Задание на самоподготовку:
План проведения лекционного занятия по дисциплине «Гражданская защита»
Тема №10 «Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения»
Занятие №10.1 «Понятие и содержание АСДНР, порядок их выполнения и организации». Цель занятия: 1. Ознакомить обучаемых с основами нормативно-правового регулирования в области организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; 2. Ознакомить обучаемых с перечнем аварийно-спасательных и других неотложных работ; 3. Ознакомить обучаемых с основами организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Время проведения занятия: 90 минут.
Место проведения занятия:лекционная аудитория.
Учебная литература: 1. Закон Республики Беларусь от 27.06.2001 №39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»; 2. Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 №141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 3. Закон Республики Беларусь от 27.11.2006 №183-З «О гражданской обороне»; 4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2001 №1692 «Об утверждении Перечня аварийно-спасательных работ»; 5. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Под общей редакцией директора Департамента гражданской защиты МЧС России к.т.н. В.А.Пучкова, М., 2005; 6. Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений / ВНИИ ГОЧС. М., 1994. - 148 С.
Учебно-материальное обеспечение: 1. Презентация в формате «Microsoft PowerPoint»; 2. Проектор. Общая организация занятия:
Контрольные вопросы: 1. Понятие и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ; 2. Основные нормативно-правовые акты в области организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; 3. Организация управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами; 4. Руководство и полномочия руководителей аварийно-спасательных работ. 5. Организация взаимодействия при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ; 6. Руководство формированием при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ; 7. Спасатель. Статус спасателя. Порядок аттестации спасателей.
Задание на самоподготовку: 1. Изучение учебной литературы. 2. Подготовка ответов на контрольные вопросы;
Преподаватель старший лейтенант внутренней службы Д.А.Федосов Вопрос №1 «Перечень, понятие и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ». Рассматривая последствия чрезвычайных ситуаций как природных так и техногенных, можно усмотреть в них одни и те же общие признаки: наличие или угроза гибели людей; нарушении условий жизнедеятельности людей; причинение экономического ущерба; ухудшение состояния окружающей среды. С другой стороны, если рассматривать опасности военного времени, то общими признаками их последствий так же являются наличие или угроза гибели людей, нарушении условий их жизнедеятельности, причинение экономического ущерба, а так же ущерба культурному наследию страны. Таким образом в последствиях как чрезвычайных ситуаций, так и опасностей военного времени усматривается некоторая аналогия, а кроме того важным является: необходимость предотвращения человеческих жертв; защиты здоровья людей; обеспечение устойчивого жизнеобеспечения населения; снижение и предотвращение материального и экологического ущерба; защита культурного наследия и исторических ценностей. Все вышеперечисленные цели достигаются выполнением комплекса защитных мероприятий, частью которых могут быть аварийно-спасательные и другие неотложные работы. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»: аварийно-спасательные работы - неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации чрезвычайной ситуации и ликвидации или уменьшению уровня воздействия опасных факторов, характерных для нее, проводимые в условиях, угрожающих жизни и здоровью людей, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей; другие неотложные работы - действия, направленные на обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание медицинской и других видов помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, создание условий, необходимых для защиты жизни и сохранения здоровья людей; Если рассматривать конечным итогом всех действий, направленных на полную ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий воздействия противника в военное время можно отдельно выделить этап восстановительных работ. Этот этап не относится ни к аварийно спасательным ни к неотложным, но он всегда присутствует по завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Отличие лишь в том, что восстановительные работы после воздействия противника осуществляются по завершении активных боевых действий, а последствия чрезвычайных ситуаций после выполнения аварийно спасательных и неотложных работ. С учетом всего вышеизложенного целесообразно рассматривать аварийно-спасательные и другие неотложные работы независимо от источника происхождения, времени и динамики воздействия опасных факторов, но с учетом некоторых особенностей военного и мирного времени. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» перечень аварийно-спасательных работ определяется Правительством Республики Беларусь. Данная статья закона реализована постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в соответствии с которым к аварийно-спасательным работам относятся: 1. Поисково-спасательные работы; 2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации; 3. Десантирование спасателей и грузов; 4. Тушение пожаров; 5. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах; 6. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений; 7. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, аварийно-спасательных средств, населения, объектов внешней среды; 8. Проведение работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, демеркуризации и дератизации; 9. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасанию людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожарах, загазованности, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных и открытых горных выработок); 10. Газоспасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации (аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые с применением средств индивидуальной защиты в условиях наличия в окружающей среде токсичных, пожаро- и взрывоопасных веществ); 11. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений; 12. Противофонтанные работы; 13. Работы, проводимые в условиях повышенной радиации; 14. Работы по ликвидации (локализации) на водных акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ. 15. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы; 16. Проведение взрывных, взрывотехнических работ для ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации; 17. Доставка гуманитарного груза в зону чрезвычайной ситуации для пострадавшего населения. В соответствии с Законом Республики Беларусь о гражданской обороне» проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач гражданской обороны касаемо военного времени, а в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время является одной из основных задач Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В общем случае выполнение аварийно-спасательных работ предполагает собой воздействие сил и средств на источник или источники опасных факторов. Так как выполнение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ требует привлечения достаточно большого количества сил и средств, то необходимо осуществлять руководство ими исходя из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что требует определения конкретного лица, ответственного за выполнение всех мероприятий. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации - лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ. Кроме того одним из принципов деятельности аварийно-спасательных слу3жб в соответствии с вышеуказанным законом является «единоначалие руководства аварийно-спасательными службами». Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, что ликвидация чрезвычайных ситуаций определяется под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации. Ввиду того факта, что комиссия не является оперативно структурой её сбор и принятие функции руководства на себя требует определенного интервала времени. Выполнение аварийно спасательных работ требует в большинстве случаев крайне быстрого реагирования, что является причиной для наделения полномочиями руководства какого либо должностного лица из числа оперативных служб. Закон Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя в данном случае определяет, что старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом предупреждения, либо планом ликвидации чрезвычайной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации. При выполнении мероприятий гражданской обороны всей полнотой власти при выполнении аварийно спасательных и других неотложных работ обладают соответствующие начальники гражданской обороны и соответствующие штабы гражданской обороны. Таким образом, оперативное реагирование непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации или возникновении очага поражения в военное время осуществляет старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы или пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны, а в последующем эту функцию принимает на себя соответствующая КЧС, соответствующий начальник ГО или соответствующий штаб ГО. В случае, когда чрезвычайная ситуация не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе принимать решения о (об): проведении эвакуационных мероприятий; приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов; привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; привлечении граждан (с их согласия) к проведению других неотложных работ; применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ при ее ликвидации. При выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время руководитель пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны вправе принимать решения только в рамках своих полномочий, а все решения не входящие в них принимают соответствующие начальники гражданской обороны и соответствующие штабы гражданской обороны. Привлечение сил, средств и резервов Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны осуществляется в порядке установленном соответственно законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательством о гражданской обороне. Основными силами при проведении спасательных работ являются формирования гражданской обороны общего назначения и формирования пожарной аварийно-спасательной службы гражданской обороны. Формирования других служб выполняют задачи в соответствии со своим предназначением, взаимодействуя друг с другом и с формированиями общего назначения. При этом их или подключают к формированиям общего назначения для усиления, или они действуют самостоятельно под руководством начальников служб. Большой объем работ в очагах поражения невозможно провести в короткие сроки без применения различной инженерной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение людей. Для проведения АСиДНР могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города). В зависимости от вида проводимых работ они подразделяются на следующие группы: а) машины и механизмы, используемые при вскрытии заваленных защитных сооружений, разборке завалов, подъеме, перемещении обломков и конструкций разрушенных зданий или погрузке их в транспортные средства (краны, лебедки, блоки, домкраты); б) машины и механизмы для расчистки завалов, перемещения и транспортировки обломков конструкций, засыпки воронок, устройства валов и насыпей (экскаваторы, бульдозеры, путепрокладчики и машины разграждения, автогрейдеры, скреперы, трайлеры, самосвалы); в) бурильные и отбойные молотки, входящие в состав компрессорных станций, которые используются для проведения отверстий в каменных, кирпичных и бетонных стенах, перекрытия заваленных убежищ (помещений), с целью подачи в них воздуха или устройства проемов в конструкциях для вывода людей; г) оборудование для резки металла (керосинорезы, бензорезы, автогенные электросварочные аппараты, резаки металла и железобетона (в т.ч. лазерные), слесарный инструмент); д) механизмы для откачки воды при затоплении защитных сооружений ГО, подвалов или для заполнения водой траншей при тушении лесных и торфяных пожаров (насосы, мотопомпы, поливоемчные машины, пожарные и авторазливочный станции); е) переправочные средства, обеспечивающие переправу через водную преграду НФГО машин и оборудования (баржи, паромы, понтонные парки, катера, лодки, подручные средства); ж) ремонтные средства (ремонтные мастерские, бензо- и водозаправщики, электростанции (осветительные и силовые)). Успешное проведение АСиДНР, наряду с эффективным использованием машин и механизмов, средств поиска людей под обломками (в завалах) достигается: своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и психологической устойчивостью личного состава; знанием и строгим соблюдением проводящими АСиДНР силами правил и мер безопасности при проведении работ; заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений; обеспеченностью штабов, служб и формирований схемами (карточками) или выкопировками из плана или карты-схемы участка работ с нанесенными на них и привязанными к незаваленным ориентирам защитными сооружениями и другими объектами, имеющими значение для проведения АСиДНР (схемой коммунальных, энергетических сетей, колодцев); непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, участвующих в проведении АСиДНР и всесторонним их обеспечением.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |