ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
(Одно семинарское занятие) Семинар 2. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. План и регламент семинарского занятия:
Учебно-материальное обеспечение семинара: - Презентации по теме. - Плазменный телевизор и компьютер. - Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п. Основная литература: 1. Зуев МН. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 6 – 14. Дополнительная литература: 1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009. 2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011. 3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 29-34. Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания. 2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010 и др. издания. 3. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010. 4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания. 5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009 и др. издания. 6. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011 и др. издания. 7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 и др. издания. 8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 и др. издания. Интернет-источники: 1. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта): 1. Дать определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход). 2. Охарактеризовать вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев. 3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории. Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий): 1. Первоначальное значение слова «история»: а: исследование б: событие в: рассказ г: развитие 2. Объектом исторической науки считается: а: частная жизнь б: социальные группы в: человеческое общество в его многообразии г: человек 3. Исторический факт – это: а: интерпретация историка б: реальное событие прошлого в: совокупность сведений г: теория истории 4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в: а: XV в. б: XIX в. в: XVII в. г: XX в. 5. Одним из методов исторического исследования является: а: индуктивный б: хронологический в: дедуктивный г: интеграционный 6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире: а: религиозная б: идеалистическая в: рационалистическая г: материалистическая 7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах: а: К. Маркса и Ф. Энгельса б: А. Тойнби и Н. Данилевского в: В. Ленина и Н. Бухарина г: Н. Карамзина и С. Соловьева 8. Основоположником формационной концепции истории является: а: К. Маркс б: В. Ленин в: Г. Плеханов г: И. Кант 9. Познавательная функция исторического познания заключается в: а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств б: выявлении закономерностей исторического развития в: выработке научно обоснованного политического курса г: идентификации и ориентации общества, личности 10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в: а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени б: классификации исторических явлений, событий, объектов в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события г: описании исторических событий и явлений 11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности: а: Л. Гумилев б: Л. Мечников в: В. Докучаев г: И. Мичурин 12. Сравнительный метод в истории: а: позволяет сравнивать разные исторические периоды б: выделять исторические законы в: видеть прошлое и предсказывать будущее г: пересматривать историю 13. Формационный подход к изучению культуры признает: а: уникальность, неповторимость каждой культуры б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры г: выделение географического фактора в качестве основания культуры 14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется: а: рационализмом б: субъективизмом в: методологией г: историографией 15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип: а: больших чисел б: альтернативности в: равновесия г: попадания Тема 2.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |