Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление абсолютной монархии в России, ее правовое закрепление



2016-09-16 1464 Обсуждений (0)
Становление абсолютной монархии в России, ее правовое закрепление 0.00 из 5.00 0 оценок




Термины "абсолютизм" и "самодержавие" являются синонимами и применяются в учебнике для характеристики монархии в России со второй половины XVII в. до ее свержения в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поместья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I "О единонаследии", а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название "шляхетства", а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в государственном аппарате замещались представителями дворянства.

Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д.

Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлять

 

26. Развитие права в России в XVIII в.: источники права, попытки кодификации.

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами(относятся к определенной сфере деятельности гос-ва), регламентами, учреждениями, законы и правовые акты.

В первой четверти XVI1I в. можно отметить новые черты, свойственные законодательству. Письменное оформление законов и их публикация стали обязательными. Впервые появилось указание на то, что закон не имеет обратной силы, подчеркивается неукоснительность его исполнения.,

Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего монарху, постепенно (в первой четверти XVIII в.) распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. В составлении Табели о рангах наряду с монархом приняли участие коллегии и аппарат Сената.

1714–указ о единонаследии, закрепивший дворянскую собственность на землю. По указу отец мог передать недвижимое имуществотолько одному из сыновей или дочери (если нет сына)

1715- Артикул Воинский (уголовный кодекс)

1716 г. –воинский устав - нормы, регулирующие жизнь армии.

1720- морской устав – нормы, регулирующие жизнь флота

1722- табель о рангах

1764 – секуляризация земель( люди отправлялись туда, где нужна была рабочая сила).

1755 – учреждение о губерниях (середина 18 века – 40 губерний)

1782 – устав благочиния ( создание новых полицейских органов)

1785 – ЕII, жалованная грамота дворянам (дворяне – окончательно высшее сословие, отмена «хочешь иметь титул – служи государству») и городам( право избираться в городскую Думу имеои дворяне).

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Последний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончательное решение по существу.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм.

Монополия приказных людей на знание законов затрудняла процесс правоприменения. С конца XVII в. делались попытки расширить круг лиц, знакомых с законодательством, составлялся академический проект обучения «основам правосудия». Петровские преобразования потребовали более решительного формирования корпуса правоведов. Уже с конца X V I I в. принимались энергичные меры как для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической юриспруденции.

Делались неоднократные попытки создания нового Уложения. Первые были при Петре.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизировать правовые

нормы была предпринята учрежденной в 1700 г. Палатой об Уложении. Главной задачей органа стало привести в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об Уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже.

В готовился пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащих ему указов.

В докладе Юстиц-коллегии было предложено в качестве источника новых правовых норм принять шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс.

Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний. Первоначально происходили параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского Уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, благочинии и городском управлении.

В 1766 – ЕII- манифест о созыве Уложенной комиссии с целью создания нового законодательства. В комиссии были представлены все сословия, кроме крестьян и духовенсва, поэтому в ходе работы комиссии вскрылись противоречивые интересы слоев населения и проект Ул. Комиссии не был создан.

 

 

27. Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г.

Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (традиционное краткое название – Манифест о вольности дворянству) – закон, расширявший права и вольности российского дворянства. Издан 18 февраля 1762 г. императором Петром III. Дворяне освобождались от обязательной государственной и военной службы; состоявшие на государственной службе дворяне могли выходить в отставку на определенных условиях. Они получили право беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию правительства возвращаться в Россию. Во время войн должны были служить в армии. Основные положения Манифеста были подтверждены Жалованной грамотой дворянству (1785 г.).

Грамота состояла из вводного манифеста и четырёх разделов (92 статьи). В ней устанавливались:

Принципы организации местного дворянского самоуправления.

Личные права дворян.

Порядок составления родословных гражданских книг.

Определение дворянского звания

Дворянское звание рассматривалось, как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина.

Основаниями для лишения дворянского звания могли быть только уголовные преступления, перечень которых был исчерпывающим. Права дворянина

 

28. Жалованные грамоты дворянству1785 года и городам 1785 года. Развитие сословного строя.

В 1785 г. Екатериной Второй были изданы две жалованные грамоты, одна из которых была посвящена дворянству, а другая-городам. Жалованная грамота дворянству содержала вводный манифест и четыре раздела, которые состояли из 92 статей В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

По Жалованной грамоте дворянству 1785 г. закреплялись:

1) личные права:

а) право на дворянское достоинство.

б) право на защиту чести, личности и жизни.

в) телесная неприкосновенность, т.е. дворяне не могли подвергаться телесным наказаниям и пыткам.

г) право на геральдику (герб)

д) освобождение от обязательной государственной службы, которое впервые было утверждено Петром Третьим в Манифесте о вольности дворянству 1762 г. По Манифесту 1762 г. все полученное дворянами как вознаграждение за службу становилось их привилегиями.

2) Имущественные права: полное и неограниченное право собственности, право на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, в т.ч. обладание недрами на помещичьей земле; освобождение от податей и повинностей; право на занятие промышленной и торговой деятельностью.

3) Судебные права:

а) ограничение и ликвидация личных и имущественных прав только по решению суда.

б) осуществление осуждения только равным дворянину сословным судом.

Согласно Жалованной грамоте 1785 г. дворяне имели право на сословное самоуправление. Они были вправе на уездном и губернском уровнях создавать дворянские собрания, которые наделялись определенными политическими правами. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была опубликована и Жалованная грамота городам, которая предоставляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

По Жалованной грамоте городам 1785 г. выделялось шесть категорий городского населения:

1. «настоящие городские обыватели», которые имели в городе какую-либо недвижимость.

2. записанные в гильдии городские купцы, которым предоставлялись дополнительные личные права; освобождение от телесных наказаний, права на владения крупными промышленными и торговыми предприятиями.

3. состоявшие в цехах ремесленники, права и обязанности которых определялись во внутрицеховых правилах и «Уставе о цехах»

4. иногородние и иностранные купцы.

5. именитые граждане города, которые освобождались от телесных наказаний.

6. прочее посадское население..

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Служители цервки находились, как и дворяне, в привилегированном правовом положении (они, в частности, освобождались от телесных наказаний и поземельного сбора)

В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории- помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

 

29 Государственный строй России в 1-ой пол. XIX в.

В 1-ой пол. XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране- всё это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвлённого гос. аппарата по-прежнему стоял император, наделённый всеми атрибутами абсолютного монарха. Государственный совет был учреждён царским манифестом в 1810 г.

Со 2-ой четверти XIX в. Законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. « Собственная его величества канцелярия » постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Гос.совет.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждение с граны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации гос. аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизма управление страной. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в сенат отчёт о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. 1812 г.

Местные органы управления в 1-ой пол. XIX в. Почти не подвергались изменениям. В 1837-1828 гг.было упорядочено управление гос-ыми крестьянами; в губерниях были учреждены палаты гос.имуществ; в уездах- окружные управления гос-ых имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.

Судебные органы. В 1-ой пол. XIX в. Были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 г. Стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали весельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического гос-ва - держать в повиновении и подавлять протест угнетённых масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России.

Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных ещё законодательством Петра 1. в 1-ой пол. XIX усились палочная дисциплина и муштра.

Полиция. В 1837 г. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.

Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. Кроме того, в этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1802г создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвлённую сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

.

 

30. Кодификация русского права в первой трети 19 века.

Кодификация права: Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. В 1804 году Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь Гражданского кодекса 1804 года. Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 года. Кодификация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

Гражданское право: В первой половине 19 века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в 10 томе Свода Законов. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развития товаро-денежных отношений. Существовали следующие виды договоров: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи, договор имущественного найма, договоры поставки и подряда, договор займа, договор товарищества, договор личного найма.

Семейное право: Книга первая Свода Законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин- в 18 лет, для женщин- в 16 лет. Законным браком считался церковный брак. Расторжении брака разрешалось в немногих случаях и произодилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право. Имущество переходило наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону.

Уголовное право. В Уложении не было четкой границы между понятиями «преступление» и «проступок». Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частный лиц.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К наказаниям исправительных относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указов 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Но на практике они применялись широко.

В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов. В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства- создание Полного Свода Российской Империи.

После создания Свода Сперанский предполагал приступить к третьему этапу систематизации- к созданию Уложения, которое предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа, издание в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего уголовного Кодекса.

 

31. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

В новом уголовном кодексе сохраняется сословный подход к квалификации наказания и определению санкции в соответствии с привилегиями. Под преступлением понималось, как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано. Уложение связывало преступление с нарушением закона, о проступка с нарушением полицейских правилЮ обстоятельно анализировались как стадии совершения преступления (приготовление, покушение и законченное преступление). Так и роли соучастников преступления: главных виновников, участников, зачинщиков, сообщников, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей ст. 14-16. Уголовное наказание, лишение всех прав сосотояния, смертная казнь, каторжные работы, ссылка Сибирь или на Кавказ), сопровождашиеся телесными наказаниями и клеймением. Исправительные нак-я вкл-ли: потерю особенных прав и преимуществ, ссылку в отдельные места Сибири, телесные нак-я, заключения в крепости или смирительные дома. Отягчающие обст-ва: умысел, высокой соц. Положение, число лиц, вовлеченное в прест-е, высокая стпень опасности, вреда и зла. Смягч-е обст-ва: явка с повинной, выдача соучастников, сосотояние аффекта и крайняя необх-ть. Субъективная сторона делилась на: 1) умысел 2) неосторожность. Соучастие: 1) по пред-му соглашению участников 2) без. Система преступлений включала 12 разделов, каждый из которыцх делился на главы и отдления (против веры, гос-ые, против порядка управления, должн-е, имущественные и правового благочиния. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав имущ-й собственности, прекр-е супружеских и родительских прав.

 

32.Крестьянская реформа 1861 года.Выделить аспекты(соц-эконом,правовые)

 

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1)развитие в России капиталистических отношений во второй половине 19 века;

2)задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3)усиление социальных противоречий;

4)поражение феодально-крепостнической России в Крымской войне.

Главными идеями в крестьянской реформе 19 февраля 1861 г «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости» были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование.

Правовой аспект. 1. Власть помещиков над крестьянами упразднялась

- 1ые получили личную свободу

- Крестьянин – лицо, имеющее право собственности, торговли, брака без согласия помещика, обращения в суд.

2. НО! Крестьяне не уравнивались с помещиками, так как они также продолжали платить подушную подать, подвергаться телесным наказаниям и отбывать рекрутские повинности

Экономический аспект. 1. Они наделены землей в личное пользование.

Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем так и без него. Женщины землей не наделялись. Помещики переносили крестьянские наделы на др. места, чтобы оставить себе пригодные земли, а крестьянам отдать непригодные.

В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину и являлись временно обязанными.

По желанию крестьяне могли выкупить свою землю и сделать своей собственностью

Сроки перевода крестьян определялись помещиком – только через десятилетия крестьянин стал собственником

1881 – прекращение временно обязанного состояния. ( 80% платил Крест. Банк), хотя крестьяне обязаны были выплатить эти проценты банку.

 

Недостатки крестьянской реформы 1861 г были:

1) сохранение крестьянской общины

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливается круговая порука;

4) продолжение населения крестьянами ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

Положительная сторона

1) Крестьянская реформа способствовала развитию капитализма (свободные руки, из-за роста городов деревня стала производить сырье в города).

 

33.Земская 1864 и городская 1870 реформы.

Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог

1 января 1864 г утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. На них возлагались: завоевание имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, мероприятия по благотворительности, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Законом предусматривалось создание трех избирательных курий: 1)курия уездных землевладельцев( дворяне-помещики, требовался высокий имущественный ценз); 2)городская курия( участники должны были располагать купеческим свидетельством или предприятием определенного размера); 3)сельская курия( не был установлен имущественный ценз, но введена системы трехступенчатых выборов: крестьяне, собиравшиеся на волостной сход посылали своих выборщиков на собрание, которое земских гласных).

Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые руководили деятельностью земельных учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях( председателями земского собрания были предводители дворянства).

Земское собрание и земские права( исполнительный орган, состоял из председателя и 2 членов) избирались на 3 года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Земельная реформа не сформировала стройной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавлявшего и координирующего работу всех земств.

Городская реформа. 16 июля 1870 г утверждено Городовое положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской глава, утверждаемый губернатором или министром внутренних дел. Все городские избиратели в зависимости от имущественного ценза делились на: 3 группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу( требования к избирателям: 25 лет, лица, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся мелкой торговлей, представляющие любое сословие, не допускались к выборам: лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей( голосование-тайное). Дума и управа избирались на 4 года, городской глава мог приостановить решения управы, разногласия думы и управы решал губернатор. Надзор за деятельностью дум и управ осуществляло губернское присутствие. Городская дума решала вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, о займах, о приобретении городской недвижимости. Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от государственных, бюрократических и полицейских учреждений.

 

34. Судебная реформа 1864 г.

Причины:

1) Не было гласности процесса

2) Не было равенства сторон

3) Обвиняемый не имел права на защиту

Создавались 2 судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим: окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты( по угол и гражд делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний и областей. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских.

Новые принципы гражданского процесса закреплял Устав гражданского судопроизводства 1864г .

1. Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой.

2. В судебном разбирательстве стороны могли привлекать адвокатов, стороны обменивались словесными показаниями, могли быть представлены письменные и вещественные доказательства.

3. Решение принималось мировым судьей единогласно.

4. Истцу выдавался исполнительный лист.

5. Отменялась теория формальных доказательств, уставы вводили систему свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей, закреплялся принцип беспристрастности суда.

6. Процесс распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия.

7. Перед началом судебного рассмотрения суд сформировал устав присяжных заседателей, назначал защитника. На суд присяжных возлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех правосостояния». Присяжные заседатели( от 25 лет, лица, располагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли включаться священники, военные, учителя, наемные рабочие).

В основу преобразований реформы 1864 г был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе провозглашалось равенство всех перед законом( отмена сословности).

 

35. Столыпинская Аграрная реформа

С созданием манифеста от 3 ноября 1905 «об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1907г. Началась столыпинская земельная реформа, которая стала важным событием в экономической и социальной жизни страны. Главным недостатком в России П.А.Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой тормозившую развитие капитализма в деревне. Смысл – создать широкий слой мелких буржуазных собственников

Реформа осуществлялась в следующих направлениях:

1. разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности (отруб – в деревне, хутор – личный двор);

2. скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам

3. организация переселения крестьян в Сибирь и на другие окраины из перенаселенных районов (Цель – ослабить земельный голод, сбить накал революции, Льготы – освобождение от налогов, денежное пособие, земля намного больше, чем хутор и отруб в собственность, освобождение от повинностей);

4. осуществление всеобщего начального обучения грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе;

5. усиление роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Согласно указу от 9 ноября 1906 любой крестьянин был вправе выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел полагался ему, когда он был в составе общины. Основными проблемами на момент проведения аграрной реформы оставались:

1. крупное помещичье землевладение при малоземелье основной массы населения. В этом значительная часть крестьянского населения и осуществлявшие на тот момент левые политические силы видели основные причины обнищания крестьянского населения;

2. выкупные платежи, которые представляли собой погашения ссуды как будто за выданные на 49 лет полевые наделы;

3. общинное (на праве общей совместной собственности) и подворное (на праве единоличной частной собственности) крестьянское землевладение.

Выход крестьян из общины значительно тормозил развитие сельского хоз-ва и усугублял положение крестьянского населения. Подворное земельное землевладение закреплялось общим крепостным порядком, подтверждаемым крепостными актами, записями крестьянских учреждений, решениями суда, постановлениями сельских сводов, решения ми земских начальников и уездных съездов. Находясь в составе общины, крестьяне получили право вступать в другие сельские общества. Были отменены подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки, привлечение к принудительным работам, подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий, порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам которые не владели недвижимостью, обязываются векселями.

Аграрные указы закреплены в законах, принятых третьей думой . Принятый в 1911 г. «Закон о землеустройстве» регламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована (без согласия хозяев) Разверстанию не подлежат усадебные земли, земли с жилыми постройками , фабриками и мельницами. Арендаторы земель не имели права возражать противных развертывания, решавшие вопросы о разверстке земель, споры решились в уездной комиссии. Обжаловать их решения сенат. Правовая регламентация аграрных отношений вцелом положительно сказалось на развитии этого сектора экономики.

 

36. Особенности конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту Булыгина (6 августа 1905 г..) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3)Госдума получала законодательные права. 4)В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, конституционных демократов, Союз 17 октября, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

Особенность выборов заключалась в том, что они были

Непрямые

Неравные

Не всеобщие( нельзя женщинам, военнослужащим, людям до 25 лет)

Манифест изменил систему государственного управления – появились Советы рабочих депутатов. Они первоначально представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.

 

37. Государственная Дума в России. Избирательные законы. Состав. Полномочия.

В декабре 1905г издан Указ об изменениях Положения о выборах в Гос. Думу.

1. Практически все мужское население старше 25 лет получили избирательное право.

2. Право в



2016-09-16 1464 Обсуждений (0)
Становление абсолютной монархии в России, ее правовое закрепление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление абсолютной монархии в России, ее правовое закрепление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)