Подзаконные акты президента РФ
Президент на основе и во исполнении Конституции РФ и законов издает указы и распоряжения. Эти акты не могут противоречить конституционным нормам, они обязательны для исполнения на всей территории государства. Глава государства по частым вопросам издает распоряжения, содержащие конкретные поручения, задания, не являющиеся нормативными актами. Акты представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания. К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению. Как правило, постановления палат парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ч.1 ст.115). Распоряжения издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер. Постановления Конституционного Суда РФ. К источникам конституционного права они стали относиться недавно. Постановления являются источниками, во-первых, потому, что многие конституционные нормы, и иные законодательные нормы действуют в том истолковании, которое дано им в результате процедуры конституционного контроля. Во-вторых, потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конституции, выносимое этим органом, есть не что иное, как своеобразный негативный источник права: он не формулирует, а наоборот, отменяет норму . Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. В Основном законе нашей страны определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). На конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, - разумеется, участницей которых является Российская Федерация, - над положениями ее внутреннего устройства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся иные положения, чем в законе, то действуют положения договора. Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории. С принятием новой Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участницей которых является Россия. Внутригосударственные договоры. Служат источником конституционного права, если регулируют проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены. Источником конституционного права является Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992года. К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами Российской Федерации, заключенные с 1990 года с целью развития «горизонтальных связей» (ч.3 ст. 11 Конституции РФ). Так, 1991 году заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан, в 1994 году Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и республикой Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарией и др., Свердловской обл., Калининградской обл., Нижегородской обл. и др. Декларации. Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года, и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, Декларация о языках народов России от 25октября 1991 года. Положения. На основе Положения «О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания» и Положения «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания» формировался новый депутатский корпус в декабре 1993 года. Регламенты. Регламенты содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат парламента и их структур. Например, регламент Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания России, регламент Законодательного Собрания Нижегородской обл., Конституционного Суда, Правительства. Важнейшим источником конституционного права являются конституции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом, конкретизируется структура, функции и положение органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина, формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы. В соответствии с Конституцией РФ, субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Следовательно, отдельные законы субъектов федерации, также могут являться источниками конституционного права. Например: о выборах депутат Законодательного Собрания, главы администрации, Закон о референдуме в Нижегородской обл., Закон об административно-территориальном устройстве Нижегородской обл. Источниками конституционного права являются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Указы Президента республики, постановления представительных (законодательных) органов, постановления Правительства, администрации и т.д.). К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления (постановления представительного или исполнительного органа, регламенты, положения, уставы о местном самоуправлении и т.д.). Существенная особенность анализирующих факторов (помимо подзаконности) - территориальная ограниченность их действия. Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, не является исключением и Российская Федерация. Правовым обычай становится тогда, как получает официальное оформление государства. Различно понимание правового обычая. Наиболее приемлемо его определение как общеобязательного правила поведения, соблюдаемого в установленных случаях гражданами, должностными лицами и государственными органами в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты[25]. Конституционно-правовые обычаи в нашей стране только начинают складываться. Речь идет о неписанных нормах парламентского, правительственного и судебного поведения, соблюдение которых гарантирует «мягкое» разрешение конституционных конфликтов. Во многих зарубежных странах подобные обычаи – часть повседневной политической жизни. В ФРГ, например, к числу конституционно-правовых относится требование «доброго поведения» земель по отношению к федерации, что предполагает «искреннее» и «доброжелательное» отношение «центра» и «мест». Обычаи могут сформироваться в российской конституционной практике с течением времени, однако некоторые предпосылки для их появления складываются уже сейчас, в процессе взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Роль обычая в каждой отрасли права различна. В российском конституционном праве сфера его распространения ограничена. Вот несколько примеров. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации (ст.70 Конституции РФ) - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. С утверждающимися обычаями, традициями церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судей Конституционного Суда РФ, губернатор Нижегородской обл., депутаты Законодательного Собрания Нижегородской обл. и т.д.). Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3 ст.99 Конституции РФ положение: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». Таким образом, вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и государства. В них содержатся правовые предписания, являющиеся основой для всех других отраслей права. Все анализируемые источники, как и источники других отраслей права отличаются формальной определенностью и общеобязательностью
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |