ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века
ЭСТЕТИКА Методические указания, планы семинарских занятий и тематика рефератов для студентов всех специальностей (блок дисциплин ГСЭ)
Вологда
УДК 008 (09)
Эстетика: Методические указания, планы семинарских занятий и тематика рефератов для студентов всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 16с.
Методические указания и планы семинарских занятий по эстетике составлены в соответствии с требованиями федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют целью помочь в организации самостоятельной работы студентов всех специальностей при изучении эстетики. Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители: ассистент кафедры СКСиТ А.А.Собакина
Рецензент: к.искуст.наук, доцент Е.В.Юшкова
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Эстетика – философская наука, изучающая сферу эстетического как специ-фического проявления ценностного отношения человека и мира, а также особенности и закономерности художественного творчества. Цель преподавания курса – формирование и развитие эстетической стороны мировоззрения личности будущего специалиста, обеспечение высокого уров-ня его знаний, гуманитаризация высшего образования в техническом вузе. Основные задачи курса эстетики: 1) изучение студентами теории и истории эстетической науки, формирование целостного и многогранного видения истории эстетической мысли; 2) ознакомление студентов с памятниками и произведениями мировой художественной культуры и, таким образом, приобщение их к многонациональному культурному опыту народов мира; 3) усвоение студентами основных категорий эстетики и использование их при анализе произведений искусства и явлений окружающего мира (природы, человека, общества и др.); 4) формирование у студентов эстетического вкуса, способности адекватно оценивать современную массовую культуру и противостоять негативным явлениям «потребительского общества»; 5) развитие у студентов способности эстетического восприятия мира и соответствующей ей системы общечеловеческих ценностей, необходимой для самостоятельного мышления и духовного роста личности. На каждом лекционном и семинарском занятии предполагается рассмотреть фундаментальные для мировоззрения данной эпохи понятия и феномены, философско-эстетические взгляды мыслителей, художественные стили, идеалы, традиции. Тематика курса опирается на разнообразные научные источники: эстетические, философские, искусствоведческие, литературоведческие, культурологические, психологические. Рекомендуется основная и дополнительная литература к каждой из тем семинарских занятий. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Для контроля за усвоением материала дисциплины студентами предполага-ются следующие формы: опрос на семинарских занятиях; написание самостоятельных контрольных работ; дифференцированная промежуточная аттестация; тестирование; зачет в конце курса.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. Эстетика как философская наука. Возникновение и становление эстетики как науки. Эстетика в системе наук. Предмет современной эстетики. Структура эстетической науки. Место эсте-тики в духовной культуре общества. ТЕМА 2. Эстетические теории античности. Общая характеристика античной культуры и искусства. Эстетические взгляды архаического периода. Эстетические идеи пифагорейцев. Эстетичес-кие теории Древнегреческой классики: Сократ, Платон и Аристотель. Эстети-ка эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. ТЕМА 3. Византийская философия искусства. Греческая патристика. Теория символизма в трудах Псевдо-Дионисия Аре-опагита. Теория иконы византийских отцов Церкви. Эстетический смысл по-лемики иконоборцев и иконопочитателей. Эстетика аскетизма. Экфарсис как основа европейского искусствознания. ТЕМА 4. Эстетическая культура Западноевропейского Средневековья. Западная патристическая эстетика. Эстетическая система Аврелия Августи-на. Взаимодействие античных и христианских эстетических идей. Эстетичес-кие принципы в трактатах Боэция и Фомы Аквинского. Эстетика эпохи Воз-рождения в теоретических трактатах и художественной практике. ТЕМА 5. Эстетика Нового времени: XVII-XVIII в.в. Эстетические системы XVII века: классицизм и барокко. Эстетические иде-алы немецкого Просвещения: «Буря и натиск» как предтеча европейского ро-мантизма. Немецкая классическая эстетика. «Письма об эстетическом воспи-тании» Ф.Шиллера. «Критика способности суждения» И.Канта. Эстетика И. Г.Гегеля. Философия и эстетика романтизма. ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века. Проблемы эстетики в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Критический реализм XIX века как результат развития материалистического мировоззрения. Фило-софия позитивизма как основа натурализма. Художественные открытия им-прессионизма и символизма. Эстетическая доктрина «Искусства для искус-ства». Декаданс и авангард как истоки модернистского искусства.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |