ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ
Жил-был барин, богатый-пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел-пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый день столько было, что у иных по праздникам того не бывало. А всё у него денег не убывало, ещё прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком-дура-ком, себе и гостям на потеху. Призывает он самого бедного мужика из деревни и говорит ему: — Слушай, мужик. Дам я тебе денег целую малёнку, только скажи мне, чего на свете не бывает. Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. Скажи же: чего на свете не бывает? Почесал мужик затылок. — Не знаю, — говорит, — барин, кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра — может, и вздумаю. — Ну пойди подумай, — говорит барин, — а завтра приходи, ответ приноси. Мужик до петухов не спал, всё барскую загадку отгадывал. Раздумывает, так и мало ли чего на свете не бывает, а и то в ум придёт: «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!» На другой день пришёл он к барину. — Ну что, мужик, теперь знаешь, чего на свете не бывает? — Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнёт. Усмехнулся барин, усмехнулись гости: видят — мужик-то сер, да ум-то у него не волк съел. Надо малёнку отмеривать. Да барин не то денег пожалел, не то хотел ещё над мужиком пошутить, кто его знает, только и говорит мужику: — Нашёл, брат, что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях — так сплошь и рядом. Ступай с Іюгом до завтра. Придумаешь — ответ принеси. Продумал мужик и другую ночь. Что ни надумает, всё надежда плохая на барские деньги. «Хитры немцы, — думает, — у них, может, всё бывает. Ну да скажу ещё что-нибудь!» Приходит наутро к барину. — Ну, мужик, всё ли на свете бывает? — Не всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит. Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал. — Ну, — говорит, — это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь — бери деньги, а то не прогневайся. Плюнул с досады мужик, идучи домой, думает: «Видно, одному только не бывать, чтобы у меня деньги были!» Всё-таки через ночь опять идёт к барину. «Наскажу, — думает, — ему всякой всячины; может, что и небывальщины будет». — Ну, что хорошенького скажешь? — спрашивает барин. — Не узнал ли, чего на свете не бывает? — Всё, барин, бывает, — говорит мужик. — Думал я, что люди хоть на небо не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает. — Как же ты на небо попал? — Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку. Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился. — И назад с журавлями? — Нет, назад я соскочил. — Как же ты, мужичок, не убился? — А так, что по уши в землю завяз, не жёстка земля попалась. — Из земли же как вылез? — Хе... как! А сходил домой, принёс лопату, выкопался да и вылез. — Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя? — Как же, видел, к ручке допустить изволили. — Ну, что он там делает? — допрашивает барин. Мужик-то, не будь плох, догадался и говорит: — Что покойный барин делает? Да после моих ребятишек постилки моет. — Врёшь, мужик-дурак! — закричал барин. — Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!
Вопросы и задания
1. В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? 2. К какому виду сказок она относится? 3. Над чем и над кем она «смеётся»?
Живое слово
Сочините сказку и расскажите её в классе. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.
Для вас, любознательные
Сказки не рассказывают, не пересказывают, а сказывают, то есть сохраняют напевные интонации, характерные для русской речи вообще, а для сказок — в особенности. А в давно прошедшие времена существовали сказители. Вот они-то и сказывали сказки, то есть передавали содержание сказок от одного человека к другому, увлекая слушателей. Сказителей всегда очень любили и хорошо знали. Во время некоторых работ рассказы сказочника скрашивали тяжёлый труд. Например, в рыболовных артелях на Байкале сказочнику давали лишний пай и освобождали от работ. Среди сказителей много знаменитых, например Ф.П. Господарёв, М.А. Сказкин, А.Н. Королькова, И.Ф. Ковалёв, Т.Г. Рябинин, М.Д. Кривополенова и др. Известны имена исследователей и собирателей сказок — А. Афанасьева, В. Даля, В. Проппа, В. Аникина и многих других учёных, посвятивших свою жизнь собиранию, публикации и изучению произведений устного народного творчества.
Минуты творчества
Прочитайте или расскажите любую сказку по ролям (инсценируйте её) или подготовьте рисунки к сказке (на выбор).
Вопросы и задания
1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем? 2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? 3. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится...» «Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: «Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...» «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны...» 4. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок? 5. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.
Для вас, любознательные
К русской народной сказке обращались многие русские художники: Н.К. Рерих, С.В. Малютин, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и другие. Сказочным и былинным сюжетам посвящены картины В.М. Васнецова — «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Царевна-Лягушка» и другие. В Третьяковской галерее в Москве есть зал, посвящённый В.М. Васнецову. Известный художник И.Я. Билибин создал удивительные иллюстрации к русским сказкам: «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Царевна-Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Жар-птица и Серый волк». СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ
Два близких народа-соседа: башкиры и татары — считают сказку «Падчерица» своей народной сказкой. Прочитайте её.
ПАДЧЕРИЦА
Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина. У неё жили две девушки: одна — родная дочь, другая — падчерица. Падчерицу звали Гульбика. Мачеха заставляла Гульбику работать день и ночь: прясть нитки, теребить шерсть, стирать бельё. Сколько бы Гульбика ни работала, она не могла угодить мачехе. Однажды ей не понравились нитки, которые спряла Гульбика. Мачеха рассердилась и выбросила клубок. Гульбика горько заплакала и стала искать клубок. Долго она искала, но нигде его не было, и она пошла искать его на дороге. У всех встречных она спрашивала: — Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его? — Вон в ту сторону какой-то клубок катился — твой, наверно, и был, — отвечали ей люди. Девушка пошла дальше, и вот она повстречалась с пастухом, который пас коров. — Укатился мой кругленький клубочек, не видал ли ты его? — спросила она у пастуха. — Видал, дочка. Недавно покатился вон туда — наверно, твой и был, — ответил пастух. Гульбика пошла дальше и повстречалась с пастухом, который пас коней. Расспросила она его. Дал он такой же ответ, как и прежние. Горько плача и причитая, шла дальше Гульбика. — Кругленький мой клубочек, куда же ты делся? Скоро ли я найду тебя? Если не найду, как же я вернусь домой? Мачеха моя будет ругать и бить меня. Шла и шла Гульбика, а клубочка всё не было. Она шла по степи, затем по берегу реки. Прошла через страшные овраги и леса. Наконец настал вечер. Стало темно. Никого не было кругом. Только страшный вой зверей был слышен в лесу. Вдруг Гульбика увидела впереди огонёк. Он чуть мерцал вдали. Девушке, пока шла она на этот огонёк, пришлось ещё пройти через глубокие овраги и густые заросли. Приблизилась она к огоньку и увидела маленькую избушку. Заглянула в окошко, а там сидит старуха и прядёт шерсть. Девушка робко вошла в избу. — Здравствуйте, бабушка! — поздоровалась она со старухой. — Здравствуй, дочка! Зачем ты сюда пришла? — спросила старуха. — У меня, бабушка, укатился кругленький клубочек. Пошла я его искать и вот забрела сюда. Если я не найду клубка, то мачеха не впустит меня в дом, — ответила девушка. — Ладно, доченька, не тужи понапрасну, — утешила её старуха. — Поживи у меня несколько дней, а там — и домой. — А что я у тебя буду делать? — спросила девушка. — Поухаживаешь за мной, за старым человеком, будешь варить мне обед, — ответила старуха. — Ладно, бабушка, — согласилась девушка и осталась жить у старухи. Наутро старуха ей сказала: — Доченька, в амбаре есть пшено. Ты потолки его в муку и затей-ка назавтра блины. — А как затеять, бабушка? — спросила девушка. — Как затеешь, так и ладно. Налей воды, всыпь муки и взболтай, — сказала старуха. Девушка истолкла пшено мелко-мелко, затеяла тесто очень хорошо. — Бабушка, а как испечь блины? — спросила девушка. — Как испечёшь, так и ладно: пусть подгорают да коробятся, пусть коробятся да подгорают, — ответила старуха. Гульбика испекла пышные блины, намазала их маслом и угостила старуху. На другой день старуха сказала девушке: — Доченька, я хочу помыться, надо бы баньку истопить. — А как её истопить, бабушка? — спросила девушка. — Как истопишь, так и ладно: наложи в печку дров да подожги, — ответила старуха. Девушка хорошенько истопила баню и вовремя закрыла трубу. — Бабушка, баня готова, как тебя довести туда? — спросила девушка. — Держи за руку да толкай в шею, — ответила старуха. Девушка осторожно подняла старуху с места, взяла под руку, тихо и осторожно довела до бани. — А как тебя попарить, бабушка? — спросила Гульбика. — Колоти да колоти меня ручкой веника, — ответила старуха. Гульбика попарила её не ручкой веника, а его душистыми листьями, хорошенько вымыла её и отвела в избу. — Ну, доченька, уж как-нибудь напои меня чаем, а потом пойдешь домой, — сказала старуха. Гульбика накормила её досыта и напоила сладким чаем. — Ну, бабушка, я теперь пойду домой, — сказала девушка после этого. — Ладно, доченька, иди, только прежде поднимись на чердак. Там есть один зелёный сундучок. Ты возьми его себе и не открывай, пока не войдёшь к себе в дом, — сказала старуха. Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, из подворотни выбежала их маленькая собачонка и затявкала: — Тяв, тяв, тяв, тётенька шла умирать, а назад идёт живой и богатой! Гульбика удивилась словам собачонки и крикнула: — Уходи прочь, не говори так! — а сама приласкала её. Собачонка не послушалась и продолжала тявкать: — Тяв, тяв, тяв, тётенька шла умирать, а назад идёт живой и богатой! Мачеха услышала тявканье собаки и увидела, что падчерица вернулась домой. От зависти и злости она чуть не лопнула. Гульбика вошла в дом, открыла сундучок и глазам своим не поверила: весь он был полон золота и серебра. Увидела это мачеха и решила: «Пусть и моя дочь разбогатеет так же, как и Гульбика». Мать взяла клубок своей родной дочери и выбросила его за дверь. Клубок укатился. Её дочь стала искать свой клубок, но не нашла. Тогда она, хоть и боязно ей было, вышла в иоле и пошла по дороге. Ей так же, как и подче-рице, попадались навстречу пастухи, и она у каждого спрашивала: — Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его? Ей отвечали: — Видели, видели, вон в ту сторону он катился. Шла девушка, шла и дошла до той же старухи. И девушка также осталась у неё жить. Как-то старуха сказала ей: — Доченька, ты бы мне блинов испекла. — А как их, бабушка, испечь?— спросила девушка. — Как испечёшь, так и ладно: пусть подгорают и коробятся, пусть коробятся да подгорают, — сказала старуха. Девушка так и испекла. Блины все подгорели и покоробились. На другой день старуха попросила: — Доченька, я хочу помыться, надо бы баню истопить. — А как её истопить? — спросила девушка. — Как истопишь, так и ладно: наложи в печку соломы да подожги, а как она вся сгорит, подбавь ещё, — сказала старуха. Девушка затопила баню соломой, а не дровами. Не дождавшись того, когда уйдёт дым и угар, она закрыла её. Затем она вошла в избу, чтобы повести старуху в баню, и сказала: — Бабушка, баня готова, как тебя туда повести? — Да уж ладно, возьми за руку да толкни в шею, — сказала старуха. Девушка так и сделала. — Бабушка, как тебя попарить? — спросила она в бане. — Как попаришь, так и ладно. Возьми да поколоти мне спину ручкой веника, — сказала старуха. Девушка так и сделала. Потом она как вела в баню, так и домой повела старуху: она держала её за руку и толкала в шею. Когда они вернулись домой, старуха сказала: — Я, доченька, после бани пить захотела. Ты уж напои меня чаем, а потом пойдёшь домой. Девушка кое-как напоила старуху чаем. После этого она сказала: — Бабушка, не пора ли уж мне домой пойти? — Иди, доченька, только не с пустыми руками. На чердаке есть один жёлтый сундучок, ты возьми его себе. Только не открывай его, пока не войдёшь к себе в дом, — сказала старуха. Девушка взяла жёлтый сундучок и пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, собачонка увидела её, выбежала из подворотни и затявкала: — Тяв, тяв, тяв, тётенька шла, чтобы разбогатеть, а идёт ни с чем! Мачеха услышала тявканье собаки, очень рассердилась на неё и даже поколотила. Девушка вошла в дом, сломала замок на своём сундучке и открыла его. И что же они увидели? Весь он был полон змеями да лягушками. Змеи с шипеньем выползли из сундучка и стали их жалить. Мачеха стала кричать, но никто на помощь не являлся. Собачонка не только не забыла обиды за полученные побои, а ещё злорадствовала и приговаривала: — Ты меня поколотила, Гульбику обижала, так пусть тебя змеи жалят! Она стала защищать только Гульбику, которая пожалела и приласкала её, когда её колотила мачеха. Собачонка всех змей, которые подползали к падчерице, хватала и разрывала на части. Мачеха и дочь её умерли от змеиного яда, а Гульбика с собачонкой остались живы и навсегда забыли о мачехе.
Вопросы и задания
1. К какому жанру относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ. 2. Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как? 3. Чему учит сказка «Падчерица»? 4. Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и есть ли отличия? 5. Знакома ли вам авторская сказка, близкая по содержанию сказке «Падчерица»? Кто её автор?
После уроков
Скорее всего, в вашем районе (городе, посёлке, деревне) есть люди, которые исполняют произведения устного народного творчества. Постарайтесь найти их. Пригласите в класс. Пусть они расскажут вам о своём отношении к фольклору и исполнят произведения народного творчества.
Из древнерусской литературы
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |