Источники (формы) права. Понятие и виды
Со второй половины 19 века начинается полемика относительно появления права, откуда его черпают, в какой форме выражается. Г.Ф. Шершеневич называл 5 источников права: 1) закон; 2) сила, творящая право; 3) материалы, заложенные в основу того или иного законодательства; 4) исторические памятники (Русская правда, 1047 год); 5) средства познания действующего права (например, иногда говорят, что право появилось из закона). Каждый ученый акцентировал внимание на свойствах права (признаках). Признаки: · государственная воля · формальная определенность Одни акцентировали внимание на государственной воле, другие на формальной определенности права. Источники подразделяют на материальные (экономические условия жизни), политические (государство, как основной источник права), социальные (многообразие состава общества и его благополучие), идеальные (те философско-правовые доктрины, которые легли в основу той или иной системы права). Выделяют источник права в формально-юридическом смысле – различные способы выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах и моделях поведения. Таким образом, в современной теории права преодолены противоречия между сторонниками подхода источников права, и те и другие понимают, как внешнюю форму объективирования и выражения права в НПА.
1. Законы и подзаконные НПА, которые принимаются полномочными госорганами или всенародным голосованием. 2. Обычаи, обыкновения и традиции, сложившиеся в экономической социальной и политической жизни. 3. Судебные прецеденты или иная правотворческая деятельность судебных органов. 4. Религиозные книги, трактаты, священные писания. 5. Договоры НП содержания (международные договоры, ратифицированные государством; внутригосударственные договоры). 6. Правовые доктрины (это философско-правовые учения). 7. Общепризнанные принципы и нормы международного права. Это 7 основных источников (форм) права, используемых в мировой практике. В РФ используются не все. Правовой обычай. Считается первым источником права. Это исторически сложившееся, в силу многократного применения, правило поведения ставшее общеобязательным и обеспечиваемое принудительной силой государства. Там, где обычное право является основным источником права, то совокупность этих обычных прав образует правовую семью (в первую очередь это относится к африканским гос-ам). Обычаи формировались в процессе жизненной практики. Считается, что первым возникло право, а не государство, в виде обычаев (появились как первые социальные регуляторы поведения людей). Мальцев, Туманов поддерживают эту точку зрения. Правовой обычай используется и в романо-германской, англо-саксонской и иных правовых семьях. У нас в ГП (ст.105), прописан в кодексе торгового мореплавания, в консульском кодексе. КП – первое заседание Госдумы открывает самый старейший по возрасту депутат (В.И. Долгих – открывал последний раз). Договор нормативного содержание (договорное право). Отношение к договору, как к источнику права складывалось ещё в античности. В то время римские юристы рассматривали консенсус, договоренность между сторонами, как универсальный правообразующий фактор. С позиции современной теории права, нормативный договор представляет собой соглашение между сторонами путем учреждения взаимных прав и обязанностей. Т.е. это такой договор, который содержит нормы права. К таким относятся международные договоры, также внутригосударственные договоры. Приоритетным не только в международном, но и в конституционном, трудовом праве (т.е. в частном, а не только в публичном праве). Юридическая доктрина (или философско-правовое учение) - теории и мнения юристов имели значение как источники права уже на раннем этапе развития государственности. В частности, в 4-5 вв н.э. был принят специальный закон, согласно которому учение известным в то время римских юристов (Гай, Павел, Модестин, Ульпиан и Попиниан) признавались обязательными при принятии решения судьями. Судьи были обязаны перед принятием решения ознакомиться с учением этих юристов. Важное значение ПД имеют в мусульманской правовой семье; наряду со священными книгами используются ПД. В Китае учение Конфуция, Лао Цзы. У нас ПД не используется в качестве источника права. Судебные прецеденты. В Англии используются в Палате Лордов, Высший апелляционный суд, Верховный суд. В РФ судебный прецедент не признается как источник права. Это документы правовые, но не нормативные. В теократических государствах применяются священные книги (Коран, Суна) НПА как основные источники права континент правовой семьи. НПА – это изданный в установленном порядке акт управомоченного органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в котором устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неопределенное количество случаев применения. Принятие НПА происходит в установленном законе порядке. С точки зрения права НПА является наиболее совершенным источником права. В РФ. Не все являются источника ми права. В системе источников, закрепленных в К, главное место занимает сама К – основной закон + законы и подзаконные акты. Все вместе они называются НПА. НПА характеризуются: · содержат нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное количество случаев применения; · все они являются письменным документом; · НПА является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц; · принимаются с соблюдением определенных процедур; В НПА выделяют законные и подзаконные акты. Законные: 1) принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума; 2) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права; 3) регулирует наиболее важные общественные отношения; 4) закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке. Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ. Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения. В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы (или локальные) – это акты, издаваемые в пределах хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО, ЗАО, общественных объединений).
Закон: понятие и виды Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Закон, во-первых,занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых,первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих,действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых,обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых,имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в- шестых,к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам. Виды законов: 1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции. 2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты: а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции; б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы; в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения; г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами; д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации; 3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением КС РФ. 4. Кодекс - самая распространенная форма закона. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. 5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |