Цель лекции: изучение особенностей земельного процесса
Земельные споры - это разногласия между субъектами права о содержании права частной собственности, права землепользования, аренды и иные права на земельные участки, в том числе на условные земельные доли и наследования. Из этого определения видно, что земельные споры возникают по поводу нарушения или предполагаемого нарушения субъективного права гражданина или юридического лица на земельный участок. Жалобы или заявления граждан и юридических лиц на действия или бездействия исполнительных органов об отказе или не рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве землепользования, аренды условной земельной доли не относятся к земельным спорам, они должны разрешаться в порядке разрешения жалоб и заявлений граждан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращения граждан" от 19 июня 1995 г '. Такие заявления указанных лиц могут возникать в целях реализации объективного права на получение земельного участка, которое предусмотрено в Конституции Республики Казахстан и Земельным кодексом РК. Органы, уполномоченные предоставлять земельные участки, обязаны не только рассматривать в сроки, установленные законом, ходатайства и заявления, но, и обязаны предоставлять испрашиваемый земельный участок независимо от места проживания, места работы заявителя для использования по целевому назначению при наличии земельного участка. Например, в случае необоснованного отказа в предоставлении земельного участка при его наличии виновные в сокрытии информации о наличии земельных участков для жилищного строительства несут административную ответственность (ст. 257 Кодекса об административных правонарушениях). Согласно ст. 43 ЗК РК субъективное право на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, насаждения. Как отмечали выше, собственник земельного участка, землепользователь вправе будет использовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких-либо разрешений все, что находится на поверхности и под поверхностью этого участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, растительный мир и воздушное пространство, которые являются самостоятельными объектами собственности Республики Казахстан. Указанные субъекты земельного участка согласно п. 11 ст. 43 ЗК РК могут обладать этим правом, если установлены границы земельного участка в натуре (на местности) и выдачи уполномоченным органом документов, удостоверяющих права на земельный участок, несоблюдение этого порядка приводит во многих случаях к земельным спорам. Даже в тех случаях, когда возникает необходимость купли-продажи, дарения, мены и других видов перехода права собственности на земельный участок, землепользования, аренды, наследования требуются уточнения размеров, границ и других сведений земельного участка по данным учета земельного кадастра и регистрации в органах Министерства юстиции. Несоблюдения этих правил также приводят к возникновению земельных споров по разным обстоятельствам и истечения срока использования земельного участка. Права граждан, имеющие право на условные земельные доли в связи с реорганизацией и ликвидацией сельскохозяйственных организаций и предприятий, согласно ст. 102 Земельного кодекса РК удостоверяется свидетельством о праве на условную земельную долю. Все земельные споры возникают в отношении вышеуказанных земельных участков - на праве частной собственности, землепользования, аренды и условной земельной доли, а также в отношении права сервитута. Земельные споры в отношении государственной собственности на землю не возникают и не должны возникать, т.к. для этого в законе нет никаких оснований. Пограничные земельные споры разрешаются между государствами на основе международных норм права. Если будут соблюдены вышеуказанные порядки оформления нрава на земельный участок с уточнением о его границах, размерах, местах расположения, то земельные споры не будут возникать, кроме случаев умышленного нарушения права чужого земельного участка. Таким образом, земельные споры могут возникать по поводу правомочия собственника, землепользователя, аренды и условной земельной доли и сервитута и в отношении посягательства на их права на земельные участки, а также на те или иные действия или бездействия уполномоченных органов по поводу процессуальных форм осуществления указанных прав. Например, земельные правоотношения, связанные с нарушением земельного законодательства, предусмотрены в ст. 167 ЗК РК. Согласно ст. 67 ЗК РК, если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем, отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска собственнику или землепользователю. Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем. Земельный кодекс в качестве основания возникновения земельных споров делает более 15 отсылок на их разрешения в судебном порядке (ст. 53, 67, 74, 88, 89, 91, 92, 94, 99, 106,148,166,167,170) которые будут рассмотрены ниже при классификации земельных споров).
Классификация - это научное определение видов земельных споров по их различиям. Ее можно провести по характеру, объекту и субъекту споров. С практической точки зрения классификация земельных споров позволит выявить при анализе их особенностей порядок разрешения того или иного земельного спора'. 1. Классификация земельных споров рассматривается как субъективные права на земельные участки физических и юридических лиц. Земельное законодательство Республики Казахстан не предусматривает административный порядок разрешения земельных споров, связанных с земельными правоотношениями. Предусмотренные в Земельном кодексе регулирование земельных отношений между областями Правительства Республики Казахстан (ст. 13) и регулирование этих отношений между районным областным исполнительным органами являются компетенцией Правительства и областных исполнительных органов по регулированию земельных отношений как исполнительные органы, выполняющие распорядительную функцию государства, собственника земли Республики Казахстан. Деятельность государственных органов в этой . области регулирования земельных отношений нельзя называть как органы, регулирующие земельные споры в административном порядке. Кроме того, надо иметь в виду, что земельные споры возникают не из земельных отношений, а из земельных правоотношений. Согласно ст. 167 ЗК РК споры, вытекающие из земельных правоотношений, то есть правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществляющим права собственности и иных прав на землю, рассматриваются в судебном порядке'. Положение о порядке определения подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственно-го производства и убытков, причиненных собственником или землепользователем при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 1997 г. № 290 предусмотрело, что при несогласии собственника земельного участка или землепользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или землепользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются все вопросы возмещения собственнику или землепользователю причиненных убытков (п.п. 28 29)2. 2. Объектом земельных споров могут быть конкретный земельный участок и процедурные вопросы предоставления земельного участка, в том числе связанные с оформлением документа, удостоверяющего права на земельный участок. Земельный участок может быть объектом земельного спора по поводу его размеров, границ, качества, места расположения, удобствах использования земельного участка и т.п. 1. Земельные споры по процедурным вопросам могут быть по вопросам: 1) рассмотрение отвода, предоставление земельного участка;
2) согласование изъятия и предоставления земельного участка; 3) внесение решения о предоставлении земельного участка; 4) выдачи документа, удостоверяющего права на земельный участок; 5) прекращение права на земельный участок; 6) изменение границы земельного участка; 7) устранение обстоятельств, препятствующих нормальному использованию земельного участка; 8) определение размера причиненных убытков (ущерба); 9) невыполнение обязанности по договору использования и охраны земельного участка;
10) устранение через полосицы земельного участка; 11) законности и обоснованности решения уполномоченного органа по вопросам использования и охраны земельного 12) о преимущественном праве получения (выкупа) земельного участка; 13) о допуске участия в земельном аукционе; 14) проведение рекультивации нарушенных земель; 15) перевода земельного участка (угодья) из одной категории в другую; 16) изменение целевого назначения земельного участка и другие исходя из земельного законодательства Республики Казахстан. 3. По субъектам земельные споры возникают между: 1. первичными и вторичными землепользователями; 2. местными государственными органами, гражданами и юридическими лицами; 3. землепользователями; 4. собственниками земельных участков; 5. субъектами на земельный участок и претендентами на этот земельный участок; 6. государственными землепользователями; 7. супругами; 8. наследниками; 9. государствами; 10. собственниками земельных участков, землепользователями и арендаторами; 11. субъектами условной земельной доли; 12. и другие, если они предусмотрены в земельном законодательстве Республики Казахстан. Из этой классификации земельных споров видно, что сущность последних связана не только материальными нормами земельного права, но и процессуальными его нормами, землеустройством-системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель. Данные землеустройства (земельного процесса) необходимы для осуществления законности в этой области земельных правоотношений. Этим самым они помогут суду установить истину в разрешении земельных споров. В подтверждение этих утверждений приводим из судебной практики следующие примеры. По иску крестьянского хозяйства к ТОО "МИД" рассмотрено дело о восстановлении нарушенного права землепользования. Из материалов видно, что ТОО "МИД" на землях, принадлежащих крестьянскому хозяйству, без согласования с ним протянуло линию электропередачи. Установка линии электропередачи повлекла за собой ущемление права землепользования крестьянского хозяйства. Решением Тарановского районного суда иск был удовлетворен. По существу спор возник по поводу установления сервитута. Однако ТОО "МИД" при прокладке ЛЭП требования земельного законодательства не выполнило, не оформило документа, свидетельствующего права сервитута и убытки владельцу земельного участка не возмещались. Иск Заирбаевой Б.К. к ПК "Коктерек" об устранении препятствий в пользовании земельным участком был удовлетворен решением суда Мендыкаринского района. Определением коллегии по гражданским делам областного суда это решение отменено и принято новое решение об отказе в иске. Из материалов дела выяснено, что истица в соответствии с договорами дарения права на земельную долю приобрела земельный надел общей площадью 125 га у граждан Оспановых, нотариально заверила их и прошла регистрацию в районном комитете по земельным отношениям и землеустройству. На основании этих документов истица обратилась к председателю ПК "Коктерек" о выдаче ей земельной доли, поскольку полагающаяся ей земля находилась в его владении. В связи с получением отказа истица обратилась в суд с требованием о принудительном выделе земельного надела. Таким образом, совокупность обстоятельств свидетельствует о правомерности заявленных истицей требований. При рассмотрении дела коллегия отменила решение суда первой инстанции об удовлетворении иска и приняла новое решение об отказе иска. Свой вывод коллегия мотивировала тем, что председатель ТО "Коктерек" не в праве решать вопрос о выделе земельного участка в натуре, поскольку решение этого вопроса - прерогатива местных органов по земельным отношениям и землеустройству. Это решение коллегии противоречит Закону "Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий", согласно ст. 14 Закона при выходе работника из коллектива предприятия с целью образования крестьянского хозяйства, сельхозкооператива или ведения сельхозпроизводства ему выделяется участок из состава земель предприятия. Из материалов видно, что истребуемый инстанцией земельный участок находится в землепользовании производственного кооператива "Коктерек", у которого необходимо истребовать. Только после определения участка земли истицы может встать вопрос о его закреплении с актом месторасположения, которое выполняется местными органами исполнительной власти. Поскольку "Коктерек" отказывается добровольно представить землю, то истица вынуждена была обратиться в суд. При таких обстоятельствах вывод суда кассационной инстанции является не обоснованным и определение об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с решением главы районной администрации от 26 октября 1992 г. №411 Михеевой Л.И. к имеющемуся у нее земельному участку дополнительно было предоставлено 100 кв.м. земельного участка. В дальнейшем глава администрации решением от 14 мая 1996 года № 167 представляет гражданину Тусупову Р. земельный участок, размером 0,1103 Вопросы для самоконтроля: 1.Особенности земельного процесса? 2Рассмотрение исковых заявлений о предоставлении земель. 3.Классификация земельных споров? 4.Объективное право на получение земельного участка. Литература:3,4, 5,6,7,8,10,11,12,53 Лекция № 11 Тема: Юридическая ответственность за земельные правонарушения. 1.Понятие, виды, состав земельных правонарушений. 2.Понятие ответственности за земельные правонарушения. 3.Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства: земельно-правовая, дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная. Цель лекции:рассмотрение особенностей возникновения юридической ответственности за земельные правонарушения Общее положение юридической ответственности за нарушения земельного законодательства Юридическая ответственность может быть истолкована как ответственное отношение субъекта к своим обязанностям в целях получения только позитивных последствий своего поведения в правоотношениях. Юридическая ответственность наступает и как мера государственного принуждения за отрицательное, негативное поведение субъекта, обязанного правомерно выполнять свои обязанности и совершение недозволенных действий-запретов, предусмотренных в законодательстве. Поэтому это юридическая ответственность неабстрактное явление, она связана только с правонарушением законодательства. Земельное законодательство - это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс правовых отношений, связанных с целевым использованием земли как объекта права собственности, права землепользования, а также государственною управления и охраны. Формами земельного законодательства выступают Указ, Закон и Земельный кодекс РК. Обязательным условием применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства является то, что нарушение должно быть связано с нормами земельного законодательства, а не другими нормами законодательства Республики Казахстан. Поэтому пределы юридической ответственности за нарушение земельного законодательства ограничиваются нормами Земельного кодекса РК. Поэтому ст. 168 Земельного кодекса предусматривает, что физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица виновные в нарушении земельного законодательства несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Здесь земельное законодательство делает акцент на то, Что юридическая ответственность виновных лиц за нарушение земельного законодательства осуществлялось в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Земельный кодекс 2003 года не называет видов ответственности. Но он предусматривает ответственность и государственных органов за нарушение земельного законодательства. Если сопоставить нормы этих Указа и Закона земле”, то можно заметить, что в них имеются разные подходы к определению субъектов юридической ответственности за нарушение земельного законодательства для них общим является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства Независимо от того, в каком порядке и в соответствии с какими нормами законодательства РК она предусматривается и наступает. В учебниках (пособиях) России и Казахстана по земельному праву имеются различные точки зрения на сущность юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. В учебнике право России” 1995 г. (под редакцией ВВ. Петрова) указано, что “представляя собой один из видов социальной ответственности, юридическая ответственность наступает по факту совершения правонарушения и состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера. Как система мер государственного принуждения, применяемых к виновным в случае неисполнения предписаний законодательства, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, восстановление нарушенных земельных прав, предупреждение совершения новых правонарушений” В земельном праве России 1997 г. (коллектив авторов) юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения их за совершение таких действий. Б.В. Ерофеев определяет юридическую ответственность как охранительная функция государства, поэтому критерием ее формирования служит степень общественной опасности того или иного нарушения. Из казахстанских авторов учебных пособий И. Г. Архипов в “Земельном праве Республики Казахстан” не рассматривает юридическую ответственность за нарушение земельного законодательства . Хаджиев А.Х. дает такое определение: “Юридическая ответственность представляет собой одну из разновидностей мер государственного принуждения, которая наступает за совершение правонарушения и состоит в обременении правонарушителя обязанностью претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера”. Еще, по определению Хаджиева А.Х. юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой упорядоченную в определенную систему нормативно-правовую общность - правовой институт отрасли земельного права, включающий нормы административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, а также земельно-правовой ответственности за противоправные деяния в сфере земельных отношений. Однако, является ли юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства правовым институтом земельного права или нет, остается спорным, поскольку земельное законодательство предусматривает только один вид юридической ответственности в виде изъятия земельного участка за нарушение земельного законодательства. Все остальные виды ответственности за нарушения земельного законодательства расположены в нормах трудового, гражданского, административного и уголовного права. Возникает вопрос, не является ли этот институт межотраслевым институтом, поскольку само земельное право является под отраслью экологического права. Но имеется одно обстоятельство, объединяющее все виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Это земельные правоотношения в сфере которых возникают земельные правонарушения и то, что они переходят в нормы других указанных выше отраслей права и занимают место в диспозиции соответствующих статей трудового, гражданского, административного и уголовного кодексов РК. Например, ст. 277 Уголовного кодекса РК предусматривает: “Нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений и иных объектов эксплуатации, объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи и объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации, строительстве городов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военно-космической деятельности лицам и ответственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного и растительного мира и иные тяжкие последствия. Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового. диспозиция этой статьи с небольшими изменениями повторяет требования ст. 109 Закона “О земле” и ст. 142 Земельного кодекса, ст. 48,49, 50, 54, 55, 56, 61 Закона РК “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г. Так ст. 142 Земельного кодекса гласит: при размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий (строений и сооружений) и других объектов, при внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов)”. Ст. 55 Закона “Об охране окружающей среды” предусматривает экологические требования следующего содержания: “Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. Вопросы для самоконтроля: 1.Юридическая ответственность – это? 2Условия применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства? 3.Сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Литература: 4,5,6,7,8,10,11,12,27,37,39 Лекция № 12 Тема: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. 1.Общая характеристика и понятие, состав земель сельскохозяйственного назначения. 2.Управление землями сельскохозяйственного назначения. 3.Права собственности на земли сельскохозяйственного назначения и их правовой режим. 4.Правовое положение специального земельного фонда. Цель лекции:рассмотрение особенностей правового режима земель сельскохозяйственного назначения 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, расположенные за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей. Основным показателем для земельных участков данной категории земель является их плодородие, то есть наличие объективных возможностей получения сельскохозяйственной продукции посредством использования природных особенностей данных земель. 2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. 3. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания за щитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей следующими лицами: • гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами,государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;( казачьими обществам;) • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; 4. Самыми значимыми из земель сельскохозяйственного назначения признаются сельскохозяйственные земельные угодья, которые включают в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). При использовании сельскохозяйственных угодий необходимо учитывать следующее: сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; • для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий более высокого качества. Такие сооружения должны размещаться главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов; • изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных, например, с выполнением международных • особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РК включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается; • использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Фонд перераспределения земель создается для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Указанные земли фонда создаются в составе земель сельскохозяйственного назначения. Сведения о наличии земель в данном фонде должны быть общедоступны. Использование земель указанного фонда осуществляется в общем порядке. Земли фонда перераспределения земель находятся в ведении субъектов РК и формируются за счет земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в данный фонд, в следующих случаях. • при добровольном отказе собственника от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство в установленном законом порядке, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник в установленном порядке отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий Черта городских (сельских) поселений представляет собой внешние границы земель соответствующих поселений, отделяющие земли поселений от земель иных категорий. Черта поселений устанавливается на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий; при этом территории поселений в пределах их административных границ делятся на территориальные зоны. Документы зонирования территории земель поселений утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Вопросы для самоконтроля: 1.Дайте определение землям сельскохозяйственного назначения?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |