УТВЕРЖДАЮ
Директор института
___Смирнов Д.А.____ Ф.И.О.
«__» _______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Направление подготовки
| 030900.62 Юриспруденция
|
Профиль
| Гражданско-правовой, уголовно-правовой,
государственно-правовой, финансово-правовой, международно-правовой, правозащитная деятельность
|
Квалификация выпускника
| Бакалавр
|
Форма обучения
| Очная
|
Учебный план
| 2013г.
|
Изучается в 5 семестре
|
|
СОГЛАСОВАНО:
| | РАЗРАБОТАНО:
|
Зав. (выпускающей) кафедрой
_____________________Ф.И.О.
«__» _____________ 2015 г.
Рассмотрено УМК
Протокол №___ от «___»__________
Председатель УМК института _Толстова А.Е._____________
|
| Зав. кафедрой ЭЗиТП
Навасардова Э.С.
«__» ____________ 2015г.
Доцент кафедры_ЭЗиТП
Майборода В.А.
«__» ____________ 2015 г.
|
Ставрополь, 2015
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки
| 030900.62 Юриспруденция
|
Профиль
| Гражданско-правовой, уголовно-правовой,
государственно-правовой, финансово-правовой, международно-правовой, правозащитная деятельность
|
Квалификация выпускника
| Бакалавр
|
Объем занятий: Итого
| 180ч.
| 5 з.е.
|
В т.ч. аудиторных
|
80ч.
|
|
Из них:
|
Лекций
Лабораторных работ
Практических занятий
| 16ч.
64ч.
|
Самостоятельной работы
|
64 ч.+ экз.
|
Экзамен _5_семестр
|
|
Ставрополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи освоения дисциплины ………….................................................
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…...................................................
3. Связь с предшествующими дисциплинами ……………….........................
4. Связь с последующими дисциплинами ………………................................
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины............
6. Наименование и содержание лекций …………………....................................................
7. Наименование и содержание лабораторных работ.........................................................
8. Наименование и содержание практических занятий ………………….........................
9. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов......
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ......…
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель:
- формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению юриспруденция;
- формирование у студентов представления о неразрывном единстве связи политики государства и совершенствовании системы земельного законодательства в РФ;
- изучения экономико-правовых и организационно-правовых механизмов, формирования правосознания, высокой правовой культуры;
- овладение необходимой суммой знаний теоретического и прикладного характера, знаниями по проблемам земельного права;
- выработка уметь ориентироваться в действующем земельном законодательстве.
Формирование набора общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению юриспруденция.
Задачи:
-максимально эффективное использование всех форм источниковедческой базы в сфере земельного права;
- своевременного внесения изменений в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение единства теоретического и практического изучения земельных правоотношений;
- совершенствование форм самостоятельной работы студентов, включая самоконтроль освоения учебного материала;
- выявление творческого потенциала студентов, вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность, связанную с современными проблемами земельного права.
Воспитательные задачи курса:
-формирование социально-личностной компетенции состоящей в формировании профессиональных качеств на основе восприятия социально-нравственных ценностей и ориентиров;
-развитие социально-личностной компетенции предполагает выработку активной гражданской позиции, ответственного отношения к выполнению поставленных задач и достижению обозначенных целей.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина Земельное право относится к общепрофессиональному циклу базовой части ООП. Ее освоение происходит в 5 семестре.
Связь с предшествующими дисциплинами
Необходимым условием изучения дисциплины Земельное право является успешное освоение модулей:теория государства и права; гражданское право; административное право, экологическое право.
Связь с последующими дисциплинами
Освоение дисциплины Земельное право связано с последующим усвоением дисциплины гражданского права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права, природоресурсного права.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
№ п/п
| Содержание компетенции
| Шифр
|
Общекультурные компетенции
| ОК-(№)
|
1.
| осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение достаточным уровнем профессионального правосознания
| ОК-1
|
2.
| способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
| ОК-2
|
Профессиональные компетенции
| ПК-(№)
|
| способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
| ПК-1
|
| способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| ПК-2
|
| способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| ПК-5
|
| способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
| ПК-6
|
| владение навыками подготовки юридических документов
| ПК-7
|
| готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
| ПК-8
|
| способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
| ПК-16
|
| способность эффективно осуществлять правовое воспитание
| ПК-19
|
5.2.Структура и компонентный состав компетенции
Перечень компонентов
| Технологии формирования компетенции
| Средства и технологии оценки
|
Знает: цели и задачи земельного права, основных тенденций в развитии норм земельного права в РФ, нормы и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов прав.
| Лекции (традиционные и в интерактивной форме
| Собеседование, рефераты,
тестирование
|
Умеет: анализировать содержание земельных правоотношений, применять на практике земельное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по земельному праву, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ, проводить комплексный и ситуационный анализ политических, социально-экономических явлений влияющих на уровень развития земельных правоотношений в РФ, юридически правильно квалифицировать факты, событияи обстоятельства.
| Практические занятия, самостоятельная работа
| Собеседование, решение ситуационных задач, ролевая игра
|
Владеет: навыками в осуществлении прав граждан на различные виды прав на землю, работой с нормативно-правовой базой и документацией, навыками эффективного использования нормативного материала по земельному законодательству, самостоятельного освоения новыми средствами и работы с информационными потоками в земельном праве.
| Практические занятия, самостоятельная работа
| Собеседование, решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных заданий
|
5.2.Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформиро-ванности компетенций
| Индикаторы
| Дескрипторы
|
2 балла
| 3 балла
| 4 балла
| 5 баллов
|
Базовый
| Знание:целей и задач земельного права, норм и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов земельных прав, принципы земельного права.
| Не знает основных целей и задач земельного права, норм и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов земельных прав, принципы земельного права.
| Слабо ориентируется в целей и задач земельного права, норм и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов земельных прав, принципы земельного права.
| Усвоил цели и задачи земельного права, нормы и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов земельных прав.
|
|
Умение: анализировать содержание земельных правоотношений, применять на практике земельное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по земельному праву, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ, юридически правильно квалифицировать факты, событияи обстоятельства
| Не умеет анализировать содержание земельных правоотношений, применять на практике земельное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по земельному праву, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
| Затрудняется
анализировать содержание земельных правоотношений, применять на практике земельное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по земельному праву, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
| Анализирует содержание земельных правоотношений, применять на практике земельное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по земельному праву, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
|
|
Владение: навыками в осуществлении прав граждан на различные виды земельного права, работой с нормативно-правовой базой и документацией, навыками эффективного использования нормативного материала в земельном праве, самостоятельного освоения новыми средствами и работы с информационными потоками в области земельного законодательства.
| Не владеет навыками в осуществлении прав граждан на различные виды земельного права, работой с нормативно-правовой базой и документацией, навыками эффективного использования нормативного материала в земельном праве, самостоятельного освоения новыми средствами и работы с информационными потоками в области земельного законодательства.
| Слабо владеет навыками в осуществлении прав граждан на различные виды земельного права, работой с нормативно-правовой базой и документацией, навыками эффективного использования нормативного материала в земельном праве, самостоятельного освоения новыми средствами и работы с информационными потоками в области земельного законодательства.
| Владеет навыками в навыками в осуществлении прав граждан на различные виды земельного права, работой с нормативно-правовой базой и документацией, навыками эффективного использования нормативного материала в земельном праве, самостоятельного освоения новыми средствами и работы с информационными потоками в области земельного законодательства.
|
|
Повышенный
| Знание: основных тенденций в развитии норм земельного права в РФ, международного опыта в сфере земельного регулирования.
|
|
|
| Показывает высокий уровень знаний тенденций в развитии норм земельного права в РФ, международного опыта в сфере земельного регулирования.
|
Умение: проводить комплексный и ситуационный анализ политических, социально-экономических явлений влияющих на уровень земельного права в РФ, участвовать в проведении правовой экспертизы правовых актов в земельно-правовой сфере, давать юридические консультации по земельному законодательству
|
|
|
| Способен проводить комплексный и ситуационный анализ политических, социально-экономических явлений влияющих на уровень земельного права в РФ, участвовать в проведении правовой экспертизы правовых актов в земельно-правовой сфере, давать юридические консультации по земельному законодательству
|
Владение: навыками анализа различных правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками проведения правовой экспертизы нормативных актов, оказания квалифицированной помощи в защите прав на землю; методикой консультирования по земельно-правовым вопросам
|
|
|
| навыками анализа различных правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками проведения правовой экспертизы нормативных актов, оказания квалифицированной помощи в защите прав на землю; методикой консультирования по земельно-правовым вопросам
|
6. Наименование и содержание проведения лекций
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
| Объем часов
| Форма проведения
|
| 5 семестр
| | |
| Раздел 1. Общая часть права земельного права
| | |
| Тема 1. Предмет, метод и система земельного права. Понятие земельного права. Система земельного права. Институты общей и особенной части земельного права. Принципы земельного права. Понятие метода земельного права. Основные способы воздействия в земельном праве на поведение участников земельных отношений.
|
| Проблемная лекция
|
| Тема 2. Принципы земельного права. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
|
|
|
| Тема 3. История Земельного права России.Земельный строй Российской Империи до революций 1917 года. Земля как недвижимость в имущественных правах Российской Империи. Классификация земель. Право собственности на землю . Отдельные вещные права на землю. Права на чужие вещи. Институты межевания земель, принудительного выкупа. Земельная реформа 1861. Столыпинская земельная реформа 1906-1911 гг. Земельное законодательство после революций 1917 года. Земельное законодательство 1917-1930 гг. Земельное законодательство в период 1930-1941 гг. Земельное законодательство Великой отечественной войны. Земельное законодательство в период 1946-1990 гг. Земельная реформа 1990-х гг.
|
|
|
| Тема 4. Земельное правоотношение. Земельно-правовая норма. Понятие объекта. Субъекты. Содержание земельного правоотношения. Роль и значение Конституционно закрепленных норм земельного права. Классификации норм земельного права. Нормы земельного права в актах органов местного самоуправления. Процесс формирования норм земельного права через правоприменительные институты судебной практики и публичных слушаний.
|
|
|
| Радел 2. Земельный участок
| | |
| Тема 5. Формирование земельных участков.
Правила образования земельных участков. Оборотоспособность земельных участков. Правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Земля как природный объект и природный ресурс с учетом принципов земельного права. Искусственный земельный участок, многоконтурный земельный участок (единое землепользование), земельные полосы, угодья. Часть земельного участка. Доля земельного участка. Мена земельных участков из земель публичной собственности и частной собственности.
|
|
|
| Тема 6. Отдельные права на земельные участки, предоставляемые из земель публичной собственности
Собственность на землю. Права на землю публично-правовых образований. Постоянное бессрочное пользование. Постоянное пользование. Аренда. Сервитут. Выкуп земельного участка из земель публичной собственности в праве аренды земельного участка.
|
| Лекция с разбором конкретных ситуаций
|
7.
| Тема 7. Государственное управление землями.
Институты государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации. Мониторинг земель. Землеустройство. Государственная кадастровая оценка земель. Иные институты и механизмы управления.Государственный земельный надзор. Ответственность в сфере земельного законодательства.
|
|
|
8.
| Раздел III. Особенная часть
|
|
|
9.
| Тема 8. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Понятие земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения земель. Формирование земельных участков. Требования к размеру и расположению участков. Правовой режим земельных долей.
|
|
|
| Тема 9. Правовой режим земель населенных пунктов.
Понятие земель населенных пунктов. Установление и изменение границ населенных пунктов. Пригородные зоны. Состав земель населенных пунктов и градостроительное зонирование. Территориальное планирование. Документы территориального планирования.
|
| |
| Тема 10. Правовые режимы иных категорий земель.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
|
| |
| Итого за 5 семестр
|
| |
| Итого
|
| |
- Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ –не предусмотрены