Софокл «Царь Эдип», «Антигона»
Древнегреческая мифология 1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. 2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К.Юнга об архетипе. 3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д. 4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы. 5. Героические мифы и мифы о культурном герое. 6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др. 7. Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература Тексты Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания) Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.
Исследования Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995. Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998. Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998. Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.
Занятие 2
Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада» 1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов. 2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал. 3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации. 4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы. 5. Особенности построения композиции «Илиады». 6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка. 7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера. 8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке. 9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах. 10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба. 11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку. 12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература Тексты Гомер. Илиада.
Исследования Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260. Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963. Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
Занятие 3
Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея» 1. Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея». 2. Идейно-тематический комплекс «Одиссеи». 3. Жанрово-видовая принадлежность «Одиссеи». 4. Сказочные мотивы в гомеровском эпосе. 5. Своеобразие композиции «Одиссеи». 6. Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы. 7. Художественная многозначность образа Одиссея. 8. Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее». 9. Женские образы в «Одиссее».
Тексты Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского). Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).
Исследования Шталь И.В. “Одиссея”- поэма странствий. — М., 1978 Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. — Петрозаводск, 1983. Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.: Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982 Занятие 4 Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила Как одно из высших достижений жанра 1. Устройство греческого театра и театральных представлений. 2. Происхождение греческой трагедии и ее структура. 3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи». 4. Миф об Атридах как основа трилогии. 5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными. 6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции. 7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху. Тексты Эсхил. Орестея. Исследования Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.— М.,1958. Кн. 1. Головня В.В. История античного театра. — М.,1972. Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. — М.,1982. Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990. Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта) «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос) 1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге? 2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III) 1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней? 2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос II) 1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии? 2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль? 3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Занятие 5.
Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона». 1. Образы трагических героев в драмах Софокла. 1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»: а) мифологическая основа трагедии; б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные и субъективные причины вины главного героя); в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема власти в трагедии). 2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.
Тесты Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).
Исследования Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972. Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
Занятие 6
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |