ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008 Белгородский государственный университет медицинский факультет кафедра анатомии и гистологии человека
Должиков А.А., Михайлик Т.А., Заболотная С.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008
Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов по цитологии, эмбриологии и общей гистологии / А.А. Должиков, Т.А. Михайлик, С.В. Заболотная. – Белгород, БелГУ, 2008. - 48 с. Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов лечебного, и педиатрического факультетов, а также для практических занятий и самостоятельной работы студентов стоматологического факультета по непрофильной части курса. Структура и содержание пособия соответствуют типовой и рабочей программам по гистологии, цитологии и эмбриологии, полностью отражают объем требований при изучении дисциплины.
Рецензенты: Иванов А.А. – зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Курского государственного медицинского университета, к.м.н., доцент. Чурносов М.И. – зав. кафедрой медико-биологических дисциплин медицинского факультета Белгородского государственного университета, д.м.н., профессор.
© Коллектив авторов © БелГУ ВВЕДЕНИЕ. Гистология - наука, изучающая микроскопические структуры на клеточном и тканевом уровнях, а также рассматривающая их развитие и структурные основы функций. Поэтому основное значение на практических занятиях имеет микроскопическое изучение препаратов, которое носит характер учебно-исследовательской работы и требует хорошей предварительной теоретической подготовки. Данное пособие включает рекомендации по изучению теоретического материала, практической работе с микропрепаратами, а также задания для самостоятельной работы по цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Рекомендации составлены в соответствии с действующей Программой изучения гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинских ВУЗах (М.,2002). Структура пособия предусматривает непрерывность в изучении отдельных разделов предмета: цитологии, общей и частной эмбриологии, общей и частной гистологии. Теоретическая часть частных вопросов базируется на ранее изученных общих сведениях, а для практической работы используется единый комплект препаратов, изучение которых с разных точек зрения происходит с постепенным углублением знаний. Для контроля теоретической подготовки в каждой теме имеется перечень вопросов, а для контроля правильности выполнения рисунков приводятся ссылки на иллюстрации в учебнике и атласах. Протоколирование работы на практических занятиях, а также самостоятельно выполненных заданий производится в виде рисунков в отведенном в рекомендациях свободном месте. В конце каждой темы приводится список дополнительной литературы для углубленного изучения материала. Основные ссылки ориентированы на практикум «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии /Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского - М.:Медицина,1999», который является одним из обязательных учебных пособий. При подготовке к занятиям необходимо особенно обращать внимание на раздел практикума «Необходимый исходный уровень знаний», а также ссылки на другие разделы в методических рекомендациях к каждой теме.
При выполнении практической работы следует помнить следующие основные правила обращения со световым микроскопом: 1) освещение устанавливается только с объективом малого увеличения; следует обязательно проверить центровку положения объектива; конденсор должен быть поднят до упора; 2) при помещении препарата на предметный столик покровное стекло должно быть сверху; 3) при фокусировке следует помнить, что расстояние между нижней линзой объектива и препаратом при малом увеличении (х8) - около 10 мм, при большом (х40) - менее 1 мм; 4) при переводе с малого увеличения – на большое следует: -расположить исследуемый участок препарата в центре поля зрения, -перевести револьвер с объективом 40 и отцентрировать его положение, -наблюдая сбоку, приблизить объектив почти до полного касания с покровным стеклом препарата, делая это с помощью макровинта, -наблюдая в окуляр, медленно с помощью макровинта приподнимать тубус до получения четкого изображения, -дальнейшее изучение объекта производить, пользуясь микровинтом,вращая его на 0.5-1 оборот. 5) по окончании работы приподнять тубус микроскопа и перевести его на малое увеличение. Для изучения дисциплины необходима следующая основная литература. Для получения более детальных знаний рекомендуется дополнительная литература, список которой приведен ниже, а также в конце рекомендаций к каждому ханятию.
Основная литература: 1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – М.: МИА, 2002. 2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология.-СПб.:SOTIS,1998. 3. Гистология /Под ред. Ю.И.Афанасьева.-М.: Медицина, 1989. 4. Гистология: Учебник, 6-е издание./Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. – М.:Медицина, 1999. 5. Гистология (введение в патологию)/Под ред.Э.Г.Улумбекова и Ю.А.Челышева.-М.:ГЭОТАР,1997. 6. Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 672 с. 7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского.-М.:Медицина,1999. 8. Лекционный материал. Дополнительная литература: 1. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2004. – 400с. 2. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ Под ред. О.В.Волковой и Ю.К.Елецкого.-М.:Медицина,1996. 3. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 231 с. 4. Крстич Р.В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. – СПб.: СОТИС, 2001. – 536 с. 5. Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии /Вольфганг Кюнель; пер. с англ. Е Погосян. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 533 с. 6. Терминологический словарь по цитологии, гистологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, К.К. Рогажинская, Р.П. Самусев и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева и С.Л. Кузнецова. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002. – 224 с. 7. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии /Под ред. С.Л. Кузнецова. – М.: ГЭОТАР, 2000.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, рекомендуемые для самостоятельной работы: 1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф». 2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА. 3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА. 4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003. 5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф». 6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005 7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.
Internet – ресурсы 1. Региональный ресурсный центр БелГУ: Гистология (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.17. 2. Региональный ресурсный центр БелГУ: Морфология плаценты человека (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.18. 3. Сайт Ярославской государственной медицинской академии «Гистология в интернет» http://hist.yma.ac.ru. 4. Сайт морфологов www.alexmorph.narod.ru. Используя указанные электронные ресурсы, Вы сможете найти электронные варианты изображений всех микроструктур, что должно облегчить самостоятельную работу на практических занятиях и при подготовке к ним. ТЕМА: ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Данная тема предназначена для самостоятельного изучения. Основы гистологической техники, сведения об основных методах и применении морфологического исследования в достаточном для последующего понимания микроскопических и субмикроскопических картин объеме приведены в учебниках и пособиях: 1.Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского. - М.:Медицина,1999. - С.7 – 21.* 2.Быков В.Л. Цитология и общая гистология. - СПб.:SOTIS,1998. - С.12 – 30. 3.Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 5 - 13. Примечание: * в последующем для краткости при ссылке на данный практикум употребляется «практикум».
ТЕМА: ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ КЛЕТОК И НЕКЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР. 1.Цель занятия и план изучения темы. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен знать: 1.Общий план строения клетки, классификацию ее структур. 2.Связь формы и структуры клетки с выполняемой функцией. 3.Физико-химическую характеристику цитоплазмы. 4.Строение элементарной клеточной мембраны, ее компонентов. 5.Строение ядра и его роль в жизнедеятельности клетки. 6.Органеллы общего значения, их роль в жизнедеятельности клетки. 7.Органеллы специального значения, их роль в клетке. Вопросы для контроля. 1.Дайте определение понятию “клетка”. 2.Перечислите основные функциональные свойства живой клетки. 3.Назовите основные составные части клетки. 4.Перечислите основные формы клеток у человека. 5.Дайте структурную характеристику клеточных мембран согласно жидкостно-мозаичной модели строения мембраны. 6.Назовите основные функции цитолеммы. 7.Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику. 8.Назовите составные части цитоплазмы. Расшифруйте понятия о морфоплазме и гиалоплазме. 9.Укажите основные химические компоненты матрикса цитоплазмы. 10.Дайте определение понятию “органелла”. 11.Назовите группы органелы. 12.Перечислите мембранные органеллы. 13.Назовите немембранные органеллы. 14.Укажите виды эндоплазматической сети, их строение и функциональное значение. 15.Охарактеризуйте строение и функции комплекса Гольджи. 16.Назовите компоненты лизосом и пероксисом, их функциональное значение. 17.Перечислите структурные компоненты и функции митохондрий. 18.Опишите структуру рибосомы. 19.Опишите строение центриолей. 20.Опишите структуры цитоскелета и укажите их значение. 21.Назовите органеллы специального значения. 22.Перечислите составные части ядра. 23.Охарактеризуйте “гетерохроматин” и “эухроматин”. 24.Опишите строение и функции ядрышка. 25.Перечислите составные части кариолеммы. 26.Перечислите неклеточные структуры тканей, укажите особенности их строения и происхождения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |