Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная власть



2016-09-16 327 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок




Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание — представительный и законодательный орган (статья 90 Конституции). Национальное собрание имеет две палаты — Палату представителей и Совет Республики.

 

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

 

Срок полномочий белорусского Парламента — 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

 

Количественный состав Парламента Республики Беларусь — 174 депутата.

 

Основная функция любого Парламента — законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

 

Принятие законов — дело обеих палат, однако согласно белорусскому законодательству любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем — в Совете Республики. Каждая из палат имеет и многие другие полномочия, которые являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

 

Исполнительная власть

Правительство Республики Беларусь — коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

 

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

 

В Республике Беларусь Правительство имеет название — Совет Министров. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

 

В экономической сфере Правительство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации и др.

 

В области бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в установленном порядке правительственные гарантии, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов и др.

 

Правительство призвано осуществлять широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей и др.

 

Правительство определяет государственную политику в области охраны и улучшения окружающей среды, в области гидрометеорологической деятельности, осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и др.

 

В области обеспечения законности и правопорядка Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

 

В области обеспечения национальной безопасности и обороны Правительство принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

 

Правительство осуществляет ряд других полномочий, в частности, в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активно взаимодействует по ряду вопросов прежде всего в законодательной сфере, в исполнении законов, с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

 

Судебная власть

 

Судебная власть — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

 

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

 

Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

 

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

 

В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший Хозяйственный Суд).

 

Судоустройство определяется законодательством.

 

Конституционный Суд Республики Беларусь

Органы местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

 

Местное самоуправление организуется в границах административно-территориальных единиц. Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Они призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

 

Местные Советы депутатов являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного самоуправления. Конституцией установлена исключительная компетенция местных Советов депутатов по следующим вопросам: утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установления в соответствии с законом местных налогов и сборов; определения в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначения местных референдумов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.

 

В соответствии с Основным Законом руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Конституция Республики Беларусь устанавливает обязательную силу на соответствующей территории решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах своей компетенции, что является одной из гарантий их эффективной деятельности.

 

 

Органы государственного контроля и надзора

В Республике Беларусь основными в сфере осуществления контрольной и надзорной функций являются система органов Комитета государственного контроля и система органов прокуратуры.

 

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 

Таким образом, контроль со стороны Комитета государственного контроля сводится к отношениям в области экономики.

 

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

29. Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).

30. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.

31. Характеристика форм собственности.

Собственность одно из фундаментальнейших и древнейших научных понятий. Оно основополагающее для экономической теории. У него множество сложных определений, сводящихся (в кратком пересказе) примерно к следующему: собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей несобственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами. Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) - ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется конституциями, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.

 

В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности.

 

Данные положения Конституции и законов обязательны для всех, в том числе и для экономистов. Впрочем, это не препятствует развитию и конкретизации конституционных принципов в белорусской экономической теории. Тем более что реальные отношения собственности богаче и разнообразнее, чем право собственности, закрепленное в законодательстве.

 

В частности в экономической литературе можно найти:

 

1) исторические типы (формы) собственности: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности;

 

2) иную - «классическую классификацию» двух основных форм собственности: «общая» («общественная») и «частная». Где государственная собственность рассматривается как частный случай общей собственности наряду с «коллективной собственностью». А «собственность юридических лиц» при этом относят то к «коллективной», то к «частной» собственности. Бесспорной же частной собственностью признается только индивидуальная собственность граждан. Иногда называют целых три основных формы собственности: государственная (общественная), принадлежащая всему государству (обществу) – коллективная, принадлежащая части общества (коллективу) – частная (индивидуальная), принадлежащая личностям;

 

3) смешанную форму собственности, объединяющую две основные (государственную и частную, или общественную и частную) формы, когда одно и то же имущество принадлежит одновременно частникам и госструктурам;

 

4) деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;

 

5) межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгосударственный союз;

 

6) деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;

 

7) «переходную форму» собственности, характерную для периодов коренных трансформаций общественных отношений в связи с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);

 

8) динамические типы отношений собственности: прогрессирующие (динамично-развивающиеся) – стабильные – застойные – деградирующие;

 

9) типы собственности по структуре (содержанию) всей системы экономических отношений: одно- (моно-) укладные – двуукладные – много- (поли-) укладные; либо рыночные – плановые (административные) – смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;

 

10) деление частной собственности на трудовую (основанную на личном труде и (или) труде семьи) и предпринимательскую (нетрудовую, основанную на эксплуатации чужого труда).

32. Общественные объединения - элемент политической системы.

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).

 

Важным звеном в построении гражданского общества на современном этапе является создание общественных объединений граждан, как структур, которые представляют интересы определенной группы людей.

 

В Республике Беларусь создание и деятельность общественных объединений регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и другими нормативными актами.

 

Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни.

 

На территории города Гомеля по состоянию на 01.01.2009 года зарегистрировано и действует 218 местных общественных объединений из них: 61 – областное, 154 - городских, 3 -иных. На территории города осуществляют свою деятельность 130 организационных структур от республиканских общественных объединений.

 

За период 2008 года - 1 полугодие 2009 года в городе наметилась тенденция незначительного увеличения числа создания общественных объединений.

 

В городе Гомеле функционирует 4 государственно-общественных объединения: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское общество «Знание».

 

По направлению деятельности: 6 - просветительских, культурно-досуговых, воспитательных, 41 - благотворительное, 4 - национальных меньшинств, 8 - молодежных (в том числе 1 детское), 29 -физкультурно-спортивных, 4 - женских, 6 - сторонников защиты природы, памятников истории, культуры, 4 - научно-технических, 12 - инвалидов войны и труда, ветеранских.

 

Наиболее крупные из них общественные объединения и творческие союзы, с которыми идеологическая вертикаль осуществляет взаимодействие. В этом процессе постоянно участвуют Гомельская городская организация Белорусского общественного объединения ветеранов, Гомельский городской комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», Гомельское областное объединение профсоюзов, Гомельское областное отделение общественного объединения «Белорусский фонд мира», Гомельская областная организация Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание», Гомельская областная организация общественного объединения «Белая Русь», Гомельский областной Совет женщин общественного объединения «Белорусский союз женщин». Указанные структуры, как правило, принимают активное участие в подготовке и проведении общественно-политических мероприятий: выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и др.

 

Самая массовая общественная организация среди общественных объединений - профсоюзы.

 

Активная деятельность ФПБ значительно укрепила авторитет и влияние профсоюзов в стране. Федерация профсоюзов Беларуси стала реальной силой, способной эффективно отстаивать интересы трудящихся.

 

На 01.01.2009 года профсоюзные формирования области представляют 25 отраслевых профсоюзов из имеющихся 28 в Республике Беларусь.

Численность членов профсоюзов в городе составляет 256 тысяч 378 человек.

Основными партнерами местных исполнительных и распорядительных органов в осуществлении молодежной политики являются молодежные и детские общественные объединения.

В городе Гомеле реализуются республиканские и местные региональные программы, охватывающие весь спектр молодежной проблематики.

 

Деятельность Гомельского городского общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» направлена на создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала, подготовку молодежи к решению актуальных общественно значимых задач. Являясь соисполнителем республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг., члены БРСМ принимают активное участие в ее реализации.

 

Работа БРСМ охватывает многие направления государственной молодежной политики: занятость, образование, наука, здоровый образ жизни, молодежный туризм и некоторые другие. Особенностью деятельности БРСМ является охват практически всех категорий молодежи.

 

Численность Гомельской городской организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по состоянию на 01.08.2009 года составляет 26 тысяч 369 человек, которые объединены в 400 первичных организаций созданных в учреждениях, организациях и предприятиях города. Это составляет 18.7 % молодых жителей Гомеля в возрасте от 14 до 31 года.

 

Повсеместно с участием членов ОО «БРСМ» проведены республиканские общественно-культурные акции: «Вместе за сильную и процветающую Беларусь!», «Молодёжь - ветеранам», «Поделись теплом души своей», «Мой подарок ветерану», «Ветеран живет рядом» (по оказанию совместно с центрами социальной защиты, ветеранской организацией и другими общественными объединениями помощи людям, нуждающимся в различных видах услуг), «За Беларусь!», «Мы - граждане Беларуси!», «Я - гражданин Республики Беларусь!», «Служим Беларуси!», «Квітней, Беларусь!» и др.

 

В течение 2008 года ОО «БРСМ» в Гомеле продолжалось шефство над 149 ветеранами ВОВ и одинокими престарелыми гражданами, а также было благоустроено 7 воинских захоронений.

 

В проведении информационно-пропагандистской работы на предприятиях в организациях и учреждениях помощниками местных органов власти стали лекторские группы Гомельской городской организаций «Белорусского общества «Знание».

 

В 2008 году общество «Знание» получило официальный статус республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание», что в значительной мере должно сказаться на качестве проводимой лекционной работы на местах. В составе Гомельской городской организационной структуры 985 лекторов, в том числе: 5 действительных членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, 59 докторов наук и профессоров, 850 кандидатов наук и доцентов. Создано 15 лекторских групп.

 

Важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, оказании социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны и пожилым людям играют ветеранские организации.

 

В городе Гомеле ветеранские организации объединяют 73 тысячи ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. В настоящее время в городе создано и работает 265 первичных ветеранских организаций и 4 районных совета.

 

На территории города действует 4 районных и 106 первичных организаций РОО "Белая Русь". Приоритетной задачей их деятельности является развитие социальной активности гражданского общества.

 

В 2008-2009 году структуры ГОО РОО «Белая Русь» принимали участие во всех значимых республиканских общественно-культурных и общественно-политических акциях. С участием представителей общественного объединения и государственных органов реализован проект «Первый Гомельчанин 2009 года». Проведена бесплатная консультация для индивидуальных предпринимателей по вопросам либерализации экономики и применению новых нормативно-правовых актов в этой области. По линии ГОО РОО «Белая Русь» организована акция «Белая Русь - будущим защитникам Отечества».

 

В рамках деятельности Гомельской областной организации Белорусского Общества Красного Креста (БОКК), в которую входит 4 районных структуры, организована широкая просветительская работа, направленная на профилактику торговли людьми, пропаганду здорового образа жизни. В течение 2008-2009 годов реализовывались проекты и программы: «Беларусь - профилактика птичьего гриппа», «Борьба с торговлей людьми в Республике Беларусь», «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь», «Молодежь против ВИЧ».

 

Основными задачами Гомельского областного отделения общественного объединения «Белорусский союз женщин» являются: охрана материнства и детства, оказание помощи малообеспеченным семьям и детям-сиротам, улучшение положения женщин на производстве, создание социально-бытовых условий для тружениц села, повышение роли женщины-лидера в общественной жизни региона.

 

При активной поддержке органов власти во взаимодействии с другими общественными и молодежными организациями осуществлялась деятельность Гомельского областного отделения общественного объединения «Белорусский фонд мира». В 2008 году Гомельское отделение принимало участие в программах и акциях: целью которых было укрепление мира, дружбы, развитие гуманизма и милосердия.

 

В мае 2009 года Гомельским областным отделением ОО «Белорусский фонд мира» совместно с органами исполнительной власти организован и проведен Международный Марш мира, посвященный 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

 

Более 40 общественных объединений города на длительной основе осуществляют гуманитарные проекты по оздоровлению детей за рубежом, приему иностранной безвозмездной помощи, реконструкции и оснащению объектов социально-культурной сферы.

 

В 2008 году благодаря сотрудничеству общественных организаций региона с зарубежными партнерами в город поступило иностранной безвозмездной помощи на сумму 5.7 млрд. бел. рублей.

В текущем году по линии благотворительной католической миссии «Каритас-Милосердие» и их зарубежных партнеров в Австрии, Германии продолжается строительство жилого комплекса для детей-инвалидов и детей-сирот в г. Гомеле.

 

Реализуется белорусско-американский проект по изучению щитовидной железы. Государственному учреждению «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» передано для этой цели 280 тыс. долларов США.

 

При участии общественных организаций в 2008 году за рубежом прошли оздоровление более 7000 детей города. В течение текущего года планируется оздоровление детей на том же уровне, преимущественно в Италии, Германии, Бельгии, Австрии и ряде других стран.

 

Не менее важную роль в политической жизни города играет наличие у нас различных национально-культурых объединений: Гомельский городской отдел общественного объединения «Союз поляков на Беларуси», общественное объединение «Гомельская областная еврейская община «Ахдут», Гомельское городское общественное объединение украинцев «Верховина» Белорусского общественного объединения украинцев «Ватра», Гомельское городское отделение общественного объединения «Всебелорусское объединённое казачество», Гомельская межрайонная ромская община.

 

Представители различных национальностей принимают активное участие в культурной и социальной жизни нашего города.

 

В июне текущего года горисполкомом был проведён круглый стол с руководителями общественных объединений города на тему: «О деятельности органов исполнительной власти и общественных объединений по реализации программы социально-экономического развития города Гомеля». По итогам встречи было решено объединить усилия государственных органов и общественных объединений в решении общих социально-экономических проблем.

 

В настоящее время профсоюзы, молодежные, ветеранские организации, женсоветы, другие общественные объединения и конструктивные политические партии выполняют социальную миссию сплочения общества. В стране созданы все условия для консолидации конструктивных сил, что предполагает ведение диалога общественных объединений между собой, а также с государственными органами власти по вопросам создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей, а также социально-экономического развития регионов.

 

Общественные объединения оказывают существенное влияние на рост конструктивной социально-политической активности населения.

33. Политические партии - элемент политической системы.

Партия — организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

 

Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

 

По идеологическим принципам партии делятся на:

консервативные;

либеральные;

демократические;

социал-демократические;

социалистические;

коммунистические;

националистические.

 

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

 

Цель партии — завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

 

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

 

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная.

Общественно-политические движения

 

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются: они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

 

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

 

 

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. Выборы, скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

34. Государство - элемент политической системы.

35. Государство и церковь.

36. Государство и личность.

37. Гражданство РБ: понятие и принципы.

Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства. Согласно ст. 10 Конституции, гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

 

Именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания принятия гражданства, его утраты и т. д. Согласно Закону о гражданстве Республики Беларусь, гражданство — неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.

 

Отношения по поводу гражданства регулируются рядом правовых актов. Среди них следует назвать Конституцию Республики Беларусь (ст. 10, 84 и др.), Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г., Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Договор о создании Союзного государства (ст. 14—16), заключенный 8 декабря 1999 г., соглашения Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной об упрощенном порядке приобретения гражданства и др.

 

Принципы гражданства — это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве.

 

Можно выделить следующие принципы гражданства.

 

1. Каждый человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона о гражданстве Республики Беларусь).

 

2. Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т. д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст. 80 Конституции). Законом о приватизации жилищного фонда предусмотрено право на получение чеков «Жилье» лишь теми гражданами Республики Беларусь, которые находились на ее территории на момент введения в действие указанного закона (это положение можно было бы оспорить в Конституционном Суде).

 

3. Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь — унитарное государство, и в этом плане единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается.

4. Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь (ст. 10) предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица.

 

5. Сохранение гражданства.

 

Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено в первую очередь конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Пожалуй, одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18 октября 1991 г. Закона о гражданстве, которым он признал, в частности, гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на ее территории на день вступления в силу названного Закона (12 ноября 1991 г.). В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших из БССР в другие союзные республики.

 

6. Недопустимость лишения гражданства (ст. 10 Конституции).

 

Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства.

 

7. Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины.

 

8. Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь (ст. 10 Конституции).

 

Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пределами.

 

В случае, если в стране пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительств



2016-09-16 327 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная власть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)