БОРИСОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ЗВУКОВАЯ ИГРУШКА
Цель: создать условия для формирования у обучающихся познавательного интереса к изучению истории родного края. Задачи: · Предметные: расширить знания учащихся об истории родного края, познакомить их с особенностями борисовской глиняной игрушки, ее символикой; научить выполнять из глины игрушку-свистульку. · Метапредметные: · активизировать и расширить словарный запас учащихся; · способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; · развивать мелкую моторику рук, чувство пластики, культуру ведения работы с глиной; · развивать коммуникативную и информационную культуру, содействовать развитию культуры самоуправления учебной деятельностью. · Личностные: создать условия для воспитания патриотизма, любви к родному краю, к малой родине – Белгородчине. Оборудование: · ремесленная карта Белгородской области; · презентация «Борисовская глиняная игрушка»; · рабочая тетрадь; · компьютер; · проектор; · методическая таблица по изготовлению звуковой глиняной игрушки «Курица»; · глина, стеки, клеенка, баночки с водой. Ход урока I.Организационный момент 1) приветствие 2) психологический настрой 3) проверка готовности к уроку II.Определение темы и цели урока - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? (на доске вывешены изображения глиняных игрушек Белгородской области) (Ответы детей). - Да, это глиняные игрушки нашей с вами области. - Подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (слайд 1) Тема урока «Борисовская глиняная звуковая игрушка» - Во все времена глиняная игрушка была на особом счету. Она радовала глаз, волновала сердце. В глиняной игрушке были показаны люди с их выразительными чертами лица, типом одежды. Животные и птицы занимали в этом ряду свое особое место, обладая неповторимыми чертами, обликом, пластикой. Помимо любованием космосом природы, человек придал глиняной игрушке функциональное назначение. Она превратилась в музыкальный инструмент – свистульку, достаточно часто использовавшуюся. Сегодня сфера бытования глиняной игрушки не так широка. Традиционно ее можно увидеть в музеях. - Определим, какие цели поставим перед собой. ( Ответы детей) III. Изучение нового материала (слайд 2) Ремесленная карта Белгородской области -А сейчас внимание на экран. На нём вы видите ремесленную карту Белгородской земли 19 века. Давайте внимательно рассмотрим карту и по условным обозначениям определим, в каких районах нашей области занимались изготовлением глиняной игрушки. (Ответы детей) - Верно, это Старый Оскол, Белгород, слобода Борисовка. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями борисовской глиняной игрушки. Рассказ учителя На Белгородчине глиняной игрушкой издревле славилась Борисовка. Несмотря на то, что поселок окружен плодородными землями, основным занятием местных жителей было не сельское хозяйство, а различные виды промыслов и ремесел. В конце XVIII – начале XIX века в Борисовке насчитывалось около 40 видов различных кустарных промыслов, среди которых особое место занимал один из древнейших – гончарный промысел и искусство глиняной игрушки. Глиняная игрушка – побочное занятие гончаров. Появлению здесь глиняной игрушки способствовала сама природа – естественная кладовая для глиняного сырья. Здесь были большие залежи глины, которая подходила по своему составу и дала основу для развития и посуды и глиняной игрушки. До нас дошли имена двух мастеров-игрушечников: Михаил Иванович Моргун (1910 г. р.) и Петр Ефимович Ткаченко (1912 г. р.). Каждый мастер лепил игрушки по-своему. Были здесь бабы, мужики, лошади, коровы, петухи, собаки, зайцы – животные, окружавшие крестьян в их повседневной жизни. М.И. Моргун – уроженец Борисовки. Гончарным промыслом занимался с 9 лет. С детства лепил и игрушки. Это были простые по форме женские фигурки – барыни, всадники на конях, а так же различные звери и птицы, выполненные так, что друг от друга они отличаются лишь моделировкой головы. Конь – с острыми торчащими вверх ушами, баран – с рогами-улитками, олень – с венчиком в виде цветка, символизирующим рога. (слайд 3) Глиняные игрушки М.И. Моргун Мелкие игрушки-свистульки, выполненные Михаилом Ивановичем, напоминают по форме клеповские (Воронежская обл.) Они стоят на трех точках опоры: две передние ноги в виде небольших бугорков и хвост-свисток. Силуэт такой игрушки легко вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов. П.Е. Ткаченко - уроженец сумской области. Его искусство правильней было бы отнести к украинскому, хотя родное село он покинул еще в 1931 году. П. Е. Ткаченко прошел школу мастерства по гончарному ремеслу под руководством своего отца и старшего брата. Гончарством занимался с 11 лет. Мастер лепил глиняные дудки-игрушки, зайчиков, петушков, свинок, лошадок (слайд 4) Глиняные игрушки П.Е. Ткаченко Любимые сюжеты борисовских мастеров – домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу. (слайды 5-11) Борисовские игрушки (лайд 5) Птица (петух, курица, утица) – главный древний оберег, олицетворял весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. (слайд 6) Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни. (слайд 7) Корова, коза – знак плодородия, в низ заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье – при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова. (слайд 8) Конь, коник – знак неба и солнца, совершающего путь но небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды. (слайд 9) Баран – знак богатства, жизненного успеха, знатности. (слайд 10) Баба – Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве в целом является образ женщины – матери. Образ женщины – матери выступал символом земли и ее плодородия. (слайд 11) Хозяин – хранитель рода, прародитель, защитник Сегодня не осталось родовых связей потомственных гончаров. С уходом из жизни Михаила Ивановича Моргун и Петра Ефимовича Ткаченко вымер и промысел. С идеей восстановления в Борисовке традиционного гончарного промысла при райкомбинате возникла гончарная мастерская, затем строятся майоликовый и гончарный цеха, а в 1969 на их базе организована Борисовская фабрика художественной керамики. В том же году фабрика стала выпускать изделия сувенирного и подарочного назначения. В связи с выходом Постановления ЦК КПСС «О народных промыслах» на фабрике была введена должность главного художника (Ю. П. Агафонов), что дало возможность выпускать продукцию малой серии с авторским клеймом. В настоящее время предпринимаются попытки возрождения промысла борисовской глиняной игрушки. IV. Практическая работа учащихся по изготовлению глиняной игрушки-свистульки «Курица». - На сегодняшнем уроке мы будем лепить с вами глиняную игрушку–свистульку «Курица». - Что нам потребуется для работы? (Ответы детей). (слайды 12-16) Этапы лепки свистульки В тетради вы видите этапы изготовления игрушки. Приступаем к работе. 1. Хорошо разминаем глину, смачиваем ее водой до получения однородной пригодной для лепки массы – основы создания глиняной игрушки. 2. Затем формируем шарик необходимого размера. После этого создаем общую массу будущей игрушки – морковки, уточняя пропорциональное соотношение ширины к длине. 3. После этого широкий кончик большим пальцем сдвигаем в сторону и формируем вторую морковку так, чтобы получился прямой угол. 4. Формируем голову, туловище и ножки игрушки. Добавляем глазки в виде налепов. 5. Следующий этап – изготовление механизма отражения звука. Для этого притупляем острый кончик морковки, после чего стекой делаем внутри игрушки отверстие на 2/3 ее длины. Затем вырезаем язычок, по направлению к нему прокалываем отверстие. По краям игрушки прокалываем отверстия-лады и, двигая язычок то в одну, то в другую сторону, добиваемся чистого звонкого свиста. По мере необходимости после сушки и обжига игрушку можно раскрасить. Игрушка готова! V. Закрепление изученного. -В тетради вы видите вопросы викторины по теме нашего урока. Работаем в парах. (слайд 17) Проверь себя. 1. В каких районах Белгородской области развивался гончарный промысел? 2. Почему в слободе Борисовка развивался гончарный промысел? 3. Как звали мастера–уроженца пос. Борисовка, занимавшегося изготовлением глиняных игрушек? 4. Назовите любимые сюжеты борисовских мастеров глиняной игрушки. (слайд 18) Найди борисовскую глиняную игрушку: VI. Подведение итогов урока. - Что нового для себя вы узнали на уроке? - Что особенно интересного было на уроке? Показ лучших работ, краткий анализ (какие из поставленных задач выполнены, какие нет и почему). Уборка рабочего места. VII. Рефлексия - Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.) - С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
Коломиец Т.Г., Съедина Н.В. Урок № 8
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |