Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
№ п/
п
| Тема урока
| Дата
| Обучающая цель
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
понятия
| предметные результаты
| Метапредметные
| Личностные результаты
|
1. Искусство в твоем доме (8 ч.)
|
| Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”
|
|
| Вопло-щение замысла в искусстве.
| Проводить наблюде-ния,оформлятьрезультаты.
| Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи уче
бной деятельности.
Коммуникативные:уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информции.
| Формирование социальной роли ученика
|
| Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.
| | Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её.
| Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хох-ломы, Гжели.
| Умение пре
образиться в мастера. Постройки, создавая фо
рму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки.
| Регулятивные:Умение планировать и грамотно осу-ществлять учебные действия
Познавательные:Находить варианты решения различных художественно творческих задач.
Коммуникативные:Умение находить нужную информацию.
| Формирова
ние понима
ния особой роли культу
ры и искусства в жизни общества и каждо-
го человека
|
| Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.
| | Овладеть навы-ками создания выразительной формы посуды в лепке.
| «сервиз»
| Умение изобразить посуду по своему образцу.
| Регулятивные:работать по совместно с учителем соста-вленному плану
Познавательные:Понимать и объяснять единство материала.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог
| Формирова-ние уважительного и доброжелательного от
ношения к труду сверстников.
|
| Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы»
| | Умение составить простейший орнамент при вы
полнении эскиза платка. Соотносить размеры де
талей изделия при выполнении композции.
| Б.Кусто-диев
«Купчиха».
| Обрести опыт творчества и ху-дожественно-практи
ческие навыки в создании эскиза росписи платка.
| Регулятивные: последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Познавательные: принятие учебной задачи
Коммуникативные: ставить вопросы напарнику, работа в группах
| Культура общения и поведения
|
| Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета.
| | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
| Рисование с по-мощью трафарета.
| Обрести опыт творчества и ху-дожесвенно-практи-ческие навыки в соз-дании эски
за обоев или штор для определенной комнаты.
| Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
| Умение радоваться успехам одноклассников.
|
| Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек.
| | Понимать роль художника и Братьев – Масте
ров в создании книги. Уметь отличать на зна-
чение книг, офор
млять обложку иллюстрации
| Знание художников, выполняющих иллюстрации.
| Овладеватьосновами графи
ки. Органи
зовыватьрабочее ме-сто, сблюдатьправи
ла безопасного испо
льзования инструментов.
| Регулятивные:определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: Знание отдельных элементов оформления книги.
Коммуникативные:учить
ся выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
| Овладеть навыками коллективной работы.
|
| Поздравительная открытка (декоративная закладка).
|
| Познакомить с видами графиче
ских работ (работа в технике граттажа, графи
ческой монотипии, аппликации или смешанной технике) Научить выполнить простую графиче
скую работу.
| работа в технике гратажа, графиче
ской мо-нотипии, апплика-ции или смешан
ной технике
| Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании форм открыток изображений на них.
| Регулятивные:определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: Овладевать основами графики.
Коммуникативные:Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений.
| Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
|
| Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
| | Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
|
| Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.
| Регулятивные:Умение анализировать образцы, работы, определять материалы
Познавательные высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты.
Коммуникативные:уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество.
| Эстетически оценивать работы сверстников.
|
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
|
| Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.
| | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.
| Архите-
ктурный образ, об
раз горо
дской среды.
| Осваиватьспособ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ сое-динения де-талей из раз
ных матери
алов (ткани и бумаги) при помощи клея
| Регулятивные: Умение планировать и грамотно осу-ществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Познавательные:составление осознанных высказываний
Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество
| Умение видеть красоту труда и творчества.
|
| Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.
| | Познакомить с умением изобра-зить парк или сквер. Воспринимать и оценивать эстетичес-кие достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений.
| Архитектурный образ
| Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
| Регулятивные:Проговари
вать последовательность дей
ствий на уроке.
Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации:
Коммуникативные: Учас-
тие в совместной творчской деятельности при выполнении учебных практических работ
| Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде.
|
| Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.
| | Закреп. приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла.
| Ажурные решетки.
| Научатсяконструиро-вать из бу-маги ажур-ные решет-ки.
| Регулятивные:определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: выпол. заданий в учебнике, расширение пространственных представ.
Коммуникативные:уметь выражать свои мысли.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
|
| Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помо-щи туши и палочки.
|
| Познакомить с изготовлением проекта фонаря при помощи туши и палочки.
| Тушь, палочка, перья.
| Отмечать особенности формы и украшений.
| Регулятивные: Учиться от-личать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: Перераба
тывать полученную информацию: делать выводы в рез
ультате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:уметь выражать свои мысли
| Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
|
| Витрины. Изготовле-ние плоского эскиза витрины способом аппликации.
|
| Познакомить с изготовлением плоского эскиза витрины способом аппликации.
| Витрины
| Овладевать композици-онными и оформительскими навы
ками при со
здании об-раза витри-ны.
| Регулятивные: Учиться ра
ботать по предложенному учителем плану.
Познавательные: Делать предварительный отбор источников информации
Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобра
зительного искусства: донести свою позицию до собесе
дника.
| Чувства гордости за культуру и искусство Родины
|
| Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.
|
| Видеть, сопос-тавлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспор-та. Умение изобразить разные виды транспор-та. Обрести новые навыки в ко
нструировании бумаги.
| фантастические машины
| Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
| Регулятивные:Умение анализировать образцы, определять материалы
Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения
Коммуникативные:Оцен-ивать высказывания и действия партнера и сравнивать их со своими высказываниями
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
|
| Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.
|
| Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в соз-дании облика го-рода. Участво
вать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.
| Проект улицы
| Овладеть приемами коллективной творческой деятельности
| Регулятивные: прогнозиро
вать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выпол-нения
Коммуникативные:фор-мулировать собственное мнение.
| Соблюдать правила безопасной
работы инструментами
|
3. Художник и зрелище (10 ч.)
|
| Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.
|
| Учить изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные
| Цирк
| Научатся понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре.
| Регулятивные:последовательно (пошагово) выполнять работу
Познавательные:анализ изделия с целью выделения признаков, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы
Коммуникативные: уметь слушать учителя, задавать вопросы
| Оценка результатов собственной предметно-практической деятельности
|
| Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы
| | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.
| Эскиз
куклы
| Научатся: Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщён
ного изображения.
| Регулятивные:последовательно (пошагово) выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
Познавательные: Осуществлять поиск информации о подготовке соломки для изготовления изделия
Коммуникативные:уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
| Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
|
| Театральные маски. Изготовление эскиза маски
| | Научить конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
| Эскиз маски
| Умение ана
лизир обра
зцы, определять ма
териалы, ко
нтролировать и корректировать свою работу, проекти
ровать изде
лие: созда
вать образ в соответствии с замыс
лом и реа-лизовывать его
| Регулятивные:самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.
Познавательные:Знание истории происхождения театральных масок.
Коммуникативные:вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
| Соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены.
|
| Театр кукол. Изготовление головы куклы
| | Осваивать технологию создания театральных кукол из различных материалов.
| театральные куклы
| Овладевать навыками коллективного художественного творчест-ва
| Регулятивные:самост. вы-полнять работу, ориентиру-
ясь на информацию в учебнике; Самост. выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с его назначением
Познавательные:находить информацию об автомобилях в разных источниках
Коммуникативные: Использовать куклу для игры в кукольный театр.
| Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности
|
| Театр кукол. Изготовление костюма куклы
| | Дать умение создать театральных кукол из различных материалов.
| Костюм
| Овладевать навыками коллективного художественного творчест-ва
| Регулятивные:выполнять изделие на основе материала учебника.
Познавательные:Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.
Коммуникативные:уметь презентовать свою работу
| Правила безопасности труда и личной гигиены
|
| Художник в театре. Изготовление эскиза декораций
|
| Познакомить с
изготовлением эскиза
декораций
| Декорации
| Знание устройства теа-тра. Знание театральных худож-ников.
| Регулятивные:выполнять изделие на основе материала учебника.
Познавательные:Умение анализировать отличие театра от кинотеатра.
Коммуникативные:Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.
| Умение видеть красоту труда и творчества.
|
| Художник в театре. Изготовление макетов декораций.
| | Познакомить с
изготовлением макетов
декораций
| Декорации
| Знание устройства театра. Знание театральных художников.
| Регулятивные:выполнять изделие на основе материала учебника.
Познавательные:Умение анализировать отличие театра от кинотеатра.
Коммуникативные:Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.
| Умение видеть красоту труда и творчества.
|
| Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.
| | Дать представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.
| Афиша и плакат.
| Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.
| Регулятивные:контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Познавательные: Умение анализировать образцы, работы, определять материалы
Коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения.
| Мотивация к работе руками, усидчивость, старание
|
| Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.
|
| Знание элементов празд офор
мления, умение использовать художественные материалы, передавать настро
ение в творческой работе.
| Масленица
| Узнают: элементы праздничного офор
мления,
Научатся передавать настроение в творчес-кой работе.
| Регулятивные:составлять план изготовления изделий
Познавательные: Фантазировать, как можно украсить город к празднику
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
|
| Место художника в зрелищных искусствах.
Школьный карнавал. Обобщение темы
|
| Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
| Карнавал
| Овладение навыками коллективного художественного творчества.
| Регулятивные:контролировать и корректировать по-следоват. выполнения работы.
Познавательные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.
Коммуникативные: уметь презентовать свою работу
| Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
|
4. Художник и музей (8 ч.)
|
| Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея.
|
| Дать знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.
| Третьяковская галерея, Эрмитаж
| Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.
| Регулятивные: распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно.
Познавательные:осуществление поиска информации в учебнике
Коммуникативные:по за-данным критериям оценивать работы одноклассников
| Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
|
| Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.
|
| Умение изобразить пейзаж по представлению.
| Жанр натюрморта.
| Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.
| Регулятивные:анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.
Познавательные: поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника,
Коммуникативные:оцениватьсвою работу и работу других учащихся по заданным критериям
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
|
| Рисование натюрморта.
|
| Осваивать технику изображения предметов объемной формы.
| Жанр натюрморта.
| Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.
| Регулятивные:анализировать, изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.
Познавательные: высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника
Коммуникативные:Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
| Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
|
| Рисование пейзажа.
|
| Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета
в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.
| Картина-пейзаж.
| Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства
| Регулятивные:анализировать, , изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:оцениватьсвою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
| Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
|
| Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета.
| | Дать умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.
| Картина-портрет.
| Иметь представление о жанре портрета
| Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.
Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:Рассказывать об изображенном на картине человеке.
| Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности
|
| Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.
|
| Умение изобр. сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание историч. и бытовых картин и ху-дожников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изо-бражения в смешанной технике.
| Знание отличия исторических и бытовых картин.
| Навыки изображения в смешанной технике.
| Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.
Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
Коммуникативные:Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
|
| Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
|
| Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.
| Скульптура
| Умение смотреть
на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
| Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.
Познавательные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника
Коммуникативные:Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
| Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
|
| Музеи народного декоративно-прик-ладного искусства.
Художественная выставка.
|
| Рассказать о древних архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами.
Организовать выставку детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Провести экскурсии по выставке детских работ.
| Пастель
| Знание правил работы с пастель и восковыми мелками.
Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.
| Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные:Рассказать о древних архитектурных памятниках.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
|
|