацию), – выработку стратегии взаимодействия, – восприятие и понимание партнёрами друг друга. Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.
Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами. В общении есть три функции: – информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.); – регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.); – эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).
Можно выделить три уровня общения: 1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы); 2. межличностное – между двумя и более людьми; 3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.
В зависимости от способов кодирования и передачи информации общение делится на 2 типа. I. Вербальное - сообщение передается при помощи слов, устной речи. Такой способ общения характерен только для человека, так как только у человека развита П сигнальная система. Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. П. Невербальное- сообщение передается без участия речи. Существует несколько методов передачи и восприятия невербальной информации. 1. визуальный - через мимику, жесты, позу, внешний вид. Изучением этого занимается наука кинетика. Исследователи выяснили, что человеку гораздо легче контролировать свою устную речь, чем язык мимики и жестов. Этот канал невербального общения более достоверно выражает чувства и эмоции, с помощью мимики можно передать любое эмоциональное состояние человека - гнев, радость, печаль, испуг, страх и ужас. Медсестре необходимо научится контролировать свои мимику и жесты.
Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.
На сегодня насчитывается 10 основных стилей общения:
При общении с пациентами оптимально использовать такие стили: успокаивающий, точный, внимательный, дружеский и открытый.
Выделяют следующие элементы эффективного общения: 1.Отправитель - человек, передающий информацию. 2.Сообщение - информация, посылаемая этим человеком. 3. Канал общения - метод отправления сообщения: а) устная речь - вербальное общение; б) письменное сообщение (написанные слова, символы) — невербальное общение; в) мимика, жесты, выражение лица - невербальное общение. 4. Получатель - человек, получающий информацию. 5. Подтверждение - метод, с помощью которого получатель сообщает отправителю, что он получил информацию. Почему же люди иногда плохо понимают друг друга, даже если используются все 5 элементов эффективного общения?
10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы". 2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли. 3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно! 4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке. 5. Поощряйте вопросы Вашего пациента. 6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы. 7. Внимательно слушайте. 8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны. 9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы. 10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить. Можно выделить основные критерии эффективного общения с пациентом. 1) четкая и понятная информация (сообщение); 2) правильно выбранный канал; 3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры. Конкретные критерии эффективного общения зависят от его цели. Однако, главным критерием является достижение результата, т.е. достижение цели, поставленной при начале общения (вместе с тем, далеко не всякое общение имеет осознаваемую цель, в таком случае критерием эффективности может стать осознание цели общения). Немаловажными критериями являются удовлетворённость в общении (если нет чувства досады, отсутствуют паузы при общении) и отсутствие трудностей при общении (скованности, зажатости, напряжённости).
8. дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость. Как сделать вербальное общение эффективным?
Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное. Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной. Факторы, препятствующие общению.
Хочется вспомнить рецепт, написанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц: «Таблетки, микстуры и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова не лечат больного!». Несколько слов о способах связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Основной канал общения тут письменный. Рекомендации к письменному общению:
Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:
5. если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.
Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.
В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей. В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону. Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.
Медсестринская педагогика- важная функция медсестринского персонала. Обучение пациентов или членов их семей должно проводиться по вопросам, касающимся здоровья. В одних случаях - это обучение конкретным навыкам самоухода, в других - подготовка к исследованию, приему лекарств, в третьих - рациональному питанию. Обучая пациентов, медсестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни. Обучение происходит в 3-х сферах: познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию; эмоциональная - человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; психомоторная - человек овладевает умениями, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым типам движения. Есть несколько способов для проведения обучения: коллективно, индивидуально, малой группой. Групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, финансовых возможностей ЛПМО, наличия времени у медсестры. Лучше проводить обучение индивидуально.
Любая цель д. б. реалистична (выдвижение и обоснование цели с обязательным учетом условий и возможностей конкретной ситуации); Если процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то цель называют конечной. Если нет, то промежуточной. В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей. Цель отражает то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Правильно поставленная цель содержит три компонента:
Например: Петров должен научиться ходить на костылях за 2 дня. Далее следует запланировать содержание и методы обучения. Планируя обучение медсестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению. Беспокойство, боль, усталость, голод - все это мешает процессу обучения. Медсестра составляет индивидуальный план обучения, учитывая при этом оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую отрицательные эмоции.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |